EC-145
Eurocopter EC 145 — многоцелевой вертолёт, созданный франко-германским концерном "Eurocopter" с использованием композитных материалов. Производятся в Астане компанией "Казахстан Инжиниринг" с декабря 2011 года. Планируемая производительность завода составляет 10-12 вертолетов в год. Всего в 2011 собрано 6 вертолетов, до конца 2012 будут собраны еще 8 вертолетов. Всего до конца 2016 года соберут 45 машин. Первые 6 вертолетов для МО и МЧС были собраны в ангарах МО. Остальные собираются с августа 2012 на заводе АО «Eurocopter Kazakhstan Engineering» (Астана). Назначение: поисково-спасательный вертолет. Имеются в МО РК и в МЧС РК. Кроме того, часть вертолетов будет продана другим клиентам. К примеру, один вертолет уже заказан Монголией. Модель в базовой комплектации стоит ориентировочно порядка 4,5 млн евро.
Количество:МО РК - 6 вертолетов. Еще 9 поступят в 2012 году. За пять лет МО РК планирует закупить 45 вертолетов ЕС-145.
МЧС РК - 4 вертолета.
Тактико-технические характеристики:
Технические характеристики
Экипаж: 1-2 пилота
Пассажировместимость: до 9 пассажиров
Длина: 13,03 м
Длина фюзеляжа: 10,19 м
Диаметр несущего винта: 11,0 м
Диаметр рулевого винта: 1,96 м
Максимальная ширина фюзеляжа: 1,84 м
Высота: 3,96 м (с хвостовым винтом)
Площадь, ометаемая несущим винтом: 95,03 м²
Колея шасси: 2,4 м
Масса пустого: 1 792 кг
Максимальная взлётная масса: 3 585 кг
Масса груза на внешней подвеске: 1 500 кг
Масса топлива во внутренних баках: 694 кг (максимальная)
Объём топливных баков: 867,5 л
Силовая установка: 2 × турбовальных Turbomeca Arriel 1E2
Мощность двигателей: 2 × 738 л.с. (2 × 550 кВт (взлётная))
Габариты грузовой кабины:
Длина: 3,42 м
Ширина: 1,4 м
Высота: 1,22 м
Площадь: 4,72 м²
Полезный объём: 6,8 м³
Лётные характеристики:
Максимально допустимая скорость: 278 км/ч
Крейсерская скорость: 256 км/ч
Практическая дальность: 705 км (при 239 км/ч)
Продолжительность полёта: 3 часа 55 мин.
Практический потолок: 5 485 м
Статический потолок: 5 485 м
Статический потолок при максимальной взлётной массе:
с использованием эффекта земли: 2 925 м
без использования эффекта земли: 370 м
Скороподъёмность: 16,3 м/с
Нагрузка на диск: 37,7 кг/м²
Тяговооружённость: 205 Вт/кг (на трансмиссию при максимальной взлётной массе)
Eurocopter EC 725 Cougar
Eurocopter EC 725 Cougar — многоцелевой вертолет, созданный компанией «Eurocopter».
Первый полет состоялся в ноябре 2000 года. Казахстан объявил в мае 2012
года о закупке 20 таких вертолетов для нужд Министерства обороны. Вертолеты будут собираться с 2013 года на заводе в Астане на протяжении 6 лет.
Летные и технические характеристики:
Экипаж: 1-2 человека
Пассажировместимость: до 29 солдат
Грузоподъемность: 5 555 кг
Максимально допустимая скорость: 315 км/ч
Крейсерская скорость: 296 км/ч
Боевой радиус:
- при переброске 19 солдат (110 кг): 463 км
- при поиске в течение 30 мин. над районом моря и запасом топлива на 30 мин. полёта: 389 км
Практическая дальность: 1 450 км (без дополнительных баков)
Перегоночная дальность: 1 852 км
Продолжительность полёта: 6,5 часов
Вооружение:
Стрелково-пушечное:
- 2 × 20 мм пушки 180 сн. на ствол и/или
- 2 × 7,69 мм пулемёта 1000 пат. на ствол
- Неуправляемые ракеты: 2 × 19 × 68 мм ракет
МИ-8/МИ-17
МИ-8
Ми-17
Ми-8 (В-8, изделие «80», по кодификации НАТО: Hip) — советский/российский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в начале 1960-х годов. Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации. Широко используется для выполнения множества гражданских и военных задач.
