Бжезинский: Момент для Обамы
Как президент может вновь завладеть инициативой во внешней политике
В
иностранных делах центральная проблема для Обамы заключается в том, как
отвоевать те позиции в вопросах формирования американской политики
национальной безопасности, которые он в последние годы утратил. С
исторической и политической точки зрения, в американской системе
разделения властей наибольшей свободой для осуществления решительных
действий в иностранных делах обладает президент. Страна считает, что
именно он отвечает за безопасность американцев в нашем все более
неспокойном мире. На него смотрят как на человека, определяющего цели,
которых Соединенные Штаты будут добиваться посредством дипломатии,
экономических рычагов, а в случае необходимости и методами военного
принуждения. А мир в целом видит в нем достоверный голос, которым
говорит Америка.
Конечно, президент - не диктатор. Правом голоса
обладает Конгресс. Есть такое право и у общества, есть оно у влиятельных
кругов и у внешнеполитических лоббистов. Роль Конгресса в объявлении
войны особенно важна не тогда, когда США становятся жертвой нападения, а
когда Америка сама планирует вести войну за границей. Поскольку Америка
является демократией, поддержка общества президентским решениям в сфере
внешней политики чрезвычайно важна. Но ни у кого во власти и за ее
пределами нет такого авторитетного голоса, как у президента, когда она
сначала говорит, а потом начинает решительно действовать в интересах
Америки.
Это верно даже в условиях присутствия решительно
настроенной оппозиции. Даже когда некоторые лобби заручаются в Конгрессе
поддержкой для своих иностранных клиентов, выказывая неповиновение
президенту, многие конгрессмены тихо и спокойно заявляют Белому дому о
своей готовности поддержать его, если он будет твердо и решительно
отстаивать "национальные интересы". А президент, способный поступать так
открыто, заводя при этом друзей и союзников на Капитолийском холме,
может создать себе столь мощный и грозный авторитет, что вступать с ним в
конфронтацию станет нецелесообразно с политической точки зрения. И
именно это нужно сейчас сделать Обаме.
Один шаг, который он может
сделать незамедлительно для укрепления своих позиций, это назначить
такого госсекретаря, который будет пользоваться мощной поддержкой обеих
партий. В сегодняшней политической атмосфере с ее глубокой поляризацией
Обама получит серьезное влияние и поддержку, если подумает о кандидатуре
республиканца с умеренными внешнеполитическими взглядами. Естественно,
если он выберет на этот пост демократа, то это должен быть человек,
пользующийся в Конгрессе уважением у обеих партий.
Еще до сбора
своей новой команды Обаме надо внимательно подумать о программе действий
на второй президентский срок. Какое наследие хочет он оставить после
себя? И здесь знать, что не нужно делать, не менее важно, чем знать, что
надо делать. Президент, стремящийся к признанию в качестве мирового
лидера, не должен лично излагать внешнеполитические цели, красноречиво
брать на себя обязательства по их достижению, а потом уступать свои
позиции, столкнувшись с твердой оппозицией. Суть здесь в следующем:
успех Обамы будет зависеть от того, насколько решительно и серьезно он
настроен – будь то отношения с враждебным Путиным, со все более
самоуверенным руководством стремительно усиливающегося Китая, с
изворотливыми и непонятными иранцами или с так называемым мирным
процессом между Израилем и Палестиной. Авторитет и уверенность идут рука
об руку.
Например, что касается израильско-палестинской
проблемы, то печальный факт состоит в следующем: при трех последних
президентах американская политика была либо искренней, но беззубой, либо
просто циничной. Голосование в Организации Объединенных Наций по
вопросу палестинской государственности, когда США, несмотря на
настойчивые усилия, сумели заручиться поддержкой всего восьми государств
из 188 голосовавших, знаменует собой драматичное снижение уважения и
доверия к способности Америки решать вопрос, который сегодня вызывает
нравственную обеспокоенность, а завтра может стать взрывоопасным. Таковы
последствия ослабления межпартийного консенсуса в вопросах американской
внешней политики и усиливающегося влияния лоббистов. И это подчеркивает
необходимость напористого руководства президента в вопросах внешней
политики и национальной безопасности.
Сталкиваясь с трудными
вызовами внешней политики, президент имеет великолепную возможность
воспользоваться двумя важными моментами своего правления. Один наступает
на первом году президентства, потому что к четвертому году достигнутый
успех сотрет те недостатки, которые были ранее. В случае переизбрания на
первом году второго срока появляется еще одна удачная возможность,
потому что на сей раз высшим судьей президенту будет история, а не
общество. Обама продемонстрировал глубокое интеллектуальное понимание
новых вызовов, с которыми Америка сталкивается на мировой арене. И у
него сейчас появляется великолепный и невиданный ранее шанс сформировать
то, что историки назовут его наследием.
Оригинал публикации: Obama"s Moment
Опубликовано: 03/12/2012
Збигнев Бжезинский (ZBIGNIEW BRZEZINSKI) ("Foreign Policy", США) Источник - inosmi.ru |