Главная » 2011 » Декабрь » 26 » Д.Ювачев: За Жанаозен ответили. Отойдя от шока, казахстанцы стали...
20:49
Д.Ювачев: За Жанаозен ответили. Отойдя от шока, казахстанцы стали...
После событий в Жанаозене 16 декабря общество замерло в оцепенении. Отойдя от шока, казахстанцы стали ждать реакции власти. Ожидаемое решение можно выразить в двух словах: "виновные наказаны". И вот это случилось. Не все виновные найдены, не все наказаны, но начало положено.

Президент снял руководителей национальной компании "КазМунайГаз" и ее дочерней компании "Разведка Добыча КазМунайГаз", принял заявление об отставке акима Мангистауской области. И дал правительству поручение разобраться с персональной ответственностью других чиновников и менеджеров, чьи действия довели температуру в "жанаозенском котле" проблем до кипения, в результате чего сорвало крышку.

Нурсултан Назарбаев в очередной раз доказал, что он настоящий Лидер нации. Разобравшись в ситуации, поставил диагноз, назначил лечение, удалив те "члены", некроз которых от упоения собственной властью и безнаказанностью был уже неудержим. Оказывается, президент дважды намеревался выехать в Жанаозен – летом (очевидно, когда забастовка нефтяников только началась) и в сентябре (когда она закончилась их увольнением и набором на их место других). И оба раза ему докладывали, что обстановка нормальная и его вмешательства не требует. Поэтому для него, видимо, стало неожиданностью произошедшее 16 декабря в Жанаозене. Неприятной неожиданностью. Он сразу же дал поручения, велел разобраться, принять меры. Спустя неделю стало понятно, что никто особенно разбираться не хочет. Президент прилетел сам и принял все решения прямо на месте.

В Жанаозенском "пожаре" надо разделить три вещи: во-первых, причину тления, во-вторых, провокаторов, подливших масла в огонь, и, в-третьих, неверные действия "пожарных", которые привели к таким серьезным последствиям.

По первому вопросу все предельно понятно. Нефтяники начали бастовать. Желание простое и понятное: чтоб зарплата была выше. Нашлась и лазейка в законе – про коэффициенты, которой можно было воспользоваться в силу недостаточной ясности формулировок. Что должен делать работодатель? Идти и разговаривать с бастующими, выяснять причины недовольства, разъяснять закон. В общем, вести диалог. Этого не произошло. С людьми толком разговаривать не стали, и, выждав для порядка какое-то время, уволили.

Помнится, я как-то писал, что государство должно быть с кулаками, но при этом обеспечить людям возможность свободно обсуждать свои проблемы с представителями власти. В Жанаозене и на Каражанбасе у бастующих такой возможности фактически не было. Они рассказывали о своих проблемах всем – журналистам, оппозиционерам, даже депутатам Европарламента. Но с работодателем за столом переговоров так и не встретились. Впрочем, как и с представителями местной власти.

А ведь, если б их послушали, то услышали бы, что вопрос коэффициентов и зарплаты довольно быстро отступил на второй план. Они возмущались тяжелыми условиями труда, плохо развитой инфраструктурой, низким уровнем жизнеобеспечения города, высокими ценами на продукты. Но самое главное – их возмущало, что к ним относятся, как к быдлу. Бастующие требовали, чтобы к ним относились по-человечески. Согласитесь, трудно признать "человеческим" полное игнорирование почти 2000 человек, внезапно ставших безработными.

При этом надо отдать должное этим людям: они были весьма организованы, соблюдали строгую дисциплину, не совершали никаких противоправных поступков – просто стояли на главной площади Жанаозена. День и ночь, сменяя друг друга. А мимо на джипах проезжали "бастыки". Конечно, горожане в этой ситуации были на стороне забастовщиков, даже если не поддерживали их требований. Поговаривают, что жанаозенцы периодически сбрасывались деньгами, чтобы поддержать бастующих материально. Причем в эту своеобразную "кассу взаимопомощи" свой вклад делали и работники "Озенмунайгаза" – не уволенные, не бастовавшие.

Так тлел этот огонь. Тлел так долго, что, конечно, нашлись желающие подбросить туда дровишек, а то и плеснуть керосина. Невесть откуда взявшиеся провокаторы, заплатившие молодчикам по 20 тыс. тенге, снабдившие их планом, оружием, подготовившие и "накачавшие" спиртным. Им помог и местный аким, решивший поставить юрты аккурат там, где обычно находились бастующие (впервые в истории города – зимой и впервые на самой площади, а не за ее пределами). В общем, время и место были выбраны удачно. И "целились" поджигатели не в Жанаозен, а в нашу независимость, сплоченность и мирную жизнь.

