Ан-12 (изделие "Т", по кодификации НАТО: Cub — «Новичок») — советский военно-транспортный самолёт. Самолёт активно применялся в военных целях, в чрезвычайных ситуациях, для переброски военной техники и личного состава, также для пассажирских перевозок. Именно он стал локомотивом развития влияния ВВС СССР.
Наибольшее значение Ан-12 оказал в становлении Воздушно-Десантных Войск СССР. Это был первый массовый самолёт в Военно-Транспортной Авиации, позволявший производить массовое десантирование как парашютистов так и боевой техники ВДВ.
Самолёт позволял брать на борт две боевые машины десанта (БМД-1) либо боевые машины сделанные на её базе (2С9 "Нона", БТР-Д) или 60 парашютистов. Парашютисты в грузовой кабине рассаживались в 4 ряда. Высадка производилась в два потока - первыми выбрасывались бойцы в средних рядах, далее бойцы находившиеся вдоль стен.
После капитального ремонта и переоборудования самолета Ан-12 для ВВС Казахстана были установлены система навигации и посадки по международным маякам, радиодальномер для работы с международными радиомаяками, суперрадиостанции, метеолокатор, системы и высотомер, позволяющие выдерживать эшелонирование согласно требованиям ИКАО и станции GPS. Теперь Ан-12 может дальше выполнять перевозки личного состава (60-96 человек) и грузов (массой до 20 тонн), вооружения и военной техники, перебрасывать личный состав, десантировать военнослужащих, обеспечивать боевую подготовку летного состава частей и подразделений военно-транспортной авиации.
Количество: 12 (11 из них нуждаются в ремонте и модернизации). Только один самолет Ан-12ППС (постановщик радиопомех) был модернизирован в Таганроге, превратившись в десантный самолет с дополнительными топливными баками. Планируется, что все эти и другие транспортные самолеты будут отремонтированы.
Десантно-транспортное оборудование
Погрузка и разгрузка самоходной техники производится своим ходом с использованием грузовых трапов, несамоходной — при помощи бортовых лебедок БЛ-52 (БЛ-1500 на Ан-12Б, ГЛ-1500ДП - Ан-12БК). Погрузка бесколесных грузов весом до 2000 кг выполняется с помощью кран-балки. Для парашютного десантирования техники и грузов на платформах и в штатных упаковках на самолет устанавливается транспортер ТГ-12.
Вооружение
Состоит из артиллерийского и бомбардировочного вооружения.
Артиллерийское вооружение
Система пушечного вооружения ПВ-23У. Состоит из кормовой башни ДБ-65У с двумя 23-мм пушками АМ-23, электросистемы дистанционного управления башней и прицельно-вычислительного блока. Боекомплект — 700 снарядов (по 350 на ствол), скорострельность — 1250—1350 выстр/мин на ствол.
Бомбардировочное вооружение
- 2 фотографические бомбы ФОТАБ-100-80 или 2 ночные ориентирно-сигнальные авиабомбы НОСАБ-100 или 2 дневные ориентирно-сигнальные авиабомбы ДОСАБ-100 для сбрасывания с балочных держателей;
- 6 цветных ориентирно-сигнальных авиабомб ЦОСАБ-10 или 6 ночных ориентирно-морских авиабомб ОМАБ-25-8Н или 6 дневных ориентирно-морских авиабомб ОМАБ-25-12Д или 6 радиозондов для сбрасывания из ящичного держателя ДЯ-СС-АТ;
- 70 авиабомб калибра 100 кг (ОФАБ, ЗАБ) или 29-32 авиабомб калибра 250 кг (ОФАБ, ЗАБ, ПТАБ, РБК) или 18-22 авиабомбы калибра 500 кг (ФАБ, ЗАБ, ФЗАБ, РБК) или 18 авиамин УДМ-500 для сбрасывания с транспортера ТГ-12MB.
Для прицельного бомбометания и сброса десантируемых грузов в кабине штурмана установлен прицел НКПБ-7. Два наружных балочных бомбодержателя расположены в передней части обтекателей шасси и два — в задней части внутри. Ящичный держатель ДЯ-СС-АТ для вертикальной подвески 6 бомб находится в хвостовой части фюзеляжа.
При необходимости на заднюю створку грузового люка устанавливается один дневной фотоаппарат АФА-42 или один ночной НА-МК/25.
Лётно-технические характеристики- Двигатели: ТВД АИ-20М (4х3128/4х4250 э.л.с.)
- Размеры:
- размах крыла (м) 38,015
- длина самолёта (м) 33,109
- высота (м) 10,525
- Размеры грузовой кабины
- длина (м) 13,5
- максимальная ширина (м) 3-3,5
- максимальная высота (м) 2,4-2,6
- Пассажировместимость: 90 солдат или 60 парашютистов
- Массы и нагрузки:
- взлётная (т) 64
- пустого снаряжённого (т) 35,34
- самолёта без топлива (т) 34,58
- макс.ком. нагрузка (т) 20
- посадочная (т) 58
- запас топлива (т) 22,066
- Лётные данные
- максимальная скорость {км/ч} 686
- крейсерская скорость (км/ч) 570
- эксплуатационный потолок (м) 9000,макс.10500
- дальность полета (км) 5000
- потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря) (м) 900—2200 в зависимости от взл. веса.
Ан-24 (по кодификации НАТО: Coke — «Сажа», «копоть») — пассажирский турбовинтовой самолёт для линий малой и средней протяжённости. Дальность полёта: 2000 км. Крейсерская скорость: 450 км/ч. Максимальная взлётная масса: 21 т. Оснащён двумя турбовинтовыми двигателями АИ-24 2 серии, АИ-24Т (Ивченко) с воздушным винтом АВ-72, АВ-72Т изменяемого шага. Ан-24 выпускался с 1959 по 1979 год. Было выпущено более 1000 таких самолётов, 101 эксплуатируются.
Количество: 5 (возможно на хранении).
АН-24 (гражданская авиакомпания "Скат", Казахстан)
Технические характеристики
- Экипаж: 3—5 человека
- Пассажировместимость: 48—52 человек
- Грузоподъёмность: 6500 кг
- Длина: 23,53 м
- Размах крыла: 29,20 м
- Высота: 8,32 м
- Площадь крыла: 74,98 м² с однощелевым центропланным закрылком, 72,46 м² с двухщелевым центропланным закрылком
- Масса пустого: 13350 кг
- Масса снаряжённого: 13489 кг
- Нормальная взлётная масса: 21000 кг
- Максимальная взлётная масса: 21000 кг (для самолёта АН-24РВ — 21800кг, на доработанных самолётах (по условию прочности шасси) — 22500 кг)
- Масса топлива во внутренних баках: 4850 кг
- Силовая установка: 2 × ТВД АИ-24
- Мощность двигателей: 2 × 2550 (2 × 1876)
- Воздушный винт: АВ-72 серии 02
- Диаметр винта: 3,90 м
Лётные характеристики
- Максимально допустимая скорость: 460 км/ч (приборная скорость)
- Максимальная скорость: 540 км/ч (приборная скорость при экстренном снижении)
- Крейсерская скорость: 460 км/ч (на высоте 6000 м)
- Скорость сваливания: 157 км/ч (приборная скорость, закрылки убраны)
- Практическая дальность: 1850 км
- Перегоночная дальность: 2820 км
- Практический потолок: 7700 м
- Скороподъёмность: 5-15 м/сек
- Длина разбега: взлётная масса 21 000 кг, ИВПП: закрылки = 15 — 850 м, закрылки = 5 — 1000 м
- Длина пробега: посадочная масса 20 000 кг - 580 м
Ан-26 (по кодификации НАТО: Curl — «Вихрь») — советский военно-транспортный самолёт, разработанный в КБ Антонов. Он является модификацией исходной модели Ан-24. Благодаря большой ширине проема грузового люка (2,4 м) и установке специальной трап-створки возможна удобная погрузка как с земли, так и из кузова автомобиля, что значительно ускоряет и облегчает погрузочно-разгрузочные работы. Ан-26 оснащен двумя турбовинтовыми двигателями АИ-24ВТ и одним дополнительным реактивным РУ-19А-300, установленным в правой гондоле основного двигателя.
Количество: 14.
Технические характеристики
- Экипаж: 6 человек
(в учебных полках 5 человек, задачи механика выполняют курсанты)
- Пассажировместимость: до 38 человек личного состава, или 30 десантников, или 24 раненых на носилках.
- Грузоподъёмность: 5500 кг
- Длина:
- Размах крыла: 29,20 м
- Высота: 8,575 м
- Площадь крыла: 74,98 м²
- Масса пустого: 15850 кг
- Нормальная взлётная масса: 23000 кг
- Максимальная взлётная масса: 24000 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 7080 литров
- Силовая установка: 2 × ТВД АИ-24ВТ
- Мощность двигателей: 2 × 2820 (2 × 2074)
- Воздушный винт: АВ-72Т
- Диаметр винта: 3,9 м
- Вспомогательная силовая установка: 1 × ТРД РУ-19А-300
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 540 км/ч
- Крейсерская скорость: 435 км/ч
- Практическая дальность: 1100 км
- Перегоночная дальность: 2660 км
- Практический потолок: 7300 м
- Скороподъёмность: 9,2 м/с
- Длина разбега: 870 м
- Длина пробега: 650 м
Вооружение
- Точки подвески: 4 балочных держателя БДЗ-34
- Бомбы: калибром до 500 кг
Ан-30 (изделие "ФК" или Ан-24ФК, по кодификации НАТО: Clank — «Лязг») — самолёт воздушного наблюдения и аэрофотосъёмки. Разработан в ОКБ им. О. К. Антонова совместно с ОКБ им. Бериева. Ан-30 является модификацией самолётов Ан-24 и Ан-26 и предназначен для аэрофотосъёмочных и аэрогеофизических работ.
