Главная » 2011 » Декабрь » 26 » А.Глазова: Новая стратегия Турции на Ближнем Востоке. Турция вновь сближается с США и ссорится с Францией
20:44
А.Глазова: Новая стратегия Турции на Ближнем Востоке. Турция вновь сближается с США и ссорится с Францией
Премьер Эрдоган назван читателями журнала Time Человеком года.
Волна революций в Северной Африке и на Ближнем Востоке усилила претензии Турции на роль лидера исламского мира и стала причиной изменения внешнеполитического курса официальной Анкары на восточном направлении.

На протяжении последних лет и вплоть до наступления арабской весны внешняя политика Турции базировалась на концепции "стратегической глубины", разработанной нынешним министром иностранных дел Турции Ахмедом Давутоглу и эффективно воплощаемой в жизнь руководством правящей Партии справедливости и развития. Базовыми принципами этой концепции являлись обнуление проблем с соседями и создание зоны стабильности и безопасности вокруг Турции. Следуя в русле этих принципов, Турция за короткий период времени сумела если не разрешить, то как минимум нивелировать существовавшие в течение десятилетий проблемы с Сирией, Ираном и Ираком и интенсифицировать экономические и политические связи со странами Большого Ближнего Востока. Эта политика способствовала росту популярности Турции в арабском мире, вследствие чего оппозиционные силы Туниса и Египта стали рассматривать ее в качестве модели будущего политического устройства своих стран.

В то же время переориентация внешнеполитических приоритетов Турции с Запада на Восток привела к временному охлаждению отношений Анкары с официальным Вашингтоном, недовольство которого вызывала активизация политических и экономических связей Турции с Ираном, турецко-сирийское сближение, а также поддержка Турцией ХАМАС. В определениях американских экспертов Турция стала фигурировать как "потерянный союзник", а ее восточная политика признавалась конкурирующей с интересами США на Ближнем Востоке.

Трансформация внешнеполитической стратегии

После начала политических потрясений на Ближнем Востоке руководство ПСР посчитало, что в новых геополитических реалиях внешнеполитические принципы Давутоглу больше не соответствуют стратегическим интересам страны. Вместо того чтобы попытаться выступить посредником между оппозицией и правящими режимами, турецкие власти встали на сторону протестующих и способствовали формированию на территории Турции оппозиционных группировок сначала Египта, а затем Ливии и Сирии. По мнению турецких аналитиков, в нынешней геополитической ситуации, когда изменилась роль Турции в мире и она превратилась из посредника в актора, непосредственно влияющего на региональную политику, концепция "стратегической глубины" потеряла свою актуальность.

Особенно отчетливо изменение внешней политики Турции проявилось в позиции, занятой турецкими властями по отношению к Сирии. После начала массовых протестов против баасистского режима официальная Анкара заняла сторону оппозиции и выступила с призывами к Башару Асаду уйти в отставку. Кроме того, Турция перекрыла каналы поступления вооружения для сирийской армии со стороны Ирана, а также, исходя из заявлений сирийского руководства, способствовала поставкам оружия вооруженным формированиям, действующим в Сирии. Лидеры правящей партии даже заявляли о возможности военного вмешательства, если ситуация в Сирии покажется угрожающей безопасности Турции.

Новое сближение со старым союзником

С началом арабских революций турецкое руководство поддержало позицию евро-атлантических стран в отношении происходящих событий, став союзником США по проекту переформатирования Большого Ближнего Востока и фактически отмежевавшись от своих прежних партнеров в лице правящих элит региона.

Со своей стороны, официальный Вашингтон готов признать лидирующую роль Турции в регионе, однако это потребует от нее конкретных шагов по участию в изменении геополитического пространства Ближнего Востока.

Примечательно, что одновременно с усилением влияния Турции на Ближнем Востоке и укреплением ее сотрудничества с США возникли проблемы на европейском направлении ее политики. Их проявлением стало одобрение Национальной ассамблеей Франции законопроекта, предусматривающего наказание за отрицание турецкого геноцида армян. Анкаре не помогли меры нажима на Францию , в том числе ограничение торгово-экономических связей.

К этому времени достаточно напряженные отношения сложились между Эрдоганом и президентом Франции Николя Саркози. Французский президент является последовательным противником принятия Турции в ЕС. Недавно, например, он в довольно язвительной форме напомнил в интервью газете Monde, что большая часть территории Турции находится в Малой Азии, а вовсе не в Европе. Не менее резко реагирует и Эрдоган. Он, например, обвинил Францию в геноциде алжирцев.

Размолвка с одним из европейских грандов чревата для Турции дальнейшим охлаждением в отношениях с ЕС в целом. Усилия Анкары, направленные на вступление в Евросоюз, пока что не принесли результатов, а сейчас переговоры практически заморожены. Кроме того, Анкара уже предупредила, что не намерена иметь дело с Кипром, к которому во второй половине следующего года перейдет председательство в ЕС.