Можно ли было избежать такого количества жертв? Конечно, да. Спецслужбы не предприняли никаких превентивных мер, хотя слухи по городу о готовящихся беспорядках ходили чуть ли не за месяц до этого. Полиция не отличилась ни числом, ни умением, ни снаряжением. Был бы газ, были бы резиновые пули, водометы – толпа была бы обращена в бегство. Не имея ничего этого, полицейские вынуждены были применить огнестрельное оружие. Сначала – в воздух. Затем – на поражение. Две трети убитых "положили" во время штурма акимата, когда пытались спасти акима Жанаозена и замакима области.

Но ведь на вооружении у полиции есть все необходимые спецсредства! Они с удовольствием хвастали этим перед прессой, когда приобретали два года назад и когда применяли на учениях в Таразе совсем недавно. Почему же их не было в Жанаозене – городе, в котором полгода тлело недовольство и в истории которого уже был 1989 год? Неужели уважаемый Калмуханбет Касымов не мог предположить такого развития событий?

К сожалению, приходится признать: если бы правоохранительные органы сработали в Жанаозене профессионально, жертв, скорее всего, можно было бы избежать. Рискну предположить, что наказание виновных отставками в нацкомпании и сменой акима области не ограничится. Президент взял расследование под свой личный контроль, значит, не пощадят никого. Должны быть привлечены к ответственности не только молодые бандиты в черных куртках и те, кто за ними стоит, но и те, кто допустил их появление и укрепление, а также те, кто не смог предвидеть такого развития событий и подготовиться, чтобы дать цивилизованный отпор. Без кровопролития.

Но, помимо наказания виновных, нужно сделать и еще кое-что. В первую очередь обеспечить работой уволенных. Оказалось, что варианты есть и без восстановления – сейчас создается буровая компания, куда всех забастовщиков примут на ту же зарплату, что у них была. Конечно, вряд ли все 2000 человек побегут туда, задрав штаны. Что ж, придется с ними разговаривать по-человечески. Впрочем, вновь назначенные руководители КМГ Ляззат Киинов и РД Алик Айдарбаев умеют разговаривать с нефтяниками на равных, без высокомерия. Почему и пользуются в этих краях авторитетом.

И еще одно надо сделать обязательно. Вернуться к делу Натальи Соколовой – юриста профсоюза АО "Каражанбасмунай", которую осудили на 6 лет за разжигание социальной розни. Учитывая, что она говорила в мае практически то же, что говорил президент в декабре, судьи имеют полное моральное право посмотреть на обстоятельства ее дела "незамыленным" взглядом. Тем более, что приговор, хотя и вступил в силу, но не прошел еще всех стадий апелляции. Женщину надо выпустить. Хотя бы из тех же гуманных соображений.

Данила ЮВАЧЕВ
26.12.2011,
Источник - Мегаполис
Категория: Казахстанские военные новости | Просмотров: 1200 | Добавил: Marat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Marat  
0
Zakon.kz: Кулибаева в отставку - верное решение?
00:06 26.12.2011

Кулибаева в отставку: верное решение?

Президент Казахстана сделал ряд кадровых перестановок после своей поездки в Актау. В итоге своей должности лишился аким Мангистауской области Крымбек Кушербаев. Были прекращены полномочия Председателя Правления АО НК "КазМунайГаз" Болата Акчулакова. На его место назначен Ляззат Киинов, теперь уже бывший вице- министр нефти и газа Казахстана. АО "РД КМГ" возглавил новый генеральный директор Алик Айдарбаев, сменивший ушедшего в отставку Аскара Балжанова.

Многие аналитики расходятся во мнении, помогут ли эти кадровые перестановки нормализовать жизнь в Жанаозене. Ведь конфликт в этом маленьком городе возник давно. Трудовые разногласия между нефтяниками и НК "Казманайгаз" длятся с 2008 года. Начиная с этого момента, как по расписанию, один-два раза в год, работники нефтегазовой компании выходят на забастовки. По - другому и быть не может в демократическом обществе: куда не глянь, какую европейскую страну не приведи в пример- везде бастуют, хотят лучшей доли. Но, разговор сейчас не об этом, а об отставках, которые случились после событий в Жанаозене.

Были ли увольнения оправданы? В какой - то мере, да. Хотя с другой стороны - спору работников и работодателя не один год, и даже не два. И отставка грамотных специалистов, которые старались решить разногласия в рамках трудового законодательства, вызывает вопросы. Взять хотя бы главу фонда "Самрук- Казына". Тимур Кулибаев на должности главы нацфонда с апреля 2011 года. Но, многие знают, руководитель ФНБ оказал позитивное воздействие на решение ситуации вокруг многомесячных забастовок в Мангистауской области. Конфликт был разрешен в рамках трудового законодательства, в результате большая часть бастующих вернулась на работу.

Под его руководством Фонд активно продолжил работу по реализации задач масштабной индустриализации и внедрению принципов корпоративного управления в национальных компаниях. Если говорить о деловых качествах, то и здесь большой опыт на руководящих постах, системное мышление, помогли Кулибаеву в короткие сроки активизировать работу нацфонда. Что ни говори, а с его уходом "Самрук - Казына" потеряет грамотного управленца.
Источник - zakon.kz

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Календарь