На Ан-30 установлен комплекс оборудования, обеспечивающего выполнение полётов днём и ночью, и комплекс автоматического и полуавтоматического оборудования для аэрофотосъёмки. В средней части фюзеляжа оборудованы пять остеклённых фотолюков, из которых можно производить плановую и перспективную аэрофотосъёмку. Штурман находится в остеклённом носу самолёта, что позволяет качественно проводить сложную аэросъёмку. Аэрофотосъёмка выполняется в масштабах от 1:3000 до 1:200 000 аппаратами с различными фокусными расстояниями. Возможна обработка фотоплёнки прямо на борту самолёта. В носовом подфюзеляжном обтекателе возможно размещение метеорадиолокатора "Гроза-30". Имеется комплекс спасательного оборудования. Кабины экипажа, штурмана и аэрофотосъёмочная герметичны и оборудованы системой кондиционирования воздуха. Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей АИ-24ВТ и одного дополнительного реактивного двигателя РУ-19А-300.
Самолёты активно использовались для аэрофотосъёмки местности при составлении и обновлении географических карт, а также работали по заявкам, в интересах различных ведомств. В настоящее время самолёты Ан-30Б используются Россией, Украиной, Болгарией, Казахстаном и другими странами для наблюдательных полётов в рамках международного Договора по открытому небу.
Количество: 6.
Ан-30 (МЧС РК)
Характеристики
Год создания | 1964 | |
---|---|---|
Размах крыльев, м | 29,2 | |
Площадь крыла м² | 74.98 | |
Удельная нагрузка на крыло при максимальной взлётной массе, кгс/м² | 306 | |
Длина самолёта, м | 24,26 | |
Высота, м | 8,32 | |
Максимальная ширина фюзеляжа, м | 2,9 | |
Скорость, крейсерская, км/ч | 435 | |
Скорость, максимальная, км/ч | 540 | |
Практический потолок, м | 8300 | |
Дальность перегоночная, км | 2630 | |
Дальность действия, км | 1240 | |
Длина разбега по ВПП с бетонным покрытием, м | 710 | |
Средний расход топлива, кг/час | 855 | |
Максимальный взлётный вес, кг | 23 000 | |
Максимальный посадочный вес, кг | 23 000 | |
Масса пустого самолёта, кг | 15 590 | |
Вес фотооборудования, кг | 650 | |
Двигатели | 2 × АИ-24ВТ + 1 × РУ-19А-300 | |
Мощность одного АИ-24ВТ, э.л.с. | 2820 | |
Тяга реактивного двигателя РУ-19А-300, кгс | 800 | |
Взлётная масса, кг | 23000 | |
Длина разбега, м | 770 | |
Время набора высоты | 6000 м = 17 мин | 8300 м = 42 мин |
Экипаж | 6 чел. + 1 оператор |
Ан-72 (по кодификации НАТО: Coaler — «Угольщик») — военно-транспортный самолёт. Разработан в ОКБ им. О. К. Антонова для замены самолёта Ан-26. За характерное расположение двигателей самолёт прозвали "Чебурашка".
Ан-72-100 (Погранслужба КНБ РК)
Ан-72 (МО РК). На фото: в Таганроге (325 АРЗ) на капитальном ремонте.
Технические характеристики
- Экипаж: 3-5 человека
- Длина: 28,07 м
- Высота: 8,65 м
- Площадь крыла: 98,62 м²
- Масса пустого: 19 500 кг
- Максимальная взлётная масса: 32 000 кг
- Силовая установка: 2 × ТРД Д-36
- Тяга: 2 × 6500 кгс
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 720 км/ч
- Крейсерская скорость: 550-600 км/ч
- Практическая дальность: 2 700 км
- Перегоночная дальность: 4 700 км
- Практический потолок: 10 100 м
- Длина разбега: 800 м
- Длина пробега: 450 м
Вооружение
- Стрелково-пушечное: 23-мм пушка ГШ-23Л в контейнере УПК-2-23
- Точки подвески: 2
- Неуправляемые ракеты: блоки УБ-32М на подвеске
- Бомбы: до 100 кг на подвеске
Як-42
Ил-76
Ту-154БП
Боинг-747-200
CASA C-295 ("Airbus military”, Испания)