Главная » Статьи » Казахи и другие тюрки в иностранных армиях » Казахи и уроженцы Казахстана в зарубежных армиях

В Чечне на стороне боевиков воевал "казахский батальон" без казахов
"Экспресс К" 2 марта 2000 года.
Валентина ДУДКОВА, собкор "ЭК" в Москве

О том, что в нынешней чеченской кампании, или, как ее называют официальные российские власти, антитеррористической операции федеральным силам противостоят не только собственно чеченские незаконные вооруженные формирования, но также и наемники из арабских государств, Пакистана, Афганистана, Турции,известно с самого начала операции. Гораздо экзотичнее звучат заявления федеральных силовых структур о том, что среди наемников есть прибалты, украинцы и другие лица "славянской национальности". Но абсолютно полной неожиданностью для меня стало известие о том, что в Чечне на стороне боевиков воевал так называемый казахский батальон. "Казахский след" в чеченской кампании отыскал корреспондент РТР Андрей Кондрашов, проведший в общей сложности в командировках на войну 2,5 месяца. Надо заметить, однако, что "казахский след" Андрей, бывший долгое время собственным корреспондентом РТР в Казахстане, согласился поискать по моей просьбе, и мы договорились с ним, что после очередной экспедиции он даст интервью газете "Экспресс К". Однако, признаться, я не ожидала такой ошеломляющей новости.

По словам Андрея, 28 октября 1999 года, после взятия федеральными войсками Терского хребта, он был в группе журналистов, которых доставили на место боя. Там было много паспортов - красных, зеленых, которые офицеры разбирали на трофеи и ставили в них автографы своих командиров. Особенно ценились синие казахстанские паспорта. Во-первых, их было немного, и, во-вторых, они очень красивые, качественно сделанные. Андрею удалось посмотреть два паспорта, которые принадлежали когда-то двум чеченцам, казахстанским гражданам. Это событие, собственно, и натолкнуло его на мысль обращать в дальнейшем внимание на "казахский след".

Второй "звонок" прозвенел в Сунженском районе Грозного, когда Андрей увидел на зеленых воротах одного из гаражей, принадлежащих ПТУ, которое в свое время боевики сделали мощным форпостом, надпись следующего содержания: " Привет из Джамбула...", далее следовали запятая и несколько нецензурных слов в адрес федеральных сил. Андрей: "Я стал спрашивать командиров насчет этой надписи и, в частности, задал вопрос, а был ли кто-то здесь из сопредельных республик. Они мне отвечают: "Да, таджиков целое море было!" Должен заметить, что, по моему наблюдению, русские, которые воюют против чеченцев, научились отличать кавказцев от азиатов - и это большое достижение, а уж азиаты для них вообще на одно лицо, поэтому "таджики" - это образ собирательный.

Потом я продолжил свое расследование и поговорил с руководителем объединенного пресс-центра Яковом Фирсовым, очень известным в кругу журналистов человеком по большей части тем, что активно препятствует их работе. Но для меня он специально подготовил данные!

Так вот, по его сведениям, в Чечне было три батальона: азербайджанский, таджикский и казахский. Их так называли между собой боевики. Сначала это были данные перехватов, а потом, позднее, когда бандитов "выдавливали" из Грозного, выяснилось, что эти батальоны действительно существовали довольно автономно и подчинялись Хаттабу, вернее его представителю в Грозном.

Как мне сказали, все эти наемники из трех батальонов были русскоязычными и не понимали араба, который был к ним поставлен, а поэтому общались с ним только через чеченцев, знавших арабский. В конце концов в эти батальоны ввели по несколько чеченцев, чтобы была связь. Эти формирования действовали автономно".

- Андрей, а тебе не удалось узнать, что за люди были в ''казахском батальоне"? Ты сказал, что все три батальона были русскоговорящими, но какие национальности были в них представлены?

- Основу и азербайджанского, и таджикского батальонов составляли этнические азербайджанцы и этнические таджики. Казахский же состоял просто из выходцев из Казахстана, причем по большей части чеченцев. Поэтому "казахский батальон" не был на слуху в отличие от первых двух, и в конце концов он просто "растворился" среди своих.

Единственное, что позволяло впоследствии говорить об остатках этого формирования как о "казахском батальоне", так это, по словам представителей разведки, то, что когда среди них остались только "казахи". Мне показали списки этих "казахов"! Я увидел такие фамилии: Надиров, Султанов, Закиров и т.д. Для казахстанцев ясно, что это отнюдь не казахские фамилии.

