Главная » 2012 » Июнь » 12 » Кто виноват в информационном бардаке, который царит вокруг гибели пограничников на посту «Арканкерген»?
19:45
Кто виноват в информационном бардаке, который царит вокруг гибели пограничников на посту «Арканкерген»?

Кто виноват в информационном бардаке, который царит вокруг гибели пограничников на посту «Арканкерген»?

Коллаж megapolis.kz

Внутренние конфликты и помутнение сознания. Таковы, согласно предварительной версии, причины трагедии, произошедшей на пограничном посту «Арканкерген». И, наверное, тем же самым можно объяснить тот информационный бардак , который царит вокруг этого дела. Корреспонденты газеты "Мегаполис" предлогают вспомнить, когда и откуда казахстанцы узнавали новости про «Арканкерген».

31 мая информационное агентство КазТАГ публикует со ссылкой на источник информацию о происшествии на пограничном посту «Арканкерген»: «На пограничной заставе «Горный» (точное название стало известно позднее. – Авт.) в Алматинской области обнаружены тела 15 военнослужащих погранвойск. Среди убитых 1 офицер, 3 контрактника и 11 солдат».

В тот же день журналисты ловят в кулуарах парламента заместителя председателя КНБ Госмана Амрина, который факт происшествия подтверждает, но подробностей раскрывать не хочет, пообещав: «Сообщение мы распространим».

Сообщения нет как нет, но вскоре проводится пресс-конференция первого заместителя директора пограничной службы КНБ РК Турганбека Стамбекова. Он говорит, что застава сгорела, что найдены трупы 13 пограничников и егеря.

1 июня пресс-служба Пограничной службы КНБ РК распространяет следующее сообщение: «На месте происшествия на пограничном посту «Арканкерген» в настоящее время обнаружены останки ещё двух человек. Количество погибших – 14 военнослужащих и один гражданский егерь охотничьего хозяйства».

Реагирует глава государства. 1 июня, то есть фактически через сутки после того, как становится известно о ЧП на заставе и в тот же день, как появляются первые результаты осмотра места происшествия, Нурсултан Назарбаев собирает совещание с руководителями правоохранительных органов. Там он делает следующее заявление: «Я считаю это террористическим актом. Вероятно, это произошло в результате внутренних конфликтов. Но об этом говорить сейчас рано». И ещё: «В настоящее время по моему поручению специальная комиссия разбирается в этом событии, изучает все факты. Главной военной прокуратурой возбуждено уголовное дело… К расследованию привлечены опытные сотрудники МВД, КНБ и Генеральной прокуратуры. Сейчас эта комиссия работает на месте».

Таким образом, 31 мая и 1 июня власть сообщала казахстанцам информацию оперативно и в максимально полном виде. Причём делала это как по учебнику: информация исходила из одного источника – Погранслужбы (с чьей-то лёгкой руки информагентства сообщали, что следственная группа работает «под руководством директора пограничной службы, генерал-майора Нуржана Мырзалиева»). Правда, пресс-служба ведомства оказалась не готова к такому и быстро «сдулась», а помочь им, видимо, было некому. Маленький пример: на сайте КНБ и Пограничной службы КНБ нет ни одного упоминания об инциденте на посту «Арканкерген», даже официальные сообщения, ранее распространённые ими в СМИ, вы там не найдёте.

Но вскоре начался информационный бардак. Комментарии и информацию начали давать все кому не лень. К примеру, список с фамилиями служивших на заставе «Арканкерген» распространило вначале Министерство информации и культуры (почему-то), а затем – сама погранслужба. О том, что оставшийся в живых пограничник найден, СМИ сообщил источник в акимате Алматинской области. Первые подробности про признания Челаха сообщил министр внутренних дел Калмуханбет Касымов. Комментарий дал и директор КИСИ, да что там – с заявлением выступила даже Ассамблея народа Казахстана! Промолчал только Ермухамет Ертысбаев – очевидно, он в отпуске.

Наиболее адекватным выглядит сенатор Гани Касымов: «Будем ждать официальных сообщений. Но воспринимаю, что это вызов государству, вызов обществу. Такого у нас никогда не было»…

Но при всём обилии комментариев подтверждённая информация выдавалась скупо: зачастую сведения были противоречивые, путаные, вызывали ещё больше вопросов. Да и выдавали их в час по чайной ложке, бессистемно. В какой-то момент – между 2 и 5 июня – вообще сложилось впечатление, что правоохранительные органы молчат, потому что придумывают подходящую версию.

Понятно, что шло – и идёт – следствие, что подробности не всегда можно рассказывать, но всё-таки что-то говорить надо, причём делать это ежедневно, а лучше – несколько раз в день. Иначе появится место для слухов и сплетен, сливов и утечек. Собственно, так и произошло.

