Переизбрание Обамы и афганский вопрос - 16 Ноября 2012 - Казахстанский военный сайт
Главная » 2012 » Ноябрь » 16 » Переизбрание Обамы и афганский вопрос
21:43
Переизбрание Обамы и афганский вопрос
Следует иметь в виду, что главным из того, что было сделано Обамой в отношении Афганистана в период его первого президентского срока, стало изменение стратегического курса США и переход от лозунга "борьбы с мятежом" к лозунгу "борьбы с терроризмом", а также включение в этот вопрос Пакистана в качестве части кризиса. Все остальные его действия, на самом деле, можно считать следствием этой стратегии.

Говоря о приоритетах, которые будут избраны США в качестве задач на новый политический период, можно указать на следующие моменты:

предоставление правительству Афганистана всей ответственности за поддержание безопасности и вывод из страны части военного контингента США и других членов НАТО;
подписание договора о безопасности между Кабулом и Вашингтоном, который определит отношения между сторонами на ближайшие десятилетия, и в рамках которого будет осуществляться размещение американских баз в Афганистане и продолжение присутствия некоторого количества военных сил;
проведение президентских выборов в Афганистане в 2014 году, особенно с учетом разговоров о том, что отдельные группы в афганском правительстве не хотели бы проведения выборов и были бы заинтересованы в создании условий для возврата к традиционным путям решения, таким как Лойя Джирга. Этот вопрос даже стали негласно обсуждать в МООНСА (миссии ООН по содействию Афганистану);
и, наконец, возобновление переговорного процесса и введение в программу государственного строительства в Афганистане оппозиционных сил, в частности, Талибана.
Региональные эксперты уверены, что на этом пути Соединенные Штаты сталкиваются с несколькими конкретными вызовами:

Первый заключается в неэффективности государственной структуры Афганистана, особенно в области внутренней политики. Это обстоятельство, на самом деле, можно считать самым главным вызовом, который влечет за собой дальнейший ряд проблем и нерешенных задач. Афганское правительство в политическом и экономическом отношениях не смогло позиционировать себя в глазах народа, гражданского общества и политических течений Афганистана в качестве сильного и здорового института, способного вызвать доверие. Оно не только не смогло создать надлежащий баланс в многонациональном афганском обществе, но и не сумело очертить конкретные границы национальных интересов страны перед лицом иностранного военного присутствия. Продолжение подобной ситуации означает затягивание кризиса.

Слабость правительства Афганистана в этом вопросе приводит к тому, что главные ошибки, допускаемые Соединенными Штатами в этой стране, вследствие той же самой неэффективности остаются без должного внимания.
Второй вызов заключается в роли Пакистана и позиции, занимаемой этой страной в отношении Афганистана. По крайней мере, по мнению влиятельных групп в пакистанской армии, афганский вопрос представляет собой одну из наиболее насущных проблем внешней политики этой страны, которая, так же, как индийская проблема, целиком связана с вопросом о безопасности. Нестабильная обстановка в Афганистане может привести к серьезному кризису как во внутриполитической обстановке Пакистана, так и в его взаимоотношениях с Индией. С точки зрения пакистанских военных, совершенно очевидно, что хотя Пакистан и считается стратегическим партнером США, не входящим в состав НАТО, однако со времен окончания холодной войны американские взгляды на эту страну никогда не строились на каком-либо прочном фундаменте и всегда формировались, исходя из соображений кратковременной конъюнктуры.

Теперь же выбором Соединенных Штатов на юге Азии (особенно в связи с афганской проблемой) является Индия. И это тот приоритет, который невозможно отрицать, особенно, с учетом ожидаемой в ближайшие десятилетия перспективы усиления влияния Китая в этом регионе, и роли, которую Индия может сыграть в деле препятствования китайским амбициям и создания относительного равновесия сил.
Очевидно, наряду с поддержкой гражданского правительства Пакистана, от Обамы в новом президентском сроке можно ожидать усиление в зоне афгано-пкистанского приграничья операций с применением беспилотников.

Армейское руководство Пакистана, осознавая подобное положение дел, со своей стороны предпринимает попытки помешать достижению прямого соглашения между Талибаном и США и сохранить нынешнее положение дел в области политики борьбы с группами афганских боевиков, приветствуя "перезагрузку" отношений с Россией, которая последовала за визитом российского министра иностранных дел в Исламабад и одновременной поездкой в Москву главкома сухопутных сил армии Пакистана генерала Кияни, одновременно выступая за сохранение существующих связей с Китаем. Помимо этого, пакистанское военное руководство намеревается создать новую систему регионального взаимодействия, поскольку она может каким-то образом привести к установлению более благоприятных с точки зрения Пакистана отношений с Америкой, по сравнению с нынешними нерегулярными и отрывочными контактами с этой страной.

Понятно, что для Пакистана в качестве страны, получающей помощь от США, сохранение отношений с Америкой, по крайней мере, на нынешнем уровне является вопросом необходимости, а не вопросом выбора.
В качестве третьего вызова, с которым приходится сталкиваться Бараку Обаме в решении афганской проблемы, следует назвать серьезное противодействие России, Пакистана и Ирана в вопросе о создании американских военных баз в Афганистане. Эта тема со всей очевидностью демонстрирует цели США, которые выходят за рамки решения афганской проблемы, и оказывают влияние на безопасность региональных государств. В последние месяцы Путин представил Россию в качестве совсем другой страны в плане ее внутренней и международной политики. Очевидно, президент России намеревается возродить роль РФ в качестве мировой державы в международных отношениях.

В афганском вопросе и во взаимоотношениях с США в этой связи Москва избрала политику "партнерства и соперничества" и явно поддерживает идею о необходимости сохранения Афганистаном нейтралитета в международной политике.
С другой стороны, визит в Афганистан министра внутренней безопасности, члена политического Комитета правящей партии Китая, который стал первым визитом в страну столь высокопоставленного китайского чиновника за последние десятилетия, также может свидетельствовать о том, что Китай заинтересован в отходе от традиционной позиции в отношениях с Кабулом, которая всегда основывалась на экономических факторах, и предпочел бы внести в эти отношения компоненту безопасности.

Такая направленность может быть связана как с опасениями по поводу развития ситуации в Афганистане после 2014 года, так и означать желание Китая играть более значительную роль, что было недавно ясно продемонстрировано этой страной.
С учетом всего вышеизложенного, представляется, что команде Обамы в новом президентском периоде придется столкнуться с немалыми трудностями в выстраивании своей политики в отношении Афганистана и Пакистана. Исходя из этого, без частичного изменения политических шагов и достижения согласия между всеми влиятельными игроками преодоление нынешнего этапа и возможность победы представляется весьма маловероятной.

11.11.2012 Ахмад Фахим Сабир – афганский журналист, постоянный автор портала "Афганистан.Ру".

Источник - Афганистан.Ру

Категория: Международные военные новости | Просмотров: 419 | Добавил: Zhan | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Календарь