"Региональное сотрудничество 2012" и содействие США в обеспечении безопасности в Центральной Азии
Инициативы
США по оказанию военной помощи и обеспечению безопасности в Центральной
Азии часто вызывают противодействие в Москве. Многочисленные аспекты
воспринимаются российским руководством как заговор, поскольку власти
расценивают подобную деятельность как средство и метод ослабления
влияния Москвы в этом регионе. После завершения мирных военных учений
под эгидой ШОС, которые были проведены на севере Таджикистана, США
организовали военные учения "Региональное сотрудничество 2012" с
участием центрально-азиатских государств, завершившихся 25 июня. Цель
учений – восстановление после катастрофы и развитие быстрого
реагирования среди стран-партнеров. Тем не менее, истинная цель учений,
их слабость и конечный вклад в укрепление возможностей региональных
стран вызывают сомнения. Москва относится к этим учениям с подозрением,
так как в рамках ОДКБ уже существует инициатива по оказанию помощи
странам Центральной Азии в борьбе с катастрофами и чрезвычайными
ситуациями. Учения "Региональное сотрудничество 2012", проведенное
под руководством Центрального командования США, объединили вместе
Национальную гвардию США, ЮСАИД, Центр транзитных перевозок "Манас", а
также подразделения из Афганистана, Казахстана, Кыргызстана и
Таджикистана. В состав войск Центральной Азии вошли пограничные войска,
подразделения из министерств внутренних дел каждой страны, а также
подразделения из министерств по чрезвычайным ситуациям. Время проведения
учений не совпало с проведением "Мирной миссии 2012", хотя
первоначально американские учения планировалось провести в сентябре 2012
года. В ходе учений военные и гражданские специалисты разрабатывали
подходы и методы для совместных действий в чрезвычайных ситуациях. Первые
два дня учений "Региональное сотрудничество 2012" были посвящены
теории, мини учениям; остальные пять дней учений были проведены при
помощи компьютерных технологий. Практическая часть учений завершилась 25
июня. В учениях приняли участие сержанты из отдела ЦТП "Манас" по
управлению в чрезвычайных ситуациях, которые оттачивали навыки своих
коллег из Афганистана и стран Центральной Азии. Одним из направлений
двустороннего сотрудничества и оказания содействия по обеспечению
безопасности является разработка подходов и укрепление военных
возможностей региональных стран. Тем не менее, военное руководство
региональных стран зачастую полагает, что они лучше знают все стандарты и
делают вид, что сотрудничают, чтобы быстрее провести учения. Возможно,
это связано с отсутствием понимания среди военных и служб безопасности
стран Центральной Азии профессиональных западных стандартов; это также
связано с многочисленными призывниками, которые просто заканчивают свою
службу и покидают войска. Как сообщили "Jamestown" американские военные,
больше всего это происходит в Кыргызстане и Таджикистане, где местных
военных обучают стандартным процедурам эвакуации раненых и позже
демонстрируют методы оказания неотложной медицинской помощи. Одной из
проблем для американских программ по обеспечению безопасности в
Центральной Азии является ежегодные "потери" солдатов-срочников из
казахстанского батальона по поддержанию мира (КазБат) после ежегодного
проведения в сентябре военных учений под руководством США и
Великобритании "Степной орел". Спустя несколько недель после завершения
этих учений большое количество казахстанских солдат, служащих в КазБате,
заканчивают свою военную службу, и все навыки и опыт, которые они
получили в рамках учений "Степной орел" просто исчезают. А западным
военным планировщикам в следующем году остаются те же самые проблемы.
Несмотря на постоянные обращения в Астану с просьбой увеличить
численность контрактников в КазБате, в войсках все еще очень много
призывников. Большая часть опыта и навыков, полученного подразделениями
МВД и МЧС во время учений "Региональное сотрудничество 2012", скорее
всего, не принесут существенных улучшений. То, что Москва осознает
слабость военных усилий США в Центральной Азии, может частично объяснить
отсутствие больших споров относительно подобных учений. Несомненно,
если российские военные планировщики посчитали бы, что подобная
деятельность укрепила бы военные возможности стран Центральной Азии, они
не посвящали бы столь пристального внимания в рамках ОДКБ и не
проводили бы аналогичных учений. Как пишут в своей статье Георгий
Ковалев и Олег Горбунов, истинная причина обеспокоенности по поводу
планов США и НАТО в Центральной Азии связана с соглашениями НАТО с
Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном по использованию их территории
для вывоза тяжелой военной техники из Афганистана к 2014 году. По мнению
авторов, все это представляет угрозу интересам России и ее
организациям, таким как ОДКБ, ШОС или Таможенный Союз, которые служат
для укрепления регионального влияния России. Однако российские СМИ,
рассказывая о возможных последствиях вывода НАТО из Афганистана и
стратегических интересах США в Центральной Азии после 2014 года,
упускают один момент: роль и растущее влияние Китая. Пока программы США и
России по оказанию помощи и сотрудничеству вызывают пристальное
внимание у политиков и экспертов, более незаметные действия Пекина в
Центральной Азии зачастую остаются без внимания. Эти игроки понимают,
что 2014 год ознаменует собой переломный момент, но никто из них не
может точно предсказать, как может измениться региональный баланс после
вывода войск НАТО из Афганистана. Тем не менее, тихо и без суеты, на
главной дороге в Ош на юге Кыргызстана, где в июне 2010 года произошел
межэтнический конфликт, красуется огромный билборд, на котором министр
обороны Кыргызстана пожимает руку своему китайскому коллеге. В самом
важном очаге напряженности Центральной Азии местные жители уже понимают,
что в отношении военных игроков происходит смещение от России к Китаю.
Роджер Макдермотт "Jamestown", 28 июня 2012 года Перевод –Источник - InoZpress.kg |