Тунис - салафитская угроза - 6 Декабря 2012 - Казахстанский военный сайт
Главная » 2012 » Декабрь » 6 » Тунис - салафитская угроза
01:32
Тунис - салафитская угроза
В последние месяцы в Тунисе заметно активизировались экстремистские религиозные группировки. Недавно в столице страны прошла демонстрация под лозунгами "Народ требует установления исламского государства" и "Те, кто любит Бога, любит шариат", участие в которой приняло около 10 тыс. чел. Происходят нападения на художественные галереи и бары, которые, как считают салафиты, являются оскорбляющими веру заведениями. Участились попытки избиения иностранных туристов. 14 сентября с.г. исламисты атаковали посольство США, а 30 сентября - два поста Национальной гвардии.

В некоторых населенных пунктах интегристы, пользуясь дезорганизацией правоохранительных органов, пытаются установить свою власть. Так, в находящейся под Бизертой деревне Седжнан они провозгласили исламский эмират. При этом экстремисты избивают мужчин, которых считают ненастоящими мусульманами, запугивают не носящих хиджаб женщин, ввели запрет на продажу алкоголя, просмотр телепередач, празднование свадеб, закрыли женские парикмахерские.

Вспышка салафизма в секуляризированном и вестернизированном Тунисе может показаться неожиданной. Но не следует упускать из виду, что интегризм имеет в этой стране длительную историю. В нынешних условиях нарастание салафизма в Тунисе объясняется воздействием ряда факторов.

Прежде всего, следует выделить сохраняющийся высокий уровень безработицы среди молодежи, особенно среди выпускников вузов: в конце прошлого десятилетия их доля составляла 50% от общего числа безработных, и при этом ежегодно не могли трудоустроиться 29% выпускников. Свержение З.А.бен Али и приход к власти "Ан-Нахды" не привел - да и не мог привести - к улучшению ситуации, учитывая, что для создания нескольких десятков тысяч новых рабочих мест требуются годы. В результате на разочарование прежней социал-демократической моделью развития у молодежи наложилось разочарование в пропагандируемой ДН умеренной исламистской идеологии реформаторской окраски. Образовавшийся вакуум начали заполнять идеи религиозного возрожденчества. Немалую роль в этом сыграл свойственный молодым людям неконформизм, их готовность пожертвовать всем ради реализации привлекательной идеи, а также склонность к крайностям, готовность прибегать к силовым методам. Следствием всего этого стал происходящий сейчас в Тунисе, по оценке журнала "Экономист", "рост популярности салафитского послания в городах с высоким уровнем молодежной безработицы даже в тех случаях, когда там нет местных салафитских группировок".

Наряду с молодежью, интегристов поддерживает часть мелкой буржуазии и средних слоев, а также маргиналы, неимущие, потерявшие работу лица среднего возраста. К исламизму их толкают экономические трудности и политическая нестабильность, что естественно, поскольку в подобных ситуациях возникает кризис общественного сознания, порождающий у людей тягу к религии. Выступающий как целостное мировоззрение ислам предлагает им кажущееся простым решение всех существующих проблем. Вместе с тем разочарование в рецептах, выдвигаемых реформаторами, побуждает верующих считать, что первопричиной всех бед является отход от изначальных религиозных принципов, возврат к которым гарантировал бы выход из нынешней тупиковой ситуации.

Приверженцев салафизма в Тунисе насчитывается не так уж много – всего несколько десятков тысяч человек. Они представляют собою меньшинство, но это меньшинство - активное, хорошо организованное, не останавливающееся перед применением насилия. Интегристы объединены в несколько группировок, из которых наиболее известными являются "Ансар аш-Шариа", "Ат-Тахрир", Исламский фронт, Фронт реформы. Близких к религиозно-возрожденческим взглядов придерживается и консервативное крыло ДН. Салафиты контролируют 500 из 2,5 тыс. тунисских мечетей. Их цель – построение "истинно исламского государства", живущего в соответствии с законами шариата. Некоторые из интегристских группировок предпочитают действовать политическими методами, однако большинство из них исходит из того, что главным – если не единственным – путем достижения поставленной цели является насилие, применение которого оправдывается, по их мнению, религиозными догматами и диктуется политической целесообразностью.

Салафиты пользуются поддержкой извне. Им поступают финансовые средства из Катара, а также от "Аль-Каиды", в то время как Саудовская Аравия направляет религиозных проповедников. Так, известный приверженец ваххабизма шейх Муса Шериф выступал в Тунисе с лекциями о необходимости дальнейшей исламизации страны. Еще большую опасность представляют попытки вмешательства в ситуацию закрепившейся в соседней Ливии "Аль-Каиды". Ее боевики неоднократно предпринимали попытки прорваться в Тунис, переправить местным экстремистам оружие, включая переносные зенитные ракетные комплексы. Поступившая из Ливии крупная партия оружия была в феврале с.г. перехвачена под Сфаксом.

Интегристы, судя по всему, намерены и далее добиваться дестабилизации обстановки, рассчитывая, что в ситуации хаоса они смогут придти к власти. Во всяком случае, по мнению министра внутренних дел Туниса Али аль-Арида, будущее столкновение государства с салафитскими группировками представляется "практически неизбежным".

На данный момент соотношение сил на тунисской политической арене складывается, впрочем, не в пользу интегристов. Им противостоит многочисленный современный средний класс. Не желает усиления религиозного экстремизма и большая часть ориентирующейся на Европу тунисской буржуазии. Антиисламистские настроения широко распространены среди женщин, которые в Тунисе эмансипированы не только де-юре, но и де-факто. Симпатии к установлению в стране исламских порядков не прослеживаются на данный момент в армии и в правоохранительных органах. Не стоит также забывать, что характерная для Туниса еще со времен Х.Бургибы секуляристская идеологическая ориентация привела к спаду религиозности, особенно среди городского населения.

В настоящее время властями разрабатывается стратегия противостояния религиозному экстремизму. Предполагается, в частности, восстановить контроль государства над мечетями и источниками их финансирования с тем, чтобы пресечь поступление средств из-за рубежа, ограничить влияние иностранных проповедников, а также, возможно, разрешить легализацию религиозных партий, что, как надеются, побудит их подчиняться законам и соблюдать "правила игры" (хотя данная идея выглядит небесспорной).

Главное же заключается в том, удастся ли властям добиться улучшения социально-экономической ситуации и политической стабильности, что выбило бы почву из-под ног салафитов. Однако выход на быстрое решение назревавших десятилетиями проблем представляется делом весьма непростым, и в силу этого не исключено, что в ближайшей перспективе влияние интегристов может возрасти.

Подцероб Алексей Борисович, ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, Чрезвычайный и полномочный посол - специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".


Источник - Новое Восточное Обозрение

Категория: Международные военные новости | Просмотров: 449 | Добавил: Zhan | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Календарь
«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31