Главная » 2011 » Ноябрь » 23 » А.Исабаев: Афганский треугольник. Недра, транспорт и транзит позволят стране преодолеть наркотическую зависимость
12:55
А.Исабаев: Афганский треугольник. Недра, транспорт и транзит позволят стране преодолеть наркотическую зависимость
Афганский треугольник

Недра, транспорт и транзит позволят Афганистану преодолеть наркотическую зависимость экономики, достигнуть мира и стабильности и успешно интегрироваться в торгово-экономические связи региона.

В октябре этого года исполнится ровно десять лет с момента начала международной военной кампании в Афганистане. За прошедшее время взгляды на решение афганской проблемы существенно эволюционировали. Сегодня нет сомнений в том, что ключ к разрешению многолетнего конфликта лежит не в военной плоскости. Большинство заинтересованных политиков и экспертов сходятся во мнении, что главной предпосылкой для достижения мира и согласия в этой стране является социально-экономическое возрождение Афганистана.

"Маковая зависимость"

Афганская экономика парализована ввиду масштабного производства наркотиков. Известно, что выращивание опийного мака не требует особых физических усилий и сложных ирригационных процессов. Определяющим фактором в его посеве остается несравнимо высокая цена по отношению к другим сельскохозяйственным культурам, наличие спроса и возможностей эффективной реализации на внешних рынках. Принято считать, что выращивание опийного сырца является безальтернативным источником доходов афганских крестьян. Тем не менее, борьба с этой угрозой остается высшим приоритетом, учитывая тот факт, что основное финансирование деятельности движения "Талибан" и других вооруженных группировок осуществляется за счет незаконного оборота наркотиков.

Невоенное решение афганской проблемы означает, прежде всего, создание альтернативных, мирных форм экономической деятельности. В этом плане Афганистан располагает необходимым потенциалом и ресурсами. Существуют две стратегические задачи, выполнение которых может способствовать экономическому росту страны, – это развитие добывающей промышленности и национальной трансграничной транспортной инфраструктуры.

Подземный потенциал

Афганская земля богата полезными природными ресурсами. В недрах страны находятся существенные запасы меди, железа, алюминия, природного газа и других видов минералов. По информации Министерства шахт и горной промышленности Афганистана, совокупная стоимость полезных ископаемых страны составляет, по меньшей мере, 3 трлн. долларов. В частности, месторождение Айнак недалеко от Кабула располагает крупнейшими в мире запасами меди – около 13 млн. тонн. По оценкам британских и китайских геологов, разработка данного месторождения способна принести в экономику Афганистана до 88 млрд. долларов. В мае 2008 года афганское правительство утвердило соглашение о передаче месторождения Айнак на разработку сроком на 30 лет китайской горно-металлургической компании China Metallurgical Group. Сумма сделки составила 3 млрд. долларов. В соответствии с соглашением, китайская компания построит необходимую инфраструктуру, включая рудник, электростанции, железные дороги, школу, больницу и мечеть. Как отмечают наблюдатели, разработка месторождения позволит создать до 5 тысяч рабочих мест для непосредственных сотрудников рудника и электростанции и еще 15–20 тысяч для персонала других объектов создаваемой инфраструктуры. Кроме того, около 4 тысяч человек будут задействованы в прокладке железной дороги и несколько тысяч охранников – в обеспечении безопасности.

Инвестиционную привлекательность также имеют месторождения железа. Так, запасы месторождения железа Хаджигак в провинции Бамиан оцениваются почти в 2 млрд. тонн высококачественной руды. Недавно правительство открыло тендер на разработку данного месторождения, и соответствующие заявки об участии уже приняты от 6 иностранных компаний: индийских "Steel Authority of India Ltd." и "Corporate Ispat Alloys Ltd.", иранских "Gol-e-Gohar Iron Ore" и "Behin Sanate Diba", а также канадской "Kilo Goldmines Ltd." и афгано-американской "Acatco LLC".

Вместе с тем, в стране осваивается ряд перспективных месторождений золота. Согласно официальным источникам, уже разведаны три золотоносных месторождения – это рудники в провинциях Тахар, Газни и Бадахшан. По итогам проведенного в ноябре прошлого года тендера, разработкой месторождения в провинции Тахар займется международная компания "West Land General Trading". Кроме того, в конце сентября прошлого года крупнейшая в мире американская золотодобывающая компания "Newmont Mining" объявила о намерении участвовать в разработке месторождений золота на территории Афганистана.

Отдельный интерес зарубежных инвесторов вызывают имеющиеся в Афганистане нефтегазовые ресурсы. В Афганистане открыто несколько средних по запасам газовых и газоконденсатных месторождений. По подсчетам американских экспертов, совокупные запасы афганского газа составляют не менее 137 млрд. куб. метров. Наиболее крупными являются месторождения Ходжа–Гугердаг (67 млрд. куб. м) и Джаркудук (32 млрд. куб. м) на севере страны.

Наряду с этим, в августе прошлого года в Афганистане впервые началась добыча нефти на уровне 800 баррелей в день. Правительство планирует открыть тендер на разработку месторождения в провинции Сари-Пуль на севере страны, запасы которого оцениваются в 1,8 млрд. баррелей нефти.

В целом, Министерство шахт и горной промышленности Афганистана рассчитывает, что в ближайшие 5–7 лет ежегодный доход страны от разработки месторождений стали, меди, золота, нефти и газа составит 1,2 млрд. долл., а через 10–15 лет – от 3 до 3,5 млрд. долларов.

Пути к потребителям

Развитие добывающей промышленности Афганистана неразрывно связано с созданием надлежащей транспортной инфраструктуры, включающей автомобильные, железные и иные коммуникационные сети, способные обеспечить передвижение производимых продуктов как внутри страны, так и за ее пределами. Географическое расположение Афганистана предполагает возможность экспорта товаров по всем направлениям, включая такие потенциальные рынки сбыта, как Иран, Китай и Индия. Тот же Айнак предусматривает строительство железнодорожной ветки Айнак–Синьцзян для вывоза меди в Китай.

Реализация масштабных транспортных и инфраструктурных проектов в Афганистане осуществляется при экономической помощи мирового сообщества. В число крупнейших доноров Афганистана входят США, Япония, ЕС, Саудовская Аравия, Иран, Индия, Южная Корея, а также Всемирный банк и Азиатский банк развития. Практическое же содействие в реализации проектов оказывается, в частности, со стороны Узбекистана. За последние годы узбекская сторона соорудила 10 мостов на участке автодороги Мазари-Шариф–Кабул. С октября 2003 года по июнь 2009-го объем перевозок гуманитарных и других грузов через территорию Узбекистана составил более 6 млн. тонн. Кроме того, в конце прошлого года была введена в строй железная дорога Хайратон–Мазари-Шариф, построенная ГАЖК "Узбекистон темир йуллари" при финансовой поