Н.Салтаев: "Вера Чингисхана" - Военная история XIII-XV веков - Древняя история (саки, гунны, Золотая Орда) - Историческая рубрика - Казахстанский военный сайт
Главная » Статьи » Древняя история (саки, гунны, Золотая Орда) » Военная история XIII-XV веков

Н.Салтаев: "Вера Чингисхана"

Уважаемые знатоки истории!

Первое: религия Чингизхана уже прошла путь от многобожия к монотеизму и на этом основании стоит далеко от политеизма бурят и алтайцев, ламаизма и буддизма.

Второе: религия Чингизхана имеет сходство с монотеизмом древних тюрок, в частности одно из названий единого бога Тенгри. Летописцы отмечают, что огузы легко принимали ислам, потому, что это не противоречило их воззрениям, надо было только говорить вместо бир Тенгри,  Бир Алла. Однако, обряд захоронения древних тюрков, огузов (основное различие религий – отношение к загробной жизни) отличается от способа захоронения средневековых монголов. Обряд погребения зороастрийцев имеет сходство с обрядом погребения тибетцев, монголов и бурятов.

Третье: Христианство и манихейство были известны в  средневековой Монголии у кереев и уйгур, вера Чингизхана отлична от них.

Четвертое: Одно из названий единого бога – Хормуста сближает с зороастризмом, которое исповедовали согдийцы. Однако, согдийцы пользовались иранскими текстами Авесты, детали канонов которых не совпадали с описанием молитвы Чингизхана. Например, отсутствие поклонов в зороастризме, завязывание пояса, Чингизхан наоборот развязывает пояс и вешает на шею. Однако, имеются и совпадения ритуалов: моление в сторону солнца и монголо-тибетские способы захоронения.

Пятое: религия Чингизхана не была новым культом, так в одном из источников прямо говорится о древнем боге.

Шестое: на одном из периодов развития зороастризма миссонерская деятельность не приветствовалась, оставаясь внутренним культом персов. Так на вопрос Рубрика, христианин ли хан, ему ответили, что он моал, но не рассказали ничего о вере, к этому же я отношу сокрытие способа похорон. Рассказы способа похорон про то, что место захоронения приводится в первозданный вид, а по месту могил прогоняются табуны лошадей, а при похоронах ханов убивается похоронная команда, считаю недостоверными (может быть я не прав и сохранился такой способ похорон?).

 

На мой скромный взгляд религия Чингизхана была оригинальным культом, сложившимся под влиянием соседних народов. В первую очередь монотеистического тенгрианства тюрок и древнего зороастризма. Монотеистические культы, как принято было объяснять, зарождались или совместно с централизованными государствами, а может быть являлись первопричиной или наоборот следствием централизованных государств, объединяющих народы разного этнического происхождения.

Думаю, что зороастризм не мог быть передан предкам Чингизхана после 5 века согдийцами, потому, что исполнение ритуалов Чингизханом не совпадает с ритуальными действиями иранцев, то есть предполагаю, что название бога Хормуста, направление молитвы и способ похорон переданы тибетцам и монголам  в те времена, когда ритуалы зороастризма еще не были канонизированы. Но уже были сформулированы основные постулаты веры: вера в единого бога Хормуста, борьба зла и добра, направление молитвы и способ похорон.

Среди рунических памятников тюрков имеются упоминание о Тенгри, но отсутствуют упоминания о Хормусте. Монотеистический культ тенгри после Тюркского каганата был широко распространен в евразийских степях,  возможно, что включение в описание жизни Чингизхана культа тенгри является домыслом летописцев, распространивших очевидное и на Чингизхана?

Возможно, религия Чингизхана была культом только его рода. В результате того, что род Чингизхана распространился на всей Евразии, отсутствия культовых служителей родовой религии, запрет на миссионерство «родовой зороастризм» растворился. Монотеисты стали мусульманами, а политеисты стали ламаистами, буддистами или включили в свой пантеон еще одного бога Хормуста и приняв некоторые ритуалы.

По уверениям летописцев Ясса – законник Чингизхана имелась у всех ханов, возникает вопрос почему она не сохранилась? На мой взгляд в яссе, указывались каноны родового культа Чингизхана, после принятия ислама и буддизма все комплекты яссы были уничтожены священнослужителями.

Физическое отличие Чингизхана и его рода от «канонического» образа монголов: голубые глаза, большая борода, высокий рост, то же говорит о том, что происхождение его отлично от других родов.

 

Мои выводы:

1.  Становление империи Чингизхана имела под собой духовную основу монотеистический культ.

