На днях появилась информация о том, что Россия
планирует оказать масштабную помощь вооруженным силам Киргизии и
Таджикистана для их перевооружения. По мнению аналитиков, это говорит о
все более явной тенденции разделения региона на два военно-политических
блока.
6 ноября российский "Коммерсант" со ссылкой на анонимные
источники, "близкие к росс0ийско-киргизской межправкомиссии", сообщил,
что Россия пообещала Киргизии выделить 1,1 млрд дол. на модернизацию
армии. Причем обещание это было дано еще в августе во время визита в
Бишкек Владимира Путина. Речь по данным издания идет не о кредите, а о
поставках военной техники и вооружений, в которых нуждается киргизская
армия. Кроме того, 200 млн. дол. планируется выделить Таджикистану,
который намерен использовать их для создания национальной системы ПВО и
ремонта военной техники. Еще около 250 млн дол. Душанбе может получить в
результате отказа Москвы от взимания пошлин на поставки
горюче-смазочных материалов. Эта сумма близка к той плате, которую
Таджикистан хотел взимать за размещение на территории республики 201-й
российской военной базы.
К марту 2013 г. Министерство обороны
России планирует согласовать с Киргизией программу поставок, а летом
будущего года первые партии оружия и военного снаряжения должны
поступить в республику.
Киргизская армия нуждается во всех видах
легкого стрелкового оружия, боевых машинах пехоты,
разведывательно-дозорных машинах, вертолетах, полевых и стационарных
госпиталях, легкой мототехнике, переносных минометах и спутниковой
аппаратуре. Планируется значительно расширить и подготовку киргизских
военных в российских вузах. По словам председателя комитета Жогорку
Кенеша (Верховного Совета) Киргизии по обороне и безопасности Токона
Мамытова, которого цитирует "Независимая газета": "В первую очередь мы
должны одеть личный состав. Во-вторых, необходимо запросить боевую
автотракторную технику: вездеходы, дозорно-разведывательные машины,
боевые машины пехоты, бронетранспортеры, грузовики, легковые автомобили.
Кроме того, хотелось бы, чтобы было и вооружение, предназначенное для
горнострелковых батальонов. Вооружение и техника, которая помогла бы
обеспечить безопасность пограничным войскам. Легкое стрелковое оружие:
пулеметы, гранатометы и автоматы".
Киргизская армия – самая
слабая в Центральной Азии. Она не обладает ни численностью, ни
военно-техническим потенциалом вооруженных сил Казахстана и Узбекистана,
ни боевым опытом силовых структур Таджикистана, который они приобрели
во время гражданской войны 1992-1997 гг. В ноябре прошлого года
представитель аппарата правительства республики Алик Мамыркалиев на
заседании парламентского комитета по обороне заявил, что количество
военнослужащих, которые "могут в случае опасности вступить в бой"
составляет всего 500-600 человек. Общее же число военнослужащих
Министерства обороны и Национальной гвардии составляет около 8 тысяч
человек. В начале 2010 года киргизский военный эксперт Токтогул
Какчекеев оценивал численность вооруженных сил Киргизии с учетом
пограничников, внутренних войск и некоторых других формирований в 15
тысяч человек. По словам депутата киргизского парламента Дооронбека
Садырбаева, киргизская армия "не продержится и часа", если на республику
вздумают напасть Казахстан или Узбекистан. Слабость киргизских силовых
структур не раз проявлялась в кризисных ситуациях.
Так, во время
Баткенских событий 1999-2000 гг., когда боевики Исламского движения
Узбекистана дважды вторгались в южные регионы Киргизии, противостоять им
киргизским силовикам удавалось с большим трудом.
Вооруженные
силы республики не смогли предотвратить и ожесточенные межэтнические
столкновения киргизов и узбеков в июне 2010 г. на территории Ошской и
Джалал-Абадской областей, когда южные регионы Киргизии в течение
нескольких дней были охвачены хаосом.
