Главная » Статьи » Советский Казахстан » Казахстан во время второй мировой войны

Абзац из Приказа о работе военкоматов (1942 год), касающийся нарушений в КазССР

ПРИКАЗ О РАБОТЕ ВОЕНКОМАТОВ ПО УЧЕТУ ВОЕННООБЯЗАННЫХ И ИХ ПРИЗЫВУ

№0283 14 апреля 1942г.

Произведенная в феврале и марте с. г. поверка работы областных, краевых, городских и районных военных комиссариатов вскрыла вопиющие безобразия, творимые работниками военкоматов, развал и запущенность в ряде военкоматов учета военнообязанных и антигосударственную практику при проведении призыва в армию.

Уже перерегистрация военнообязанных в декабре 1941 г. и в январе 1942 г. дала серьезные сигналы о явном неблагополучии с учетом военнообязанных и призывом их в армию. Во время этой, далеко не полной, перерегистрации выявлены десятки тысяч людей, не состоявших на военном учете и уклонявшихся от призыва, проживавших под носом у военкоматов.

Поверки воинских документов, проводимые по приказу НКО 1942 г. № 064*, продолжают еще дополнительно выявлять немало людей, уклоняющихся от учета и призыва.

Особенно много нарушений и прямых злоупотреблений обнаружено в деле освобождения от призыва в армию.

Отмеченные в приказе НКО №0192 от 15 марта с. г.** случаи незаконного представления отсрочек от призыва в армию отражают лишь незначительную долю злоупотреблений, творящихся в военкоматах.

Общее состояние работы военкоматов характеризуется следующими данными:

1. Учет военнообязанных, за редким исключением, запутан и ведется безобразно. Военкоматы не сообщают военно-учетным столам о результатах призыва, поэтому призванные в армию месяцами продолжают числиться на учете и во всех учетных сводках показываться в числе наличных ресурсов (Октябрьский район г. Саратова). В то же время считаются призванными

* См. док. № 125. ** См. док. № 147.

207

в армию лица, которые при проверке оказались проживающими дома (Исов-ский район, Свердловской области).

В военно-учетных столах г. Еревани* обнаружено по две учетных карточки на одно лицо, причем в одной указывается, что военнообязанный призван в армию, а в другой — разыскивается. Результаты медицинского освидетельствования не заносятся в учетные карточки, а если и заносятся, то большею частью не указывается, когда и какой комиссией проводилось медицинское освидетельствование (райвоенкоматы г. Иваново). Прежние отметки о медицинском освидетельствовании не перечеркиваются, поэтому часто трудно установить, какое решение считать действительным.

Райвоенкомы не бывают не только в военно-учетных столах сельских советов, но и в расположенных в городе учетных столах при отделениях милиции. В результате полной бесконтрольности работники военно-учетных столов халатно относятся к своим обязанностям и еще больше запутывают учет.

2. Существующее множество военно-учетных специальностей приводит к распылению учета по таким узким специальностям, которые в армии требуются единицами, а на учете пехоты, артиллерии, танковых войск никого не остается. Кроме того, существующий порядок учета вносит путаницу и дает ложное представление о ресурсах, так как много обученных, служивших в войсках, числится на учете нестроевых (слесарей, плотников, санитаров, поваров), а негодные к строю и женщины числятся на учете вместе с годными к строевой службе.

3. Вызов военнообязанных военно-учетными столами проводится формально. Вместо вручения повесток самим вызываемым или их родным считается достаточным иметь на повестках чью-либо отметку "нет дома” или "в командировке”. Повестки с такими отметками и учетные карточки откладываются в сторону, а вызываемые военнообязанные месяцами остаются вне учета и не призываются в армию (по Сталинскому району г. Кирова таких лиц обнаружено 350 человек, а по Молотовскому — 161). Неявка военнообязанных по вызову военкоматов стала обычным явлением и проходит безнаказанно. Многие военкоматы своей преступной бездеятельностью способствуют уклонению от призыва.

4. При медицинском освидетельствовании призывавшихся военнообязанных допущен ряд неправильных и незаконных решений, в результате чего тысячи людей, вполне годных к строевой службе числятся негодными к строю или имеют на руках свидетельство об освобождении от военной службы по состоянию здоровья.