2.  Могилу Чингизхана искать бесполезно.

3.  Ни один из ныне существующих народов не может претендовать на духовное наследство Чингизхана, так как приняв новые религии потомки превратились в новые этносы.

 

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Chronograf_14v/text2.phtml

ГРУЗИНСКАЯ КНИЖНАЯ ЛЕГЕНДА О ЧИНГИСХАНЕ

Была в законе у них вера в единого бога бессмертного: [они] обращали лицо к солнцу на восток, трижды преклоняли колена, трижды кланялись, концом среднего пальца касались ладони и прищелкивали, и более ничего.

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Ann_de_Burton/text1.phtml?id=1023

АННАЛЫ БЁРТОНСКОГО МОНАСТЫРЯ

(конец XIII в.)

Расследование о тартарах, проведенное в Лионе его святейшеством папой …

… О вероисповедании 13 ответил,

 

-что они веруют в единого владыку мира; поэтому, когда направляли к рутенам посольство, поручили [обратиться] с такими словами: "Бог и сын его - на небе, Чиркан - на земле"…

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/frametext11.html

РАШИД-АД-ДИН

СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

…Еще он сказал: «Мы отправляемся на охоту и убиваем много изюбрей, мы выступаем в походы и уничтожаем много врагов. Поскольку всевышний господь указует [нам] путь, это [нам] легко удается, люди же забывают [это] и видят здесь другое»…

…Еще он сказал. В то время когда Чингиз-хан предпринял поход на владения Хитая и выступил на войну против Алтан-хана, он один, согласно своему обыкновению, поднялся на вершину холма, развязал пояс и набросил его на шею, развязал завязки кафтана [каба], встал на колени и сказал: «О, господь извечный, ты знаешь и ведаешь, что ветром, [раздувшим] смуту, был Алтан-хан и начало распре положил он. Он безвинно умертвил Укин-Баркака и Хамбакай-каана, которых племена татар, захватив, отправили к нему, а те были старшими родичами отца моего и деда, я же домогаюсь их крови, лишь мстя [им]. Если ты считаешь, что мое мнение справедливо, ниспошли мне свыше в помощь силу и [божественное] вспоможение и повели, чтобы с высот ангелы и люди, пери и дивы стали моими помощниками и оказывали мне поддержку!»…

…Еще. Однажды в молодые годы Чингиз-хан встал на рассвете, а в его чубе [какул] уже побелело несколько волосков. Приближенные задали [ему] вопрос: «О, счастливый государь, возраст твой не достиг еще порога старости, почему же в твоем чубе появилась седина?!». В ответ он сказал: «Так как всевышний господь пожелал сделать меня главою и старейшиною туманов и тысяч и водрузить бунчук [тук] моего благоденствия, то он проявил на мне знак старости, который является знаком старшинства [михтари]»…

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/frametext10.html

…Когда эмиры и люди удалились, Чингиз-хан вместе с сыновьями сел для тайного совещания. После многочисленных увещаний и наставлений он сказал: «О, дети, остающиеся после меня, знайте, что приблизилось время моего путешествия в загробный мир и кончины! Я для вас, сыновей, силою господнею и вспоможением небесным завоевал и приготовил обширное и пространное государство, от центра которого в каждую сторону один год пути. Теперь мое вам завещание следующее: будьте единого мнения и единодушны в отражении врагов и возвышении друзей, дабы вы проводили жизнь в неге и довольстве и обрели наслаждение властью!»…

 

…У монголов установлено и известно следующее: продолжительность жизни Чингиз-хана была семьдесят два тюркских года…

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/frametext10.html

РАШИД-АД-ДИН

СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

…Кокэчу Тэб-Тэнгри, сын Мунлик-эчигэ, был провидцем, претендовавшим на совершение чудес. Он неоднократно перед этим говаривал [Чингиз-хану]: «Всевышний господь дарует тебе царствование над поверхностью земли!». В этот день он выступил и, выразив притязание на обнаружение [у себя сейчас] знаков того чудесного предвидения, сказал: «Ныне, когда государи этого земного пояса, которых всех называли гур-хан, покорены твоею рукою и владения их достались тебе, и у тебя по их примеру будет титул такого же значения – чингизовский, и ты, Чингиз, станешь царь-царей. Всевышний господь повелел, чтобы прозвание твое было Чингиз-хан, ибо чингиз есть множественное число от [слова] чин, а следовательно, Чингиз имеет усиленное значение [слова] чин. Посему слово Чингиз-хан будет [иметь] целью [прозвание] – шаханшах – государь государей»…

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext4.html

РАШИД-АД-ДИН

СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

Он имел сына по имени Кокэчу, которого монголы называли Тэб-Тэнгри. Обычай его был таков, что он раскрывал тайны, предсказывал будущие события и говорил: «Бог со мною беседует, и я посещаю небо!». Он всегда приходил к Чингиз-хану и говорил: «Бог повелел, чтобы ты был государем мира!». И чингиз-ханово прозвание ему дал он, сказав [при этом]: «Повелением бога имя твое таково должно быть!».

