11 мая с.г. в Пекине под председательством главы МИД
КНР Ян Цзечи прошло заседание министров иностранных дел стран-членов
Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В ходе этого заседания
руководители внешнеполитических ведомств обстоятельно обсудили вопросы
подготовки предстоящего 6-7 июня с.г. в Пекине саммита ШОС. В этом
контексте были рассмотрены вопросы дальнейшего углубления и
совершенствования многопланового сотрудничества в рамках Организации,
повышения роли ШОС в международных и региональных делах. Состоялся
обстоятельный обмен мнениями о ситуации в мире и регионе, а также о
расширении связей ШОС с другими странами и многосторонними
объединениями. Министры подчеркнули необходимость более широкого
привлечения государств-наблюдателей и партнеров по диалогу ШОС к
практическому сотрудничеству в рамках Организации. Особого внимания в
этой связи заслуживает решение внести на рассмотрение Совета глав
государств-членов ШОС запрос о предоставлении Турции статуса партнера
по диалогу ШОС. Эксперты отмечают, что усилия в этом вопросе
Казахстана, подписавшего в 2009 г. с Турцией договор о стратегическом
партнерстве, сыграли заметную роль.
На заседании Совета глав МИД
стран ШОС министр иностранных дел Казахстана Ержан Казыханов заявил,
что ШОС должна приступить к предметному изучению заявок государств,
желающих стать ее партнерами. Он отметил, что Астана выступает за более
активное вовлечение государств-наблюдателей и партнеров по диалогу в
деятельность ШОС. Глава казахстанского внешнеполитического ведомства,
напомнив, что со времени приема первого наблюдателя в ШОС прошло 8 лет,
а партнеров по диалогу – 3 года, заявил: "К сожалению, за этот период
потенциал этого формата не использован в полной мере и участие этих
стран в деятельности ШОС продолжает оставаться формальным". По его
словам, в последнее время государства все чаще заявляют о желании более
активно взаимодействовать в формате ШОС, а некоторые из них обращаются
с просьбами о повышении их статуса. "Полагаем, что настала пора
приступить в соответствии с регламентирующими документами ШОС к
предметному изучению имеющихся заявок. Казахстан также поддерживает
намерение Турции обрести статус партнера по диалогу ШОС", - отметил в
своем выступлении Е. Казыханов.
Надо сказать, что турецкая
пресса новость о возможном приобретении Турцией нового статуса
прокомментировала достаточно скромно. Воздержался от комментариев и
турецкий МИД. Тем не менее, многие турецкие эксперты восприняли эту
новость как весьма позитивный сигнал. Так, например, эксперт турецкого
Центра международных стратегических исследований (USAK) Хасан Селим
Озэртем в своем интервью для РГРК "Голос России" сказал следующее: "Это
очень позитивное послание для Турции. Сегодня статус наблюдателей или
партнеров по диалогу с ШОС имеют такие страны как Иран, Афганистан,
Индия и Пакистан. И поэтому предложение по включению Турции в механизмы
данной структуры является очень позитивным сигналом для нас. Принятие
такого решения означает, что инициативу предоставления Турции статуса
партнера по диалогу с ШОС поддержали также и Россия, и Китай. С этой
точки зрения, очевидно, что вовлечение Турции в данный механизм будет
полезен для лучшего понимания друг друга. Вместе с тем, желание принять
Турцию в партнеры указывает и на другой момент. Обычно Турция
ассоциируется с членством в "западном блоке". Однако желание принять
Турцию в один из важнейших механизмов по обеспечению безопасности в
Азии – ШОС, говорит о том, что Турция и странами-членами ШОС
рассматривается в качестве важного регионального игрока".
На
вопрос о том, что может дать Турция ШОС, будучи вовлеченной в
деятельность данной структуры, Х.С. Озэртем ответил: "ШОС сегодня
осуществляет политику по обеспечению безопасности не только военным
путем. Она пытается осуществлять новые начинания также и путем
экономических, и культурных связей. ШОС играет очень важную роль в
обеспечении безопасности Афганистана, в борьбе с наркотрафиком и
контрабандой оружия в регионе. Турция, как своим опытом, так и
имеющимися у нее возможностями, может внести положительный вклад в этом
деле". По поводу дальнейшей интеграции Турции с ШОС эксперт USAK
считает, что этот процесс будет протекать достаточно умеренными
темпами. "Трудно предположить, что Турция будет сразу и полностью
вовлечена в деятельность данной структуры. Есть страны, которые намного
раньше Турции получили статус наблюдателей ШОС и стремятся стать
полноправными членами этой организации. Однако этот вопрос постоянно
откладывается. Поэтому маловероятно, что Турция сможет быстро перейти
из статуса партнера в полноправного члена организации".