Потом мне рассказали, что эти так называемые казахи в свое время подчинялись боевику Курбану Абулаику. По национальности он уйгур, уроженец Китая, в совершенстве владеет многими видами оружия, минно-взрывным делом, знает три языка. Участвовал в терактах в Китае ив боевых операциях в Чечне против федеральных войск. Закончил одну из террористических школ Хаттаба. При проверке паспортного режима был задержан сотрудниками ФСБ России на территории Дагестана и передан китайским спецслужбам.

Впоследствии мне удалось выяснить, что, помимо чеченцев и уйгуров, в этом батальоне были узбеки из Южно-Казахстанской области. Кстати, последние учились в одном из лучших лагерей Хаттаба в Сержень-юрте. Но казаха я не видел ни одного!

Зато в одном из фильтрационных лагерей Андрей случайно встретился с казахстанским гражданином, который назвался Алексеем Беляевым из Костаная, и сделал о нем репортаж.

"Действительно это Алексей Беляев и его дядя - очень известный человек, двукратный чемпион Атланты по стрельбе.

По словам Леши, 1,5 года тому назад сосед познакомил его с чеченцем, и последний договорился с ним о том, что Алексей пригонит в Грозный новую машину, которую чеченец купит в Костанае для себя. Он согласился и рассчитывал, пригнав эту машину, получить вознаграждение и сразу же вернуться домой. Машину в Грозном у него забрали, а знакомый чеченец вместо вознаграждения продал его какому-то авторитету. Так он стал рабом в компании с тремя осетинами, тремя грузинами, двумя украинцами и одним русским из Сибири. Их бригада строила дома для чеченцев, а когда началась война, их заставили рыть окопы, подносить боеприпасы. Он сдался федеральным властям сам, с оружием. Я спросил, откуда оружие, Алексей рассказал, как оно у него оказалось.

Когда был осуществлен известный прорыв в ночь с 31 декабря на 1 января из Грозного в сторону Алхан-Калы и когда на минном поле полегло примерно 400 чеченцев, впереди шли рабы, в том числе и Леша... Правда, впереди гнали коров, а боевики шли за рабами. Именно тогда оторвало ногу Басаеву. Алексею и еще двум рабам удалось выжить. Они спрятались в пещеру и просидели там три дня, пережидая, когда закончатся страшная перестрелка и кровавое месиво. Автоматы подняли здесь же на поле, "на всякий случай".

Его взяли спецназовцы из Главного управления исполнения наказаний минюста России (ГУИН) и поместили в фильтрационный лагерь, поскольку у Алексея осталось только казахстанское удостоверение личности, в котором нет прописки. Российские власти обвиняют его в пособничестве боевикам.

Хотя я думаю, что если бы он воевал, то с автоматом сдаваться бы не пришел. Когда представители ГРУ вывели его к нам и я с ним заговорил, то даже вначале не поверил, что это русский. У него был абсолютно чеченский говор, да и по внешности он мало походил на русского! Выглядел он очень жалко: изможденный, худой, с бледным лицом и черными кругами под глазами. Просил, чтобы в репортаже не называли его имя, надвинул шапку на глаза, боялся, что узнает мать...

Мы с ним поговорили и о Костанае. Поскольку я там бывал и неплохо знаю этот город, то убедился, что Леша оттуда. После разговора с ним я сразу же сообщил заместителю министра юстиции Калинину о том, что у них в фильтрационном лагере находится казахстанский гражданин из Костаная и что я готов засвидетельствовать это. Что-то записали, сделали какую-то пометку в большую тетрадь, где регистрировали всех этих пленных. Однако я не знаю, помогло ли это.

Кстати, в ГУИН мне сказали, что они уже направили запрос в Казахстан, но никаких ответов пока не получено... А Алексей, по последней информации, находится в Моздоке, в СИЗО, и проходит по 208 статье, часть 2, которая условно называется "война, участие в бандформированиях". Попадет он под амнистию или нет - большой вопрос".

Москва
"Экспресс К" 2 марта 2000 года
Категория: Казахи и уроженцы Казахстана в зарубежных армиях | Добавил: Marat (26.10.2011)
Просмотров: 20772 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Мурад  
0
"Надиров, Султанов, Закиров и т.д. Для казахстанцев ясно, что это отнюдь не казахские фамилии". - вот автор тупой. Эти фамилии произведены от арабских имен Надир, Султан, Закир, поэтому эти имена и фамилии используются у всех мусульманских народов: казахов, таджиков, чеченцев, татар, туркмен и т.д.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0