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/text8.phtml

РАШИД-АД-ДИН

СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

…Эти слова произвели такое действие на сердце Чингиз-хана, что у него не осталось больше сил для стойкости и спокойствия. В этом пламенении гнева он поднялся в одиночестве на вершину холма, набросил на шею пояс, обнажил голову и приник лицом к земле. В течение трех суток он молился и плакал, [обращаясь] к господу, и говорил: «О, великий господь! О творец тазиков и тюрков! Я не был зачинщиком пробуждения этой смуты, даруй же мне своею помощью силу для отмщения!»…

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/frametext11.html

РАШИД-АД-ДИН

СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

В то время когда Чингиз-хан предпринял поход на владения Хитая и выступил на войну против Алтан-хана, он один, согласно своему обыкновению, поднялся на вершину холма, развязал пояс и набросил его на шею, развязал завязки кафтана [каба], встал на колени и сказал: «О, господь извечный, ты знаешь и ведаешь, что ветром, [раздувшим] смуту, был Алтан-хан и начало распре положил он. Он безвинно умертвил Укин-Баркака и Хамбакай-каана, которых племена татар, захватив, отправили к нему, а те были старшими родичами отца моего и деда, я же домогаюсь их крови, лишь мстя [им]. Если ты считаешь, что мое мнение справедливо, ниспошли мне свыше в помощь силу и [божественное] вспоможение и повели, чтобы с высот ангелы и люди, пери и дивы стали моими помощниками и оказывали мне поддержку!» С полнейшим смирением он вознес это моление; затем сел на коня и выступил.

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Magakija/frametext.htm

ИНОК МАГАКИЯ

ИСТОРИЯ НАРОДА СТРЕЛКОВ

От самих Татар мы слышали, что они из [4] туркестанской родины своей перешли в какую-то восточную страну, где они жили долгое время в степях, предаваясь разбою, но были очень бедны. У них не было никакого богослужения, а были какие-то войлочные идолы 4, которых они и до сих пор переносят с собою для разных волшебств и гаданий. В то же время они удивлялись солнцу, как какой-то божественной силе. Когда они изнурены были этой жалкой и бедственной жизнью, их осенила внезапно здравая мысль: они призвали ceбе на помощь Бога, Творца неба и земли и дали ему великий обет — пребывать вечно в исполнении Его повелений. Тогда, по повелению Бога, явился им ангел в виде орда златокрылого 5, и, говоря на их языке, призвал к себе их начальника, которого звали Чангыз. Этот последний пошел и остановился перед ангелом в виде орла, на расстоянии брошенной стрелы. Тогда орел сообщил им на их языке все повеления Божии. Вот, эти божественные законы, которые он им предписал и которые они на своем языке называют ясак 6: во-первых, любить друг друга; во-вторых не прелюбодействовать; не красть; не лжесвидетельствовать; не быть предателями; почитать старых и нищих; и если найдется между ними кто либо нарушающий эти заповеди, таковых предавать смерти. Дав эти наставления, ангел назвал начальника кааном 7, который с тех пор стал прозываться Чангыз-Каан. И повелел ему ангел господствовать над многими областями и странами я [5] множиться до безмерного числа. Так это и случилось. И свершилось то, чем грозил Господь устами пророка: «Навуходоносор чаша в руках моих; напою из нее кого захочу».