Другой
эксперт USAK, Гюлай Кылыч, считает, что для более широкого присутствия
в Центральной Азии Турции, с учетом роста ее регионального
политического влияния, экономической мощи и культурно-образовательной
привлекательности, следует больше внимания уделять собственным
ресурсам. В этом плане особое значение представляет деятельность
Агентства по тюркскому сотрудничеству и развитию (ТИКА), Международной
организации по совместному развитию тюркской культуры и искусства
(ТЮРКСОЙ), а также турецких образовательных учреждений, открытых в
странах Центральной Азии. По мнению Г. Кылыча, взаимные
торгово-экономические связи и совместные энергетические проекты также
укрепляют позиции Турции в центрально-азиатском регионе. В этой связи
необходимо отметить деятельность Совета сотрудничества тюркоязычных
стран (ССТС). Как известно, в рамках последнего саммита ССТС,
состоявшегося 20-21 октября 2011 г. в г. Алматы, был проведен
бизнес-форум, в ходе которого участники саммита подписали Соглашение о
создании Делового совета тюркоязычных стран. Это стало очередным шагом
на пути к интеграции тюркоязычных государств.
Однако эксперты
Турецко-азиатского центра стратегических исследований (TASAM)
придерживаются несколько иной точки зрения. Так, в совместном докладе,
опубликованном на официальном сайте TASAM, аналитики выступают за более
тесное сотрудничество с ШОС и использование "шанхайской площадки" в
качестве "эффективного форума" для решения общерегиональных проблем. В
своей коллективной работе эксперты TASAM отмечают важность ШОС как
некого "противовеса расширению НАТО и влиянию США в регионе". При этом
они оговариваются, что на самом деле Турция опасается не столько
влияния США, сколько снижения значимости Анкары в глазах Вашингтона и
расширения прямого сотрудничества между Соединенными Штатами и странами
Центральной Азии. Однако, по мнению специалистов TASAM, в настоящее
время Турция не располагает всеми необходимыми ресурсами для того,
чтобы проводить в центрально-азиатском регионе полностью
самостоятельную политику. А потому Анкара не только прислушивается к
мнению Вашингтона, но и учитывает пожелания Брюсселя.
Многие
турецкие аналитики считают, что Турция в результате ошибок, допущенных
в порыве "романтического энтузиазма", проявившегося в 1990-х гг. в
отношении государств постсоветского пространства, в свое время многое
упустила. Как известно, после распада СССР в 1991 г. Турция выступила
одним из первых государств, признавших независимость бывших советских
республик. В 1991-92 гг. Турция в числе первых государств официально
установила дипломатические отношения и открыла посольства во всех
странах Центральной Азии. Ключевая идея политики Турции в регионе в то
время состояла в создании под эгидой Анкары "Великого Турана". Однако
эта идея не нашла одобрения среди лидеров стран центрально-азиатского
региона. Более того, она вызвала резкое противодействие со стороны всех
стран региона.
Неудачные попытки осуществить ускоренное
политическое и экономическое проникновение в страны Центральной Азии
учтены Турцией, и ее политика в этом регионе сегодня носит более
многосложный и разносторонний характер. Анкара разрабатывает планы по
осуществлению рациональной политики военного сотрудничества и военного
присутствия в центрально-азиатском регионе. Анкарой тщательно изучается
опыт деятельности турецкого военного контингента в Афганистане, а также
опыт работы турецких военных инструкторов в Грузии и Азербайджане.
Эксперты полагают, что Турция сможет осуществить свои амбиции
исключительно в рамках тесного сотрудничества с США и при одобрении
НАТО, поскольку военное сотрудничество Турции с государствами
Центральной Азии не может успешно и разносторонне развиваться без
соответствующей материальной и политической поддержки Соединенных
Штатов. Более того, Турция не уверена, что значительные ее затраты в
сфере оказания военно-технической помощи государствам Центральной Азии
будут сопровождаться усилением ее политического и экономического
влияния в регионе. Таким образом, участие Турции в ШОС в кратко- и
среднесрочной перспективе будет весьма ограниченным. Поскольку,
во-первых, турецкий голос на фоне таких тяжеловесов региона как Россия
и Китай, будет казаться не таким уж и громким. А потому сама
перспектива участия в этой организации не столь привлекательна для
Турции, другое дело – ССТС, где она выступает абсолютным лидером.
Во-вторых, Анкара периодически будет оглядываться на Вашингтон и
Брюссель, которые, разумеется, буду всячески препятствовать ее
евразийской интеграции.
21.05.2012
А.Г.Гаджиев
Источник - Институт Ближнего Востока |