Произведенное в ряде районов переосвидетельствование военнообязанных показало, что среди ограниченно годных имеется от 15 до 38 % годных к строевой службе (Липецкий, Хлевенский, Березовский районы Воронежской области), а среди признанных вовсе негодными к службе выявлено от 2 до 15 % годных к строю и от 8 до 19 % ограниченно годных (Воронежская область, Ярославская область). При переосвидетельствовании обнаружены случаи явно незаконной выдачи свидетельств об освобождении от службы по болезни, так как у военнообязанных не обнаружено никаких признаков тех болезней, которые указаны в свидетельствах об освобождении (Рыбинский РВК, Сталинский РВК г. Рыбинска).

В то же время имеются случаи сознательного направления в формируемые дивизии военнообязанных, явно физически негодных, чем срывается укомплектование и готовность этих дивизий (Омский и Новосибирский обл-военкоматы).

5. Больные трахомой и чесоткой получают из месяца в месяц отсрочки и никаких мер к их лечению не принимается (Башкирская АССР).

6. Плохо поставлен учет лиц, находящихся в отпусках по болезни; военкоматы не следят за своевременным вызовом таких лиц на переосвидетель-

* Так в документе. 208

ствование, поэтому нередко они находятся дома по несколько месяцев сверх установленных сроков.

7. Среди непризванных в армию числится много лиц, отсеянных по политико-моральным причинам. При этом отсев произведен во многих случаях формально по таким мотивам: "отец судился” (Сталинский райвоенкомат г. Рыбинска), "брат репрессирован”, "дважды судился”, "был осужден в 34 году за уклонение от военной службы” (райвоенкоматы г. Иваново).

8. В районных военкоматах не ведется учет полученных нарядов и их выполнения, а областные военкоматы не следят за ходом выполнения нарядов или ограничиваются техникой сбора сведений, не принимая мер к своевременному выполнению нарядов.

9. В результате бездеятельности и оторванности военкоматов от военно-учетных столов, многие военкоматы не имеют точных сведений об оставшихся на учете людских ресурсах и вместо тщательной их поверки доносят о невыполнимости получаемых нарядов (военкоматы Марийской АССР, райвоенкоматы г. Саратова). По этому же пути идут и областные военкоматы, например, Башкирский военком донес об исчерпании ресурсов, а при поверке обнаружено 5678 человек.

10. Приказ НКО № 064 от 31 января* с. г. еще очень слабо используется в целях улучшения учета военнообязанных и выявления новых ресурсов. В ряде же военкоматов вообще не приступали к выполнению этого приказа (Вязовский, Екатерининский, Макаровский райвоенкоматы Саратовской области).

Организуемые военкоматами поверки документов проводятся часто малоквалифицированными людьми и не охватывают всех населенных пунктов (Саратовская область). Районные военные комиссары не принимают непосредственного участия в поверках, перекладывая все дело на органы милиции (Куйбышевская область). Инструктаж поверяющих во многих случаях сводится к постановке общих задач "выявить уклоняющихся”, не указывая, как практически к этому подходить и какие воинские документы считать законными. Новые правила передвижения военнообязанных не доведены до военно-учетных столов и военнообязанных (Архангельская область, Саратовская область).

* В док. ошибка; должно быть: 24 января (см. док. № 125).

11. Особенно много нарушений и открытых злоупотреблений обнаружено в деле забронирования военнообязанных за промышленностью и предоставления отсрочек отдельным работникам аппарата и народного хозяйства. Благодаря механическому подходу и слепому доверию райвоенкомов к поступающим от гражданских предприятий документам по бронированию, недобросовестная работа учетных столов предприятий прикрывается военкоматами. Таким обманным путем на шинном заводе (Ярославской области) забронированы как сборщики, и вальцовщики лица, выполняющие обязанности весовщиков, подсобных рабочих, возчиков; по заводам № 297 и № 298 Йошкар-Олинский горвоенком забронировал 21 человека, не подходящих под таблицу бронирования; по Липецкому руднику Воронежской области забронированы лица, не имеющие никакого отношения к этому руднику (заведующий столовой, заведующий пекарней и др.); по совхозу "Тихий Дон” (Воронежской области) конюхам предоставлены отсрочки от призыва, как рабочим высокой квалификации; по 20-й стройконторе (Воронежской области) сапожник числится забронированным как мастер; по Сыктывдинскому промсоюзу (АССР Коми) заведующий ларьком забронирован как бригадир лесхимартели.

