Американские военные могут остаться в Киргизии и после 2014 года.
Глава
МИД Киргизии Руслан Казабеков и замгенсека НАТО Александр Вершбоу в дни
саммита альянса в Чикаго подписали соглашение о наземном транзите
грузов международной коалиции. Об этом вчера сообщили в МИД Киргизии.
Окончательно сформирован второй наземный маршрут Северной сети поставок
(ССП) грузов в Афганистан и обратно. Он пройдет через страны
Центральной Азии, теперь – и Киргизии.
"Новое соглашение
свидетельствует о продолжении политики НАТО в отношении стран региона –
сотрудничество расширяется. Важно, что это происходит с фактического
одобрения РФ – ведь альянс получил возможность для транзита грузов
создать перевалочный пункт в Ульяновске", – сказал "НГ" депутат
парламента Киргизии, лидер партии "Демократический альянс" Равшан
Джеенбеков.
По словам депутата Джеенбекова, ранее Бишкек
предоставлял коалиции лишь воздушное пространство и аэропорт "Манас",
где была создана американская военная база. После того как Киргизия
подписала документы о предоставлении наземных транспортных артерий, у
НАТО сложилась полная логистическая схема вывоза грузов из
Афганистана". Киргизия, как сказал Джеенбеков, получила возможность
участвовать сразу в двух транзитных маршрутах НАТО:
Афганистан–Таджикистан–Киргизия–Казахстан–Россия и
Афганистан–Узбекистан–Киргизия–Казахстан–Россия. И если маршрут через
Узбекистан уже работал, то в таджикском направлении движения не было,
поскольку Киргизия вошла в соглашение только в Чикаго.
Напомним,
первоначально США для переброски грузов в Афганистан использовали
территорию Пакистана. Но после неудачно проведенной в этой стране
операции, во время которой авиация НАТО атаковала блокпост пакистанской
армии и погибли 28 солдат, Исламабад прекратил сотрудничество.
Вашингтону пришлось переориентироваться на Россию и страны Центральной
Азии и заключить с ними соглашения о наземном транзите. Единственной
страной, не подписавшей договор о военном транзите, сегодня остается
Туркмения.
Планировалось, что в ходе саммита НАТО в Чикаго США
договорятся с Пакистаном о возобновлении транзита. Но Исламабад, по
сведениям Би-би-си, потребовал публичного извинения за убийство своих
военных, пересмотра политики США в отношении воздушных атак над
территорией Пакистана, увеличения платы за транзит с 250 до 5000 долл.
за каждый автомобиль. Для США эти требования оказались неприемлемыми.
Президент США Барак Обама в обращении к участникам саммита, говоря о
роли региональных государств в афганском урегулировании, поблагодарил
Россию и страны Центрально-Азиатского региона и не упомянул Пакистан.
Более того, отказался от встречи с президентом Асифом Али Зардари один
на один.
Между тем для НАТО пакистанский маршрут был самым
выгодным – требовал около 17 млн. долл. в год. Теперь технику и
оборудование из Афганистана придется вывозить более длинным, а значит,
и более дорогим северным маршрутом. Представитель Центрального
командования США Билл Спикс посетовал, что Министерство обороны США
вынуждено будет выплачивать странам Центральной Азии, задействованным в
транзите по маршруту ССП, более 500 млн. долл. в год. И вероятно, эта
сумма неокончательная, поскольку коалиционным войскам предстоит вывезти
120 тыс. контейнеров с грузами, 70 тыс. бронемашин, более 100 тыс.
военнослужащих и гражданских лиц. А помимо платы за транзит по ССП
страны региона установили тарифы за пользование своей инфраструктурой.
Кроме того, Бишкек, по словам Джеенбекова, надеется получить еще и
финансовую помощь для поддержания бюджета.
"Дефицит бюджета, по
официальным данным, составляет 17 миллиардов сомов (более 360 млн.
долл. – "НГ"), а по данным независимых экспертов, доходит до 25
миллиардов сомов (532 млн. долл. – "НГ"). Экономисты предсказывают, что
следующий год будет более тяжелым. Поэтому у нас единственная просьба
ко всем странам, в том числе и к России, – помочь поддержать бюджет", –
сказал "НГ" Равшан Джеенбеков.
Он также полагает, что Бишкек,
подписав соглашение с НАТО о наземном транзите, оставит Центр
транзитных перевозок (ЦТП, бывшая военная авиабаза. – "НГ") в аэропорту
"Манас" и после 2014 года, когда истечет срок арендного договора. "Если
бы власти решили закрыть ЦТП, то, наверное, не стоило бы в Чикаго
подписывать новое соглашение. Это косвенное свидетельство того, что ЦТП
останется", – считает Джеенбеков.
2012-05-24 / Виктория Панфилова
|