"Ноль соседей без проблем?"

Политика официальной Анкары на Ближнем Востоке, где Турция, по словам Реджепа Тайипа Эрдогана, сыграет "роль, которая изменит ход истории и поможет перестроить регион с чистого листа", вызывает рост напряженности как внутри самой Турции, так и за ее пределами.

Действия турецкого руководства в отношении Сирии обострили ее отношения с Ираном, руководство которого уже предупредило Турцию, что в случае вооруженного вмешательства Турции в Сирию Иран не останется в стороне и предпримет ответные действия.

Таким образом, новая стратегия Анкары, направленная на дальнейшую дестабилизацию Ближнего Востока, является весьма рискованной и в конечном итоге может бумерангом ударить по самой Турции, превратив "новых османских лидеров" в следующий объект ближневосточных революций. Не случайно эту стратегию не без иронии стали называть "ноль соседей без проблем".

2011-12-26 / Анна Владимировна Глазова - ведущий научный сотрудник Института стратегических исследований.
Источник - Независимая газета-Дипкурьер
Категория: Международные военные новости | Просмотров: 1393 | Добавил: Marat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Marat  
0
Анкара повышает голос
Возрастает роль Турции в регионе и за его пределами

Всеобщее внимание привлек недавний громкий обмен репликами между турецким премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом и президентом Франции Николя Саркози по поводу находящегося на рассмотрении французского парламента законопроекта об ответственности за отрицание геноцида армян в Турции в 1915 году. Оба государственных деятеля, как известно, за словом в карман не лезут. И оба главным образом ориентируются на настроения своей публики, порой поступаясь чисто коммерческими интересами бизнесменов своих стран.

В 2009 году Эрдоган на заседании Давосского экономического форума ставил на место президента Израиля Шимона Переса. Ныне досталось президенту более крупной страны, при этом страны – союзницы по НАТО. Можно отметить, что голос премьера крепнет.

Подоплекой окрепшего голоса Турции на мировой арене является ее возросшая экономическая мощь и международное влияние. Не случайно в одной из реплик Эрдогана в адрес Евросоюза прозвучал совет: "Посмотрите на нас и посмотрите, в каком состоянии сейчас Европа". Он имел в виду опережающие темпы развития Турции и финансовый кризис и застой в Евросоюзе. Думается, что нынешний обмен колкостями еще более ухудшил шансы вступления Турции в ЕС. Впрочем, судя по высказываниям турецких официальных лиц, Анкара уже теряет к этому интерес. Виноград оказался зеленым. Соответственно вновь расширяется взаимодействие Турции с Соединенными Штатами.

И весьма возросла роль Турции в регионе, в нем она оттеснила Египет с положения ведущей державы. Ради этого Анкара легко поступилась существовавшими в прошлом экономическими и военными связями с Израилем. Влияние Анкары укрепляется во всех странах, входивших в прошлом в состав Османской империи. Для умеренных исламистов, поднявших голову в регионе благодаря арабской весне, существующая в Турции политическая система является образцом. Турецкие лидеры всячески поощряют это стремление подражать.

Отставлена в сторону политическая установка Анкары, предлагавшая не иметь ссор с соседями. Ныне Анкара принимает активное участие в событиях в Сирии. Ее руководство уже неоднократно требовало ухода президента Башара Асада. На турецкой территории не только прочно обосновались сирийские оппозиционные группировки, но и, по некоторым сообщениям, повстанческие силы. Более того, все чаще в кругах НАТО высказываются пожелания создания освобожденных районов в сопредельной с Турцией зоне Сирии. Напомним, что Турция располагает второй по размерам армией в НАТО. Следует также иметь в виду, что дальнейшее турецкое вовлечение в дела Сирии может привести к ухудшению ее отношений с другой соседней страной – Ираном.

Сфера активности Турции не ограничивается прилегающим регионом. Она весьма заметна на постсоветском пространстве. Особенно в странах с тюркоязычным населением. Там помимо укрепления экономических позиций все сильнее турецкое культурное влияние, возникли курируемые Анкарой школы, растет поток их выпускников, прибывающих в университеты Турции. В этом году впервые проведен саммит тюркоязычных стран. Все это говорит о том, что интересы Турции шире рамок региона, это уже как бы межрегиональная держава.

У Москвы превосходные отношения с Анкарой. Прежде всего в экономической области. Вместе с тем надо учитывать рост влияния соседнего государства. Он все больше будет проявляться в регионе, в котором у России традиционные интересы. И их надо будет оберегать.

2011-12-27
Источник - Независимая газета

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь