Главная » Статьи » От Казахского ханства до Октябрьской революции » В составе Российской империи

ПОВЕЛЕЛ ИМПЕРАТОР:"ЗОЛОТУЮ САБЛЮ ЗА ХРАБРОСТЬ!"
Аманжолова Ш. ПОВЕЛЕЛ ИМПЕРАТОР:"ЗОЛОТУЮ САБЛЮ ЗА ХРАБРОСТЬ!"
/интервью вела Варшавская Л. //Аргументы и факты.-2000.-N47, ноябрь.-С.19

В Москве, в Георгиевском зале Кремля, в ряду героев русско-турецкой войны 1877-1878 гг. высечено имя младшего сына послед- него казахского хана Жангира - Губайдуллы Жангирова. Губайдулла, он же князь, султан Чингиз - национальный герой России. Таковым же его считают и в Болгарии. Сведения об этом восстановила для нас исследователь истории Букеевской Орды Шолпан Аманжолова. Ее бабушка - Софья Даулетовна Букейханова приходилась внучатой племянницей Губайдулле.

- Губайдулла был самым младшим из пятерых сыновей Жангира, - рассказывает Шолпан. - Рано оставшись без отца, дети вскоре потеряли и мать. Умирая, ханша Фатима призвала к себе брата Эмиржана и взяла с него обещание, что тот воспитает всех их достойно ханского дома. До сих пор Эмиржан Гусеинов, сын муфтия Оренбургского и Уфимского, будучи офицером по особым поручениям при астраханском губернаторе Тимирязеве, выполнял те же обязанности и для Жангира. Поэтому, естественно, его назначили опекуном осиротевших сыновей хана. Эмир- жан вышел в отставку и занялся их воспитанием. По мере того, как им исполнялось 6-7 лет, он отвозил их в Петербург, где устраивал в Императорский пажеский корпус, по окончании которого в присутствии государя их возводили в княжеское достоинство. Получил его, блестяще закончив курс в 1857 году, и Губайдулла.
Сначала он служил офицером по особым поручениям Оренбургского губернатора, а затем до конца 70-х в Донском казачьем войске, пока его не отозвали в Петербург. А когда началась русско-турецкая война, Губайдулла в чине полковника принял участие в сражениях.
- Все это прослеживается документально?
- Да, я работала в архивах, краеведческих музеях, встречалась с потомками Губайдуллы. А вот дальше пошло труднее. Я знала только, что он воевал под Плевной и очень прославился там. Так ли это на самом деле, сказать было трудно, и я пошла к болгарскому послу в Казахстане господину Иванову. Мы долго разговаривали, и он посоветовал сделать запрос в Военно-исторический музей города Плевны.
- Что они вам ответили?
- Самыми ценными, мне кажется, в их письме были выписки из приказов и дневников того времени. Вот первая из них: "31 августа утром флигель-адъютант полковник Чингисхан (то есть Губайдулла) пришел в императорскую квартиру с донесением о взятии Большого Гривицкого редута в 8 часов вечера". Спустя две недели: "16 сентября 1877 года. Главная квартира-бивак у деревни Горный Студень. Государь Император Высочайше повелеть соизволил: флигель-адъютант полковнику султану Чингизу состоять в распоряжении Моем в звании Главнокомандуюшего Действующей армии. Объявить о сем по армии. Николай".
- Это же высочайшее назначение!
- Но Губайдулла, то есть султан Чингиз, заслужил его. Ведь что такое Большой Гривицкий редут? По датам это третий штурм Плевны. Штурм, который должен был состояться много позже. После двух неудачных попыток покорить неприступную крепость, где засели турки, российское командование намеревалось взять ее блокадой. Мол, все равно сдастся, куда денется! Но близились именины императора, и решено было все-таки взять ее к этой дате. Третий штурм Плевны приурочивался к этому празднику.
Начало штурма не предвещало ничего хорошего. Два полка, встреченные убийственным огнем турков, начали отступать. Потом еще семь полков были выбиты из строя. Но в наступление пошел отряд Скобелева-сына, решившего атаковать редуты, расположенные на гребнях Зеленых гор. Взять эти редуты означало получить ключи от Плевны.
К укреплениям этим нужно было взбираться по четырехсотметровой крутой голой горе, на скатах которой засел противник. Опасность была смертельной, но молодой генерал увлек за собой солдат, и вскоре турки, не выдержав натиска, оставили первую линию ложементов. Бой длился до вечера, но самое жесточайшее сражение шло за Гривицкий редут, который взял со своими бойцами Губайдулла Жангиров.
"Гривицкий редут, - пояснял мне болгарский посол, - это третий, и стратегически самый важный, вал в укреплении турок. Вокруг него вообще все вертелось - его отбирали, теряли, снова отвоевывали".
- Словом, взять его было настоящим подвигом?
- Бесспорно. И он, этот подвиг, стал дорогим подарком ко дню именин Великого князя. Ратные старания были вознаграждены. Читаем высочайшее повеление: "Султан Чингиз, офицер конвоя Императора, по случаю победы под Плевной 28 сентября 1877 года удостоен золотой сабли, украшенной бриллиантами, с надписью "За храбрость". Но и это еще не все. Царские милости простирались дальше. После того как непобедимая турецкая армия была разгромлена и Осман-паша взят в плен, жизнь начала вставать на мирные рельсы. Именем императора Николая I Губайдулла, то бишь султан Чингиз, был назначен начальником движения телеграфной корреспонденции в армии. Потом обязанности его расширились - он заведовал Департаментом телеграфа и путей сообщения.
Кроме того, был экспертом, а затем личным советником императора по азиатским вопросам. Губайдулла принимал также непосредственное участие в разработке положения о выборах в первую Государственную думу России. Согласно этому положению, казахи впервые получили право выбирать в нее представителей своего народа.
- Русско-турецкая война положила конец пятивековому игу Османской империи. Это величайшее событие, с которым связаны имена таких военачальников, как Столетов, Скобелев-отец и Скобелев-сын, Тотлебен.
- И не только. В боях под Сивштовым, на Шипке, за Стара-Загору и Плевну, в других сражениях участвовали старший сын Пушкина - Александр Александрович, молодой Всеволод Гаршин и замечательный художник-баталист Василий Васильевич Верещагин, с которым, как мне кажется, должен был общаться Губайдулла Жангиров. Познакомиться они могли еще до того в Оренбурге. Верещагин ведь участвовал в Хивинском походе, и знаменитый его "Апофеоз войны", другие восточные полотна были написаны после взятия Хивы. Не могли не встречаться они и в Гривицком редуте. Там они, как говорится, варились в общем котле, а у Верещагина в этом сражении погиб родной брат.
- Скажите, а откуда у вас фотография Губайдуллы?
- Из краеведческого музея Западно-Казахстанской области. У них хранится подлинник. Правда, история фотографии неизвестна. Но если учесть, что родился Губайдулла в 1840 году, то здесь он, по-видимому, как раз после Турецкой войны, когда его наградили несколькими орденами. Он действительно был хорошим военачальником, и дар этот унаследовал, скорее всего, от самого Абулхаира. Я понимаю, что нет пророков в своем Отечестве, но если два государства признали Губайдуллу полководцем, то почему бы у нас в Казахстане не назвать его именем какое-нибудь военное училище?
- Главное, чтобы родилась идея. Надо надеяться, что ее поддержат.
- Дай-то бы Бог!


http://lib.kaznu.kz/libr/vestnik/TEXT%5CJANGIROV.TXT
Категория: В составе Российской империи | Добавил: Marat (17.07.2012)
Просмотров: 2768 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0