Главная » 2011 » Октябрь » 19 » "Eurasianet": Пентагон вынужден учитывать взятки в Центральной Азии
15:29
"Eurasianet": Пентагон вынужден учитывать взятки в Центральной Азии
Пентагон локализуется в Центральной Азии, пытаясь повысить роль региональных компаний по перевозке грузов на дальние расстояния и производителей продуктов питания в поставке необходимых товаров для американских войск в Афганистане. Как говорят чиновники из Вашингтона, экономика стран получит выгоду от новых деловых возможностей.
Однако водители грузовиков жалуются на то, что повышенный американский трафик завышает "проценты", которые они должны выплачивать по пути. Им приходится пересекать территорию некоторых самых коррумпированных стран на планете.
В июле американские военные чиновники запустили программу "Surface Tender CENTCOM Region". Этот проект разработан для поддержки закупки товаров в Центральной Азии и южном Кавказе для американских баз в Афганистане. Он усиливает трафик на так называемой Северной сети поставок, включающей в себя железнодорожные, воздушные и грузовые маршруты, соединяющие Западную Европу и Афганистан. Чиновники военного ведомства США, объявляя о том, что многие товары будут приобретаться в Кыргызстане, назвали программу "одним из самых важных проектов в регионе".
Однако между Кыргызстаном и Афганистаном расположен Таджикистан. Председатель Ассоциации перевозчиков Кыргызстана Темирбек Шабданалиев жалуется на то, что чем больше Вашингтон усиливает роль Северной сети поставок, тем жаднее становятся сотрудники таможенных служб и полиции Таджикистана.
"В Таджикистане размер ставки зависит от ценности товаров, которые вы перевозите", - говорит Шабданалиев. "В прошлом году ставка составляла 100-200 сомов (2-4 доллара США). Сейчас такие выплаты участились. Раньше водителей останавливали до трех раз, когда они пересекали территорию Таджикистана. Теперь их останавливают по десять раз". По подсчетам Шабданалиева, такая поездка в прошлом году обходилась водителям в 300-600 сомов (7-14 долларов), сейчас она обходится в 3-5 тыс. сомов (70-110 долларов). Все это происходит "благодаря" росту транспортировки американских грузов.
Однако, по словам американских чиновников, финансовая выгода для экономики региональных стран с лихвой покрывает все беспокойства по поводу распространения коррупции.
Вашингтон уже давно жаловался на то, что американские подрядчики раздувают затраты на обслуживание солдат в Афганистане. Политики видят в новой программе инициативу по экономии средств, как это было отмечено в служебной записке Центрального командования США. В записке говорится, что американские подрядчики намеренно превышают рыночную цену на поставки, нанимая местные компании в качестве субподрядчиков. Таким образом, эта программа "внесет пользу для экономики региональных стран" путем устранения посредников.
В октябре 2010 года по Северной сети поставок в Афганистан проходило до 30% военного груза невоенного назначения. К концу 2011 года Пентагон надеется увеличить пропускную способность сети до 75%. А пока большая часть этого бизнеса была передана в руки международных компаний, поставляющих товары из Европы и далее.
Пресс-секретарь Центрального командования сообщил "EurasiaNet", что этим летом состоялась пробная проверка программы, и что Министерство обороны намерено предложить в октябре четыре новых контракта. Центральное командование не стало комментировать финальный масштаб программы, однако, по словам американских военных чиновников, цель проекта заключается в том, чтобы "увеличить объемы транспортировки товаров, приобретенных в Центральной Азии".
Программа стремится к поддержке развития кыргызстанских компаний, занимающихся предоставлением услуг и перевозок, так, чтобы они "стали конкурентоспособными", говорит директор Центрально-азиатского института свободного рынка Мирсулжан Намазалиев. "Репутация США может улучшиться благодаря привлечению местных компаний, а услуги кыргызских компаний будут дешевле, чем услуги международных, даже если им придется давать взятки для того, чтобы проехать Таджикистан".
За свои услуги кыргызские перевозчики могут получать примерно 4400 долларов США за отгрузку, говорит Шабданалиев. Помимо этого, существуют расходы на дизельное топливо, визовые пошлины и другие расходы по дороге. Исходя из утверждений Шабданалиева о проблемах взяточничества, Центральное командование, по всей видимости, перекладывает ответственность за решение проблем с взяточничеством на местные компании.
Если вычесть все расходы, водители из Ассоциации перевозчиков говорят, что за одну поездку они зарабатывают в общем 250-300 долларов США. Таким образом, почти 110 долларов на взятку таджикским таможенникам, пограничникам и полицейским, составляют существенный урон их доходу. Однако это не единственная проблема, с которой сталкиваются водители. "Прошлый год стал для местных компаний обучающим. Они знают, как перевозить товар через Таджикистан – это просто, поскольку они знают, кому платить. В Афганистане все намного сложнее, поскольку в вас стреляют из автоматического оружия, но водители привыкают и к этому", - отмечает Шабданалиев.

"Eurasianet", 17 октября 2011 года
Перевод – "InoZpress.kg"
Источник - zpress.kg
Категория: Международные военные новости | Просмотров: 1162 | Добавил: Marat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31