 

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Magakija/primtext.phtml

…Этот Бог Тангри встречается у других народов гораздо раньше, чем у монголов. В одном рассказе VII века об обращении Гуннов (Хазар) в христианскую веру (Истор. Агван, II, гл. 40) говорится, что у Гуннов (Хазар) было божество тангри-хан, которому приносили в жертву жареных лошадей. Мих. Асори, писатель XII века, говорит о турках: «Они нравами ласковы и умеренны в чувственных наслаждениях; поклоняются одному Богу, которого называют Гёг-тангри, что означает Голубой Бог, так как небо считается у них Богом.»…

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Kalank/text22.phtml?id=621

МОВСЕС КАЛАНКАТУАЦИ

ИСТОРИЯ СТРАНЫ АЛУАНК

ЕПИСКОП ИСРАЭЛ ПРОПОВЕДЯМИ СВОИМИ ОБРАЩАЕТ ГУННОВ В ВЕРУ ХРИСТИАНСКУЮ. УВИДЕВ ЧУДЕСА, ОНИ ПОКОРНО ВНИМАЮТ ЕМУ

Преданный сатане, народ этот, охваченный заблуждением древопоклонения, по северной холодной глупости своей вздорные и ложные верования, скверные языческие обряды свои считал выше [других]. Если громогласное огненное сверкание молнии, обжигающее эфир, поражало человека или другое животное, то они считали, что это жертва, посвященная богу Куару, и служили ему. И еще почитаемому ими идолу какому-то, огромному и безобразному богу Тангри-хану, которого персы называют Аспандиат…

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus/Karpini/frame3.htm

ИОАННА ДЕ ПЛАНО КАРПИНИ,

АРХИЕПИСКОПА АНТИВАРИЙСКОГО,

ИСТОРИЯ МОНГАЛОВ,

ИМЕНУЕМЫХ НАМИ ТАТАРАМИ

...Они веруют в единого Бога , которого признают творцом всего видимого и невидимого, а также и признают его творцом как блаженства в этом мире, так и мучений, однако они не чтут его молитвами или похвалами, или каким-либо обрядом...

 

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Sara_Tudzi/frametext.htm

ШАРА ТУДЖИ

Владыка соизволил сказать:

"По велению отца моего небесного Хормуста тэнгри покорил |39| я двенадцать великих хаганов всего мира, завершил большую часть великих дел, ныне спокойно жить буду”. Сказав, девятнадцать лет прожил. После того владыка повеление сделал: [132]

"Во-первых, ранее обещал взять, во-вторых, остались непокоренными только они”, сказал и на тангутского 36 Шидаргу-хагана, когда отправился в поход, то Шидаргу-хаган обратился

В некоторых источниках сказано: в год собаки Чингис-хаган отправился в поход на тангутский народ...

...Чингис-хаган, перезимовав в Снежной [горе], велел Толон Черби убить тангутского Шидаргу-хагана. Когда убивали, то Шидаргу-хаган слово вымолвил: "Если меня убьете, то Чингис-хагану — телу твоему будет худо, если не убьете, то последующим потомкам твоим будет худо”, — сказал, умирая. "Пусть хорошо будет моим потомкам — [мне] хагану вреда нет”, — с такими словами велел убить. Чингис-хаган повеление сделал. [133]

____________________________________

 

|40| в змея. Эдзэн 38 обратился в гаруди. 39 Шидаргу-хаган обратился в тигра, тогда Эдзэн сделался арсланом. 40 Когда |41| Шидаргу-хаган превратился в юношу, то Эдзэн, став Хормустой, схватил Шидаргу-хагана...

...Линдан Хутугту, прозванный Суту Чингис Даймин Сэцэн, победитель всех стран, великий Чакраварти, тэнгри из тэнгриев, всей вселенной Хормуста, вращающий золотое колесо, владыка учения, превосходным образом осуществил два правления. Вследствие прежних деяний у ханов и простого народа шести тумэнов увеличилось стремление к неподчинению. Не сумел уговорить их мирным путем. Тогда силою собрав шесть |109| великих народов, тридцать один год на ханском престоле сидел. Уйдя в западную сторону в местность под названием Шара-Тала, скончался сорока трех лет от роду...

38. Эдзен — вообще значит "владыка”, "повелитель”, "хозяин”. В летописях же большей частью под этим названием подразумевается Чингис. В "Шара Туджи” под "эдзен” всегда следует понимать "[b]владыка Чингис”.[/b]

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Mychel_Syr/frameotryv1.htm

МИХАИЛ СИРИЕЦ

ХРОНИКА

...Исповедуют они единого небесного бога, но без знания, потому что они этот видимый свод почитают богом. И ничего другого они понять не могут...

...По трем причинам тюрки легко объединились с арабами и приняли веру, которой они придерживаются.

Во-первых, потому что, как мы говорили об этом выше, тюрки всегда провозглашали единого бога и даже во внутренней земле, где жили, они считали видимый небесный свод богом. И даже до сего дня, если спросят человека из [52] тех, кто не сведущ, то он отвечает и говорит; "Qan thangri”. A "qan” на их языке означает "небесная синь”, a "thangri” — "бог”. Они полагают, что небо есть единственный бог. 174 И когда они узнали, что арабы провозглашают единого бога, то приняли их веру...

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Fadlan/text.phtml?id=6123

АХМЕД ИБН ФАДЛАН

КНИГА О ЕГО ПУТЕШЕСТВИИ НА ВОЛГУ В 921-922 ГГ.

А если кого-нибудь из них постигает несправедливость или случится с ним что-либо неприятное, он поднимет свою голову, к небу 182 и говорит; "Бир тенгри” 183, а это по-тюркски "[клянусь] богом [126] единым” 184, так как "бир” по-тюркски "один”, а "тенгри” на языке тюрок - "бог” 185.

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Rubruk/frametext6.htm

ВИЛЬГЕЛЬМ ДЕ РУБРУК

ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОСТОЧНЫЕ СТРАНЫ ВИЛЬГЕЛЬМА ДЕ РУБРУКА В ЛЕТО БЛАГОСТИ 1253

Наконец, когда окончена была грамота, которую хан посылает вам, они позвали меня и перевели ее. Содержание ее, насколько я мог понять его через толмача, я записал. Оно таково:

«Существует заповедь вечного Бога: на небе есть один только вечный Бог, над землею есть только единый владыка Чингисхан, сын Божий, Демугин Хингей 203 (т. е. звон железа. Они называют Чингиса звоном железа, так как он был кузнецом 204, а, вознесясь в своей гордыне, именуют его ныне и сыном Божиим). Вот слово, которое вам сказано от всех нас, которые являемся моалами, найманами, меркитами, мустелеманами; повсюду, где уши могут слышать, повсюду, где конь может идти, прикажите там слышать или понимать его; с тех пор, как они услышат мою заповедь и поймут ее, но не захотят верить и захотят вести войско против нас, вы услышите и увидите, что они будут невидящими, имея очи; и, когда они пожелают что-нибудь держать, будут без рук; и, когда они пожелают идти, они будут без ног; это — вечная заповедь Божия. Во имя вечной силы Божией, во имя великого народа моалов это да будет заповедью Мангу-хана для государя франков, короля Людовика, и для всех других государей и священников, и для великого народа (saeculum) франков, чтобы они поняли наши слова. И заповедь вечного Бога, данная Чингисхану, ни от Чингисхана, ни от других после него не доходила до вас. Некий муж по имени Давид пришел к вам, как посол моалов, но он был лжец, и вы послали с ним ваших послов к Кен-хану. Когда Кен-хан уже умер, ваши послы добрались до его двора. Камус 205, супруга его, послала вам тканей насик и грамоту. Но как эта негодная женщина, более презренная, чем собака, могла бы ведать подвиги воинские и дела мира, успокоить великий народ и творить и видеть благое? (Мангу сам сказал мне собственными [176] устами, что Камус была злейшая колдунья и что своим колдовством она погубила всю свою родню.) Двух монахов, которые прибыли от вас к Сартаху, Сартах послал к Бату; Бату же, так как Мангу-хан есть главный над миром моалов, послал их к нам. Теперь же, дабы великий мир, священники и монахи, все пребывали в мире и наслаждались своими благами, дабы заповедь Божия была услышана у вас, мы пожелали назначить к отправлению вместе с упомянутыми выше священниками вашими послов моалов. Священники же ответили, что между нами и вами есть земля, где идет война, есть много злых людей и труднопроходимые дороги; поэтому они опасаются, что не могут довести наших послов до вас невредимыми; но если мы передадим им нашу грамоту, содержащую нашу заповедь, то они сами отвезут ее королю Людовику. По этой причине мы не посылали наших послов с ними, а послали вам чрез упомянутых ваших священников записанную заповедь вечного Бога: заповедь вечного Бога состоит в том, что мы внушили вам понять. И когда вы услышите и уверуете, то, если хотите нас послушаться, отправьте к нам ваших послов; и таким образом мы удостоверимся, пожелаете ли вы иметь с нами мир или войну. Когда силою вечного Бога весь мир от восхода солнца и до захода объединится в радости и в мире, тогда ясно будет, что мы хотим сделать; когда же вы выслушаете и поймете заповедь вечного Бога, но не пожелаете внять ей и поверить, говоря: «Земля наша далеко, горы наши крепки, море наше велико», и в уповании на это устроите поход против нас, то вечный Бог, Тот Который сделал, что трудное стало легким и что далекое стало близким, ведает, что мы знаем и можем».

 

Категория: Военная история XIII-XV веков | Добавил: Zhan (03.12.2012)
Просмотров: 2906 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0