Ми-8 используется более чем в 50 странах. Модернизация вертолёта Ми-8, завершившаяся в 1980 г., привела к созданию усовершенствованного варианта этой машины — Ми-8МТ (изделие "88", при поставках на экспорт — Ми-17), который отличается улучшенной силовой установкой (2 двигателя ТВ3-117) и наличием вспомогательной силовой установки. Ми-17 используются примерно в 20 странах мира. Ми-8АМТ (экспортный вариант называется Ми-171Е) — российский гражданский транспортный вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля, модификация вертолёта Ми-8 (Ми-17).
Десантно-транспортный Ми-8МТВ-5/МИ-17В-5 – современная модификация вертолета Ми-8МТ, разработанная с учетом опыта боевого применения. Назначение: для обеспечения огневой поддержки войск, проведения воздушной разведки и десантирования личного состава, вывоза раненных и больных. Компоновка вертолета позволяет минимизировать время покидания вертолета, что особенно важно при десантировании в условиях боя (36 человек за 15 секунд). В десантном варианте на вертолете устанавливаются 36 сидений, 6 из них – легкосъемные. Ми-17В-5 оснащен системой беспарашютного десантирования, которая позволяет осуществлять одновременный спуск четырех человек. Вертолет оборудуется лебедкой СЛГ-300 с бортовой стрелой грузоподъемностью 300 кг. Для осуществления поиска пострадавших в ночное время используется прожектор типа SX-16. Для эвакуации пострадавших в грузовой кабине может быть установлено 12 носилок. Транспортировка крупногабаритных грузов осуществляется с помощью внешней подвески, оснащенной весоизмерителем и системой аварийного сброса. Предусмотрена возможность перевозки длинномерных грузов внутри фюзеляжа с открытой аппарелью. Для увеличения дальности полета Ми-17В-5 оснащается дополнительными топливными баками (до 4-х баков внутри грузовой кабины или два бака снаружи на специальных фермах).
МИ-17-В-5
Вооруженный вариант Ми-17В-5 предназначен для огневой поддержки сухопутных войск, десанта при высадке или эвакуации, для осуществления прицельного бомбометания. Для защиты от РЛС ЗРК противника устанавливается бортовой комплекс обороны (БКО), включающий экранно-выхлопное устройство (ЭВУ), УВ-26 или АСО-2В, Л166-В1А и другое оборудование. Для применения в ночных условиях кабина адаптирована к использованию очков ночного видения. Ми-17В-5 может быть укомплектован обзорными системами (FLIR) российского или западного производства. Вертолет, оборудованный такими системами, может эффективно использоваться при проверке функционирования линий электропередачи, газовых и нефтяных трубопроводов, проведении экологического мониторинга. Навигационное оборудование «АБРИС» обеспечивает отображение положения вертолета на подвижной электронной карте и адаптировано к применению очков ночного видения.
Казахстанские Ми-17В-5 оснащены локатором, дополнительной радиостанцией, пуленепробиваемой кабиной и современной навигационной аппаратурой. К достоинствам «железной птицы» относится способность действовать в ночное время и в любых метеоусловиях. Казахстан первым среди стран СНГ стал обладателем суперсовременной машины, причем еще до того, как его получила российская армия. Базовая стоимость Ми-17В-5 - 3,8 млн. долларов, но казахстанский вертолёт имеет «навороты» и соответствующую цену - 4,5 миллиона.
Для военной авиации создана модификация Ми-8АМТШ (Ми-171Ш).Принят на вооружение в России в 2009.
Ми-171Ш: Военно-транспортный вариант вертолета Ми-171. Назначение: транспортировка и оперативная высадка до 36 десантников, транспортировка до 12 раненых на носилках в сопровождении медперсонала, перевозка грузов до 4000 кг в грузовой кабине, перевозка грузов до 4000 кг на внешней подвеске, высокоэффективное уничтожение живой силы противника, бронетехники, надводных целей, сооружений, укрепленных огневых точек и других подвижных и неподвижных целей, огневая поддержка десанта, сопровождение военных колонн, CSAR (боевые поисково-спасательные операции), разведывательные операции, патрулирование, гражданские операции (поисково-спасательные операции, пожаротушение и т. д.)
Количество:
МИ-8 - 62 вертолета (из них МИ-17В-5 - 17 вертолетов)
МИ-171Ш - 6 вертолетов (всего заказано в России 30 единиц)
МИ-24В
Ми-24В
Ми-24 (по классификации НАТО англ. Hind) — советский транспортно-боевой вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля. Стал первым советским и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолётом. Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах. Производится на ОАО «Роствертол» (Ранее — РВПО). Неофициальное название — «Крокодил».
Ми-24В (изделие 242) — самый массовый вариант. 4 ПТУР 9К113 Штурм-В с системой наведения Радуга-Ш. В середине 80-х годов вертолёт получил подвески для 8 и 16 ПТУР. Прицел АСП-17В. Двигатели ТВ3-117В. В составе вооружения появились блоки НАР Б-8В20А с НУРС С-8, блоки Б-13Л1 с НУРС С-13Б и тяжёлые НАР С-24Б. Выпускался в 1976—1986 гг. Построено около 1000 вертолётов.
Количество:
МИ-24В - 36-42 вертолета
МИ-26
Ми-26 (изделие «90») (по кодификации НАТО: Halo — англ. «Ореол», «Гало») — советский многоцелевой транспортный вертолёт, крупнейший в мире серийный транспортный вертолёт. Разработчик — ОКБ Миля. Первый полёт 14 декабря 1977. Серийно производится Ростовским вертолётным заводом. Всего на 2011 изготовлено 178 машин (по данным реестра воздушных судов).
Вертолёт Ми-26 за его габариты прозвали «Летающей коровой». Грузоподъёмность — до 20 тонн полезной нагрузки. Вертолёт может быть использован для задач как военного, так и гражданского характера, а также для проведения поисково-спасательных операций. Цена 20-25 млн долларов.
На сегодняшний день Ми-26 является самым крупным транспортным вертолётом в мире, производящимся серийно (в США фирмой Sikorsky производится аналогичный по задачам, в полтора раза уступающий Ми-26 в грузоподъёмности, CH-53E Super Stallion). Технические характеристики МИ-26 намного превышают известный «Чинук», используемый в Соединенных штатах Америки.
Температурные пределы: от 50-ти градусов тепла до 50-ти градусов мороза. Вертолет способен поднять 25 тонн груза, или около 100 военнослужащих с полным снаряжением.
Два единственных экземпляра этой машины в мире, переоборудованных под топливозаправщик бронетехники и автомобильной техники в полевых условиях, МИ-26ТЗ есть только в Казахстане.
Ми-26ТЗ может одновременно заправлять 10 танков. Это было наглядно продемонстрировано летчиками вертолета на прошедших военных учениях «Взаимодействие-2010».
Ми-26 может использоваться для тушения пожаров, так как на борту вертолета помещается до 15 тонн воды.
Конструкция:
Центральная часть фюзеляжа включает в себя грузовую кабину размером 12,00×3,25×(2,95-3,57) м и задний отсек, переходящий в концевую балку. В транспортно-десантном варианте вертолёта могут разместиться 82 десантника с вооружением. В санитарном варианте вертолёта возможно разместить до 60 носилок с ранеными. Для погрузки крупногабаритных грузов в грузовой кабине расположена электролебёдка с тяговым усилием до 500 кг. Также вертолёт способен перевозить грузы на внешней подвеске.
Бортовое оборудование:
Радиоэлектронное и навигационное оборудование вертолёта позволяет выполнять боевые задачи в сложных метеорологических условиях и в любое время суток. Входящий в его состав навигационный комплекс включает в себя комбинированую курсовую систему «Гребень-2», пилотажный командный прибор ПКП-77М, радиоэлектронную систему ближней навигации «Веер-М», радиовысотомер, автоматические радиокомпасы и доплеровский измеритель скорости и угла сноса. Пилотажный комплекс вертолёта ПКВ-26-1 состоит из четырёхканального автопилота ВУАП-1, системы траекторного управления, директорного управления и гашения колебаний груза на внешней подвеске. Вертолёт оборудован метеолокатором, средствами связи, а также телевизионной аппаратурой для визуального наблюдения за состоянием груза.
Количество:
МИ-26 - 22 вертолета (в резерве). Из них два вертолета в ближайшее время должны быть модернизированы в России.
МИ-26ТЗ - 2 вертолета (единственные экземпляры в мире, переоборудованные под топливозаправщики бронетехники и автомобильной техники в полевых условиях.
Huey II (модернизированный Белл UH-1H «Ирокез» (Bell UH-1H Iroquois))
Белл UH-1 «Ирокез» (англ. Bell UH-1 Iroquois) — американский многоцелевой вертолёт фирмы Bell Helicopter Textron, также известный как «Хьюи» (Huey). Одна из самых известных и массовых машин в истории вертолётостроения. Текущий вариант вертолёта, используемый в корпусе морской пехоты США — UH-1Y.
UH-1D — Первая серийная модель Bell 205 (Bell 204 с удлинённой версией фюзеляжа) и первый двухдвигательный «Ирокез». Разработан как военно-транспортный вертолёт.
UH-1H — Улучшенный UH-1D.
Программа модернизации Huey II вертолетов UH-1H. Установлен новый двигатель Honeywell T53-L-703. В Huey II увеличена грузоподъемность до 4762 кг при одновременном снижении прямых эксплуатационных расходов. Программа модернизации Huey II также восстанавливает фюзеляж UH-1H, заменяет полностью электропроводку. Кроме того, установлены новые цифровые коммуникационные и навигационные системы и системы для спец.операций. Программа Huey II позволяет продлить срок использования вертолетов UH-1H на 20 лет.
Количество:
Huey II - 4 вертолета (еще 4 должны поступить). Первый тестовый получили в 2003 году, второй и третий - в 2007, пятый по счету будет в Казахстане до конца 2012 года.
"Ансат"
На фото: вертолет "Ансат", принадлежащий ВС России.
"Ансат" - российский лёгкий многоцелевой вертолёт, разработанный конструкторским бюро ОАО «Казанский вертолётный завод». Первый прототип вертолёта был собран в мае 1997 года. Вертолёт может перевозить 1300 килограммов полезной нагрузки в кабине.
Многоцелевой легкий вертолёт Ансат с двигателем PW 207K компании Pratt&Whitney может применяться для перевозки грузов и пассажиров, использоваться для наблюдения, поисково-спасательных и медико-эвакуационных работ. Ансат отличается самой большой кабиной в классе и возможностью быстрой трансформации компоновки салона. Широкая сдвижная дверь и большой объем салона (8 м3) позволяют с комфортом перевозить до 8 пассажиров и размещать максимум оборудования в специализированных вариантах исполнения (поисково-спасательный, медико-эвакуационный). Всего в мире в настоящий момент эксплуатируется более 15 вертолетов «Ансат».
Казанский вертолетный завод уже подписал контракты на поставку вертолетов «Ансат» в Лаос и Казахстан. Количество, которое будет поставлено в республику, пока неизвестно.
Ми-6 (сняты с вооружения)
Ми-6 (по классификации НАТО — Hook («Крюк»)) — тяжёлый военный транспортный вертолёт.
Во второй половине 1950-х годов в СССР были приняты на вооружение мобильные ракетные комплексы «Луна»,
для их переброски потребовался вертолёт большей грузоподъемности.
МИ-6 — первый в мире вертолет серийного производства, оснащенный двумя
турбовинтовыми двигателями со свободной турбиной. Его компоновочная
схема признана классической[2]. Вертолёт Ми-6 — самый грузоподъемный по тем временам. Первый полёт состоялся в 1957 году. ГСИ проходили в 1959-1963 годах. Строился с 1959 года на Ростовском вертолётном заводе крупной серией как в военном, так и в гражданском вариантах.
Количество:
Ми-6 - 6 вертолетов в 2000 году. В середине 2000-х годов Ми-6 в Казахстане сняли с вооружения, заменив их вертолетами Ми-26.
Всего, по некоторым данным, в Силах Воздушной Обороны Казахстана на 1 декабря 2011 года насчитывается не менее 140 вертолетов. Всего, по некоторым данным, в Силах Воздушной Обороны Казахстана на 1 декабря 2011 года насчитывается не менее 140 вертолетов (включая резерв). В ближайшие годы ожидается поступление:
- ЕС-145 - около 30 единиц;
- ЕС-725 - 20 единиц;
- Ми-171Ш - 24 единицы;
- Huey II - 4 единицы.
Также, вероятнее всего, будут закуплены также другие вертолеты российского производства. Кроме того, 2 Ми-26 в ближайшее время должны пройти модернизацию в России (сейчас там модернизируется Ми-26, принадлежащий МЧС РК).