12. Помимо недобросовестной работы по оформлению предоставленной брони обнаружены случаи противозаконного освобождения военнообязанных от призыва в армию по распоряжению областных и районных военных комиссаров. Например, Энгельсский горвоенком на основании распоряжения Саратовского облвоенкома освободил 203 человека, работающих на мясокомбинате; Сталинский райвоенком г. Ярославля освободил своей властью "копателей могил похоронного бюро”; Ивановский облвоенком на основании постановления облисполкома освободил 315 человек работников мясокомбината.

Произвол и беззаконие в деле освобождения от призыва приняли в ряде военкоматов Казахской ССР столь широкие размеры и так глубоко проникли, что освобождением от призыва занимаются почти все работники этих военкоматов, включительно до начальника общей части. Только по г. Алма-Ата освобождено 605 человек, из них 52 освобождено Казахским военкомом бригадным комиссаром Щербаковым, 75 — Алма-Атинским облвоенкомом полковым комиссаром Долмаковым, 70 — Фрунзенским райвоенкомом г. Алма-Ата старшим политруком Малыгиным, 179 — Сталинским райвоенкомом г. Алма-Ата старшим политруком Шульженко.
(абзац выделен Казахстанским военным сайтом)

Имеют место такие позорные явления, как освобождение от призыва за взятки. Так, Сталинский райвоенком г. Свердловска старший политрук Алексеенок за освобождение от призыва 9 человек райпромкомбината потребовал и получил кожаное пальто и хромовые сапоги; таким же мошенническим путем этот политрук освободил еще 60 человек. Гавриловский рай-военком Чкаловской области майор Ибрагимов освободил от призыва двух военнообязанных за взятки.

В военных комиссариатах Алтайского края взяточничество и подлоги свили прочное гнездо.

Все виновники этих злоупотреблений преданы суду и понесут заслуженное наказание.

13. Наряду с халатностью и прямыми злоупотреблениями в освобождении от призыва "незаменимых” работников аппарата (агенты по снабжению, счетные работники, продавцы, портные, парикмахеры и т. д.) наблюдается антигосударственный перегиб в другую сторону: вместо заботы о нормальной работе военной промышленности и государственного подхода при высвобождении из нее военнообязанных отдельные военкоматы вырывают ценнейших специалистов и труднозаменимых рабочих в формально бюрократическом порядке. Так по чисто формальным признакам, не ожидая решений о предоставлении отдельным рабочим и ИТР персональных отсрочек, призывают без всяких предупреждений главных инженеров заводов, начальников цехов, мастеров, бригадиров, конструкторов и других высококвалифицированных специалистов заводов военной промышленности.

14. Многие областные, городские и районные военные комиссары и начальники политотделов самоустранились от руководства призывом в армию и раз-бронированием военнообязанных по Постановлению ГОКО-1229сс. Вместо твердого выполнения возложенных на них ответственных государственных обязанностей подпали под влияние отдельных местных работников, взявшихся "регулировать” призыв в армию, исходя из своих чисто местнических интересов.

15. Все эти нарушения установленных правил учета, призыва, бронирования и антигосударственная практика являются следствием отсутствия контроля, засоренности системы военкоматов сверху донизу и проникновения в эти важные органы государственного аппарата темных дельцов и скрытых врагов Советской власти.

Штабы военных округов и Управление мобилизации и укомплектования Главного управления формирования не руководят должным образом деятельностью подчиненных им военкоматов, не контролируют их работу и вовремя не пресекают антигосударственную практику отдельных областных и районных военных комиссаров.

Всем этим безобразиям, беспорядку в учете, преступному отношению к вопросам освобождения от призыва военнообязанных в армию, а также бесконтрольных рваческих выдергиваний из промышленности ценных специалистов и полной бесконтрольности работы военкоматов пора положить конец.

Приказываю:

1. Военным советам округов совместно с Главным управлением кадров проверить в месячный срок весь личный состав военкоматов и заменить всех негодных; одновременно высвободить лиц, могущих быть использованными в строевых частях, заменив их выписываемыми из госпиталей ранеными, ограниченно годными. Часть должностей передать женщинам.

2. Военным советам округов и Управлению мобилизации и укомплектования Главного управления формирования заняться по-настоящему руководством работой военкоматов, считая это дело своей прямой и первоочередной задачей, обеспечивающей своевременное пополнение запасных частей и новых формирований.

3. Военным советам округов:

а) запретить призыв в армию рабочих и ИТР наркоматов вооружения, боеприпасов, авиационной и танковой промышленности, минометного вооружения без особых на то постановлений ГОКО и указаний НКО; при призыве же военнообязанных с предприятий этих наркоматов составлять планы изъятия, которые должны утверждаться НКО с учетом интересов предприятий;

б) систематически, не реже одного раза в месяц, проверять работу областных и на выдержку районных военкоматов, обращая особое внимание на выполнение приказа НКО № 064 и законность бронирования;

в) немедленно предавать суду всех лиц, уличенных в злоупотреблениях. 4. Областным, краевым, республиканским, городским и районным военным комиссарам:

а) немедленно перестроить учет военнообязанных по объявляемой сокращенной схеме военно-учетных специальностей и внести необходимые исправления в нумерацию специальностей в учетных карточках.

Учетные картотеки разделить на 4 группы: обученные годные к строевой службе, необученные годные к строевой службе, нестроевые, женщины;

б) произвести в период 15 апреля — 15 мая тщательное переосвидетельствование квалифицированными медицинскими комиссиями с привлечением врачей-специалистов всех ограниченно годных и освобожденных ранее от военной службы по болезни, а также находящихся в отпусках по болезни более месяца;

в) передать здравотделам для принудительного лечения (под контролем райвоенкомов) больных трахомой, чесоткой и пр.;

г) создать комиссии с обязательным участием представителей местных Советов и органов НКВД и тщательно пересмотреть всех лиц, не призванных в армию по политико-моральным причинам. Принятые комиссиями решения оформить протоколами и всех пригодных для службы в армии немедленно призвать;

д) завести учет военнообязанных и военнослужащих, находящихся в отпусках по болезни. Строго следить за своевременным переосвидетельствованием всех отпускных;

е) наладить прочную связь райвоенкоматов с военно-учетными столами при отделениях милиции и сельских советах. Установить систематический жесткий контроль за работой этих учетных столов;

ж) тщательно пересмотреть картотеки снятых с учета и проверить законность снятия с учета;

з) завести книги получаемых нарядов, в которые заносить сведения о полученных нарядах, разверстку их по районам и фактическое выполнение;

и) принять личное участие в руководстве работой по борьбе с уклонением от учета и призыва по приказу НКО № 064, обратив особое внимание на подворные обходы и охват сельских населенных пунктов;

к) установить строжайший контроль за бронированием, осуществляя его не только по документам, но и путем фактической поверки забронированных военнообязанных на месте работы;

л) прекратить какое бы то ни было самочинное освобождение от призыва, за исключением отсрочек на 5—10 дней в особо исключительных случаях (тяжелое положение семьи, необходимость передачи особо сложной работы заместителям);

211

м) прекратить самовольное разбронирование военнообязанных и наоборот строго следить за передачей в армию каждого военнообязанного, подлежащего разбронированию по постановлениям Правительства, добиваясь точного выполнения этих постановлений;

н) пересмотреть личный состав военно-учетных столов и добиться закрепления толковых и добросовестных работников.

5. Областным, краевым и республиканским военным комиссарам ежемесячно проверять работу подчиненных городских и районных военкоматов.

6. Городским и районным военным комиссарам:

а) ежемесячно лично проверять работу военно-учетных столов при отделениях милиции и сельских советах;

б) организовать систематическую поверку ведения учета военнообязанных на предприятиях.

7. О выполнении настоящего приказа военным советам округов доносить:

а) о результате переосвидетельствования ограниченно годных и освобожденных по болезни — через каждые три дня, начиная с 18 апреля, указывая, сколько явилось, сколько оказалось годных к строю и сколько нестроевых;

б) о результатах пересмотра отсеянных по политико-моральным причинам — через каждые шесть дней, начиная с 18 апреля;

в) о проведении поверки работы военкоматов и военно-учетных столов и мерах, принятых по улучшению учета — 10 и 25 числа каждого месяца, начиная с 25 апреля.

Одновременно обращаю внимание военного совета САВО, а также моего заместителя генерал-майора Белякова на невыполнение неоднократных моих требований по выявлению и разоблачению работников военкоматов, проводящих антигосударственную практику и требую установить строгий контроль за работой военкоматов.

Приказ ввести в действие по телеграфу.

Приложение. Сокращенная схема военно-учетных специальностей младшего начальствующего и рядового состава.

Заместитель Народного комиссара обороны армейский комиссар 1 ранга Е. ЩАДЕНКО ф. 4, оп. 11, д. 70, л. 137—145. Подлинник.

Категория: Казахстан во время второй мировой войны | Добавил: Marat (20.12.2013)
Просмотров: 2919 | Теги: КазССР, приказы НКО СССР, вов, военкоматы | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0