Большая часть вооружения
киргизской армии - еще советского производства. На ее вооружении стоят
122 и 152-мм гаубицы М-30 и Д-1 образца 1938 и 1943 годов, танки Т-72,
боевые машины пехоты БМП-1 и БМП-2, бронетранспортеры БТР-70 и БТР-80,
реактивные системы залпового огня "Град" и "Ураган", самоходные гаубицы
"Нона" и "Гвоздика". Проблема, однако, заключается не только в
количестве этого оружия. Российская армия также до сих пор вооружена
техникой и оружием главным образом советского производства. Вопрос в
том, какая часть этой техники в случае конфликта сможет выйти в поле. По
информации бишкекского обозревателя "Независимой газеты" Григория
Михайлова: "Нет никакого секрета в том, что в республике со складов
порой исчезают горючее, форма, бронежилеты, радиаторы от танков Т-72,
детонаторы, стрелковое оружие… в Бишкеке, на крупнейшем рынке столицы,
можно свободно купить не только киргизскую, но и российскую, а также
форму стран – участниц антитеррористической коалиции. Продавцы не делают
секрета, рассказывая, что российское обмундирование "утекает" с
авиабазы в Канте, американское – с базы "Манас". Поэтому России, по
мнению экспертов, стоит позаботиться не только о поставках, но и о
сохранности оружия.
Перевооружая армии Киргизии и Таджикистана,
Москва, по информации правительственных источников "Коммерсанта",
преследует несколько целей: укрепить военный потенциал стран ОДКБ в
условиях нарастания угрозы со стороны Афганистана, обеспечить заказами
предприятия ВПК и не дать США укрепить свои позиции в регионе. По словам
директора третьего департамента стран СНГ МИД РФ, курирующего страны
Центральной Азии, Александра Стерника: "Россия готова вкладывать
серьезные материальные ресурсы в развитие этого региона, в укрепление
его безопасности и, что не менее важно, в сохранение уникального
своеобразия центральноазиатских многонациональных и
многоконфессиональных обществ". В отличие от Запада Россия не стремится
унифицировать их "по шаблону капиталистической формации", который
предусматривает продвижение демократических ценностей, формирование
гражданского общества и внедрение свободной торговли.
Новым
механизмом усиления американского влияния в Центральной Азии с недавних
пор стала идея передачи странам региона вывозимой из Афганистана
американской военной техники и снаряжения.
Транспортировать ее в
США американцы посчитали невыгодным, а оставлять афганцам опасаются
из-за опасности дестабилизации ситуации. В середине июня стало известно о
том, что Пентагон ведет закрытые переговоры с Киргизией, Таджикистаном и
Узбекистаном на предмет передачи им части военной техники и вооружения.
Часть ее планировалось передать странам региона безвозмездно, часть –
на ответственное хранение. В списке вывозимой техники присутствуют
бронемашины, трейлеры для перевозки танков, тягачи, заправщики,
специализированные грейдеры, бульдозеры, водовозы, медицинское
оборудование, средства связи, пожаротушения и другое оборудование. В
министерстве обороны Киргизии факт переговоров подтвердили, сообщив, что
впервые вопрос о передаче республике вывозимой из Афганистана военной
техники был поставлен в марте этого года, во время визита в Бишкек
министра обороны США Леона Панетты. Реакция Москвы была крайне
отрицательной. Передача государствам Центральной Азии большого
количества американской военной техники потребовала бы создания
инфраструктуры ее обслуживания – ремонтных баз, цехов, складов
запчастей, боеприпасов и т.п. В перспективе это могло привести к
привыканию местных силовиков к американской технике и возникновению в
регионе рынка вооружений, ориентированного на американскую военную
промышленность.
Затем ситуация с передачей американской техники
несколько изменилась. В августе российские и казахстанские СМИ сообщили о
том, что США ведут с Узбекистаном переговоры по размещению на
территории республики Центра оперативного реагирования, который должен
обеспечить поддержку американским войскам на случай обострения ситуации в
Афганистане после 2014 г. Технической базой этого центра должна была
стать вывозимая из Афганистана техника и вооружение, большую часть
которой американцы планировали передать Ташкенту. Незадолго до этого
Узбекистан заявил о приостановлении своего членства в ОДКБ, что
позволило ему принимать решение о размещении иностранных военных баз без
оглядки на мнение бывших партнеров по организации, включая Россию. И
Ташкент, и Вашингтон возможность размещения в Узбекистане американских
военных баз отвергли. Однако вопрос с размещением базы мог быть решен
путем присвоения ей статуса транзитного или логистического центра,
подобно тому, как в 2009 г. поступил с базой США в Манасе бывший
президент Киргизии Курманбек Бакиев.
