Главная » Статьи » От Казахского ханства до Октябрьской революции » В составе Российской империи

Восточноказахстанцы принимали участие в сражении, во многом решившем исход Отечественной войны 1812 года
АСТАНА. 21 сентября. КАЗИНФОРМ - Бородинской битве, одному из ярких сражений в мировой истории, прочно закрепившемуся в лексиконе во многом благодаря бессмертному стихотворению Лермонтова, 26 августа (7 сентября) исполнилось 200 лет.

Но при всей значительности события закономерен и вопрос: какое, собственно, отношение эта грандиозная битва имеет к городу на Иртыше? Историки-краеведы уверены: если внимательно поработать с документами тех лет, то самое прямое, ведь в этой схватке участвовали и наши земляки-семипалатинцы.

Об этом пишут  Виктор Кашляк и Айгуль Биданова в статье «От Бородинской битвы до Бородинской площади», опубликованной сегодня в «Казахстанской правде».

На защите батареи Раевского

В начале 1775 года в Сибири были упразднены легкие полевые команды, а из мушкетерских рот были составлены 8 четырехротных полевых батальонов, в том числе и Семипалатинский полевой батальон, который состоял в составе Российской полевой пехоты. Спустя 20 лет, 29 ноября 1796 года, по указу императора Павла I из Екатеринбургского и Семипалатинского полевых батальонов был сформирован Томский 39-й пехотный полк, первоначально называвшийся Томским мушкетерским полком. (Особенностью истории этого воинского соединения было его частое переименование: Томский мушкетерский полк, Томский пехотный полк, Томский егерский полк, 39-й пехотный Томский Его императорского Высочества эрцгерцога Австрийского Людвига Виктора полк и 39-й Томский пехотный полк.)

1 Но вне зависимости от названия в его рядах по-прежнему оставались призывники из Восточного Казахстана. И именно этот полк покрыл себя неувядаемой славой во время Отечественной войны 1812 года, приняв участие в Бородинском сражении под командованием полковника Манахтина, входя в состав 24-й пехотной дивизии под командованием генерал-майора Лихачева. Полк защищал центральный редут, то есть легендарную батарею Раевского, и потерял в сражении более половины своего состава. За храбрость, проявленную во время битвы, Томскому полку на Бородинском поле воздвигнут памятник.

Томский пехотный полк на протяжении следующих ста лет участвовал во многих битвах: к примеру, отважно сражался на полях русско-турецкой войны 1828-1829 гг. (награжден знаками на шапки), доблестно защищал Севастополь в 1854-1855 гг. (награж­ден Георгиевским боевым знаменем), участвовал в русско-японской и Первой мировой войнах, с честью пронес свое имя до расформирования всей императорской армии в 1917 году. Копия знамени Томского мушкетерского полка находится в Алтайском краеведческом музее, в 1912 году император Николай II подарил подобные всем губерниям, чьи полки участвовали в войне с Наполеоном.

Из Никольской - в Бородинскую

Но и в Семипалатинске не забывали о своей причастности к тем славным событиям. В марте 1912 года местный губернатор сообщил, что «ввиду истекающей 26 августа сего года 100-летней годовщины Бородинской битвы областной комитет попечительства о народной трезвости выработал порядок чествования этого знаменательного дня», высказав также свое желание переименовать в память об этом великом сражении площадь Никольскую в Бородинскую. Городская дума, естественно, почин поддержала, поручив управе возбудить об этом положенное ходатайство.

2 Изучая документы тех лет, нельзя не отметить, что в пылу подготовки к вековому юбилею губернатора, как говорится, «занесло». Так, он опубликовал обращение... ко всем оставшимся в живых участникам тех событий о возможности поездки их в Москву на торжества. Причем в случае отсутствия средств поездка была гарантирована за казенный счет. Щедрости власть предержащих оставалось бы только поражаться, но останавливает элементарный подсчет, ведь если даже кто-то и остался в живых, то куда ему ехать в возрасте более 120 лет?!

Впрочем, без посланцев Семипалатинска столица империи не осталась. 1 августа местная газета сообщила, что городской голова Петр Плещеев направлен с делегацией в Москву на празднование 100-летия Отечественной войны 1812 года, и эта кандидатура была утверждена городской думой. К тому моменту Никольская площадь уже была переименована, и 3 октября в одном из постановлений (о предоставлении содержателю цирка Александру Коромыслову места для устройства цирка) уже упоминается Бородинская площадь.


Торговаться без зазрения совести!

Надо отметить, что это место не имело прямого отношения к армии и вообще чему-то героическому. Это была базарная площадь, именно здесь в начале XIX века расположился первый в Семипалатинске рынок. Покосившиеся деревянные лавки привлекали своим среднеазиатским товаром купцов и путешественников, регулярно бывавших в Семипалатинске. Кроме того, сюда стекался многочисленный люд из-за зданий, окружавших площадь: полиция, пожарная команда, дом купцов Степановых (сейчас музей им. семьи Невзоровых), дом потомственного почетного гражданина, купца 2-й гильдии Федора Плещеева и построенная на его средства Александро-Невская церковь, здание паровой мельницы Мусиных, дом бургомистра. Неподалеку поблескивала речка Семипалатинка, по которой большие плоты доставляли товар для торговли на базаре. Рядом находилась завораживающей красоты двухминаретная каменная мечеть.

Все экспедиции, проходившие через Семипалатинск, обязательно посещали этот базар, чтобы уточнить маршрут движения у всезнающих купцов, а также для закупа необходимого имущества и припасов. Документально подтверждается приезд сюда академиков К. Мейера, А. Бунге, К. Ледебура (1826 г.), известного энциклопедиста и естествоиспытателя Александра Гумбольдта (1829), Альфреда Брема (1876), Николая Пржевальского (1876), академика Григория Гельмерсена (1834), ботаника Александра Шренка (1840), ботаника Григория Карелина (1840-1841), известного геолога и географа Петра Чихачева (1842), геолога, профессора Московского университета Григория Щуровского (1844), Петра Семенова-Тяншанского, Василия Радлова и многих других известных путешественников и исследователей.

Из записок очевидца: «...Тут нельзя найти различных китайских безделушек, которых мы, впрочем, и не искали, но зато можно встретить немало предметов из Туркестана. Здесь оказались вещи, которые в состоянии заинтересовать каждого. Привезенные отсюда мною образцы суконных и кожаных изделий, расшитых разными фантастическими узорами из шелка кафтанов, одеял, чапраков, шароваров, женских кофт, обратили на себя впоследствии общее внимание на «Сибирской выставке». По большей части эти изделия, как и изящные турецкие вышивания, приготовляются мужчинами. Затем следует упомянуть об оригинальных шелковых материях со своеобразными узорами и о шерстяных изделиях, как-то: коврах, похожих на персидские и привозимых из Бухары и Туркестана, седлах и украшениях для лошадей, оправленных в серебро коралловых пуговицах и множестве других мелких произведений восточного искусства. Конечно, торговцы-сарты не умеют так красиво раскладывать свои сокровища, как наши торговцы, и, что хуже всего, с ними надо торговаться без зазрения совести, но зато в конце концов можно купить, по нашим ценам, довольно дешево».

«Богатыри - не вы», - вздохнул бы, возможно, поэт, узнав о предназначении места, получившего столь славное название. И был бы не прав, ведь базарная площадь для купеческого, транзитного, как сказали бы сейчас, города - это, по сути, центр жизни, да берите шире - мироздания! И хотя сейчас здесь нет торговли, да и мало кто из горожан вообще знает о существовании связи их малой родины и Бородина, притягательная аура этого места сохранилась и ныне. Здесь, в одном из красивейших уголков Семея, расположен памятник Абаю, у подножия которого нередко собираются поэты, воспевая не битвы и войны, а мир и любовь...докладдокладдоклад доклад   доклад доклад доклад

http://www.inform.kz/rus/article/2496438

Категория: В составе Российской империи | Добавил: Zhan (29.11.2012)
Просмотров: 1386 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0