Апофеоз «информационного недержания» случился в четверг, 7 июня, когда газета «Время» опубликовала статью Геннадия Бендицкого, в которой он столь подробно рассказал о происшедшем, будто сам в тот момент находился на заставе. Ясно, что ему всё это рассказал кто-то из членов следственной группы. В тот же день эта версия фактически была подтверждена на брифинге Генеральной прокуратуры.

Кто «слил» Бендицкому материалы следствия? И почему ему можно было это рассказать, а остальным СМИ – нет? Фактически этот «слив» обесценил официальное заявление Генпрокуратуры, потому что до брифинга общественность, прежде всего, журналистская, по косточкам разобрала эту версию, нашла массу нестыковок и уже заранее была настроена крайне скептически. И даже «опровержение» по поводу якобы найденных на теле одного из убитых предмета женского белья (которое, очевидно, в огне не горит) не изменило ситуацию. Тем более, что взамен Генпрокуратура подбросила новые хохмы, например, «отдельные бодрствовавшие сослуживцы при направлении на них оружия не воспринимали это всерьёз». А всё потому, что в определённый момент времени на общественное мнение просто наплевали. Мол, вы там себе что-то обсуждаете на кухнях, вот и обсуждайте, а мы вам ничего вразумительного не скажем.

Почему за это время Главный военный прокурор Ергали Мерзадинов не проронил ни слова? Почему Главная военная прокуратура не выпустила ни одного сообщения? Почему их не заставила Генеральная прокуратура?

А ведь именно оттуда должна была исходить вся информация о расследовании, потому что «дело расследуется межведомственной следственно-оперативной группой под руководством специального военного прокурора». КНБ и Погранслужба – ведомства заинтересованные, они заинтересованы скорее скрыть информацию, нежели её сообщить. Следователи МВД просто привлечены, да и нет им в обществе доверия после самоубийства Нуркадилова с контрольным выстрелом в голову да убийства Сарсенбаева, совершённого из личной неприязни на кредитные деньги.

Генеральная прокуратура сообщала обществу о событиях в Таразе. Генеральная прокуратура рассказывала о событиях в Жанаозене и Шетпе. Генеральная прокуратура должна была сообщать официальную информацию по поводу заставы «Арканкерген». Причём делать это оперативно, как их российские коллеги, которые в подобных случаях делают сообщения едва ли не каждый час. Вместо этого с 31 мая по 7 июня Генеральная прокуратура неделю отсиживалась, стиснув зубы. И Главный военный прокурор молчал. Зато все остальные активно болтали, выбалтывая, что было и чего не было.

В результате сегодня общество просто не верит ничему – ничему! – что говорят официальные лица по поводу происшествия на «Арканкергене». И даже когда докажут, что Владислав Челах действительно совершил это убийство, общественность его уже не признает виновным. Если бы общество шло к этому выводу вместе со следствием, этот вывод был бы логичным (по здравому размышлению только эта версия и остаётся). Но теперь уже не получится. Потому что слухи уже отравили сознание, заместили отсутствие точной и своевременной информации и стали почти фактами.

И теперь делаются попытки «зачистить» информационное поле. Оказывается, например, давление на агентство КазТАГ, которое сообщало про пулевые отверстия в головах трупов, про алкоголь в крови погибших, про то, что егерь был убит за два дня до того, как погибли пограничники. А ведь все эти данные были взяты не с потолка, их агентству сообщали заслуживающие доверия источники. Господа чиновники, вы в своё время не сумели наладить информирование, журналисты начали делать работу за вас. А теперь это выглядит, как попытка вытравить информацию, которая может помешать предварительной версии превратиться в окончательную.

В ближайшее же время должен выйти из сумрака Главный военный прокурор г-н Мерзадинов и вместе с Генеральным прокурором г-н Даулбаевым ответить на все, пусть даже самые дурацкие вопросы СМИ. Не надо опять выпускать «официального представителя», чтобы он зачитал написанный кем-то текст! Должен выйти человек, которому могут поверить – грамотный, компетентный, авторитетный. Предъявить фото и видеоматериалы, документы, результаты экспертиз. Только так можно попытаться вернуть доверие словам, с которыми власть обращается к народу.

Правильно сказал Гани Касымов: «Уровень ответственности от того, как будут сделаны сейчас официальные сообщения, очень огромный, уровень ответственности перед СМИ, а соответственно, перед гражданами страны. Все граждане хотят точную и объективную информацию, в полном объёме». Хотят, ой как хотят!

http://www.platon.kz/kazakhstan/7191-kz.html

Категория: Казахстанские военные новости | Просмотров: 1265 | Добавил: Marat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Календарь
«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930