Очередной выход Узбекистана из ОДКБ является почвой
для беспокойства в первую очередь для его соседей по Ферганской долине
Кыргызстана и Таджикистана. Особенно это касается Кыргызстана, где
находятся два военных объекта.
Выход Узбекистана из ОДКБ
открывает много вариантные комбинации в регионе с непрямым участием США и
Россией и в перспективе повышает риск конфликтов в Ферганской долине
между Узбекистаном, Таджикистаном, Кыргызстаном, а также Узбекистаном и
Казахстаном. С учетом существующих земельных, приграничных и
водно-энергетических противоречий между этими странами, межэтнического
напряжения, появляется реальная угроза роста локальных военных
конфликтов на границах этих стран, которые могут перерасти в открытые
военные столкновения и носить межгосударственный характер.
Выход
Узбекистана из военно-политической организации (ОДКБ) перед официальным
выводом военного контингента НАТО из Афганистана в 2014 годом, говорит о
том, что власти Узбекистана не видят в ОДКБ реального механизма в
обеспечении безопасности, как своих границ, так и внутри страны.
Возможно и то, что на примере событий, на Юге Кыргызстана в 2010 г,
Узбекистан сделал ряд выводов. Поэтому эта оговорка будет учитываться
при появлении на территории Узбекистана иностранной военной базы, (что
исключалось пока Узбекистан был в составе ОДКБ). Появление
иностранной военной базы в Узбекистане обеспечивает гарантии
существующему политическому режиму, получению военно-технической помощи
США из Афганистана. Тем самым Узбекистан заручается политической
поддержкой США в регионе в противовес своему региональному сопернику
Казахстану, и что немаловажно с учетом того, что США намерены
моделировать в ЦА водно-энергетические вопросы, Узбекистан получает
защиту от водно-энергетического давления России через Кыргызстан и
Таджикистан.
Однако опасность возникает в том, что последствия
такой игры напрямую отразятся на всей региональной безопасности плоть до
развязывания межгосударственных конфликтов в ЦА и возможно последующим
демонтажем режима в Узбекистане. Пока же есть все перспективы
превращения Узбекистана в Израиль Центральной Азии. В этом случае
Кыргызстану необходимо уже сейчас задумываться о будущих вызовах и
угрозах, как связать (помимо единственной дороги) Юг с Севером при
развитии непредвиденной ситуации. Также важно уже прорабатывать разные
варианты дестаблизации по этническому, религиозному (терроизм) сценарию
не только на границах КР, но и внутри страны на Юге. Изменяющаяся
геополитическая и региональная ситуация, в свете геополитических
столкновений блоков - стран НАТО с одной стороны и ОДКБ, ШОС с другой в
ЦА - это все должно повлиять на внесении соответствующих коррективов в
концепцию национальной безопасности Кыргызстана недавно подписанную
Президентом КР.
Маликов Кадыр Источник - ЦентрАзия
|