Потерю Узбекистана Россия
решила компенсировать развитием отношений с Таджикистаном и Киргизией,
активизировав подготовку соглашений о размещении на их территории своих
военных объектов и пойдя на целый ряд экономических уступок.
Но
отказываться от американского оружия Киргизия при этом не собиралась. В
интервью "Коммерсанту" премьер-министр Киргизии Омурбек Бабанов заявил,
что "если американцы оставят нам военную технику, мы не откажемся", а
представители министерства обороны уточнили, что их интересует главным
образом военный автотранспорт и средства связи, но и от оружия они также
не откажутся. Однако Москву перспектива появления в
государстве-участнике ОДКБ американской военной техники не устраивала, и
она предпочла такую возможность исключить.
Опасения России
связаны и с тем, что политика США в Центральной Азии, включая оказание
военной помощи государствам региона, в последнее время заметно
активизировалась. В 2011 г. для обеспечения безопасности границ, борьбы с
наркотиками, терроризмом, помощи правоохранительным органам и
вооруженным силам государств региона Соединенные Штаты предоставили
около 170 млн дол. В начале ноября стало известно, что в рамках первого
этапа реализации проекта по оснащению системами связи силовых структур
США выделили Таджикистану около 2 млн дол. Приобретенное в рамках этого
проекта оборудование передано министерству обороны, внутренних дел,
управлению пограничных войск, таможенной службе и комитету по
чрезвычайным ситуациям. Незадолго до этого на таджикско-афганской
границе были открыты два пограничных поста, построенных при помощи США.
Для Узбекистана администрации Б. Обамы запросила у Конгресса на 2013 г.
1,5 млн дол. в рамках "Программы зарубежного военного финансирования" и
300 тыс. дол. по "Программе зарубежного военного обучения и подготовки".
Еще 743 тыс. дол. планируется выделить на поддержку международной
борьбы с наркотиками и деятельность правоохранительных органов
Узбекистана. Впрочем, эти цифры еще могут быть пересмотрены, поскольку
значение республик для США в последнее время растет.
Важным
мотивом модернизации армий Таджикистана и Киргизии являются и
перспективы развития ситуации в Афганистане после 2014 г., когда его
покинет большая часть войск США и НАТО. ОДКБ готовит на этот случай
специальный план действий, пытаясь спрогнозировать, как будут
развиваться отношения Афганистана с ближайшими соседями, включая
Таджикистан и Узбекистан. По мнению генерального секретаря ОДКБ Николая
Бордюжи, в силовых структурах Исламской республики Афганистан сегодня
складывается непростая ситуация. "Несмотря на наличие общего врага,
доверие между афганцами и представителями Международных сил содействия
безопасности (МССБ) снижается, - отметил он 9 ноября на заседании
Рабочей группы по Афганистану при Совете министров иностранных дел ОДКБ.
- Об этом свидетельствуют участившиеся случаи нападения и совершения
террористических актов против военнослужащих МССБ со стороны
представителей афганской армии и полиции". Техническое оснащение
вооруженных сил центральноазиатских стран ОДКБ в этой ситуации
становится одним из ключевых факторов их безопасности.
Заявленные масштабы военной помощи Киргизии и Таджикистану беспрецедентны.
С
момента распада СССР Россия не оказывала своим союзникам поддержки в
таком размере. Однако само по себе оснащение союзнических армий
современным вооружением еще не решает задач, которые стоят перед Россией
в Центральной Азии.
Для того, чтобы эти инвестиции не пропали
даром, как уже не раз бывало в прошлом, южные страны ОДКБ должны быть
прочно включены в сферу влияния России путем использования целого
спектра военных, экономических, культурных и политических механизмов.
Иначе ОДКБ может повторить судьбу восточноевропейских стран Организации
Варшавского договора, которые вместе с полученным от СССР оружием вошли в
состав Северо-Атлантического альянса.
Александр Шустов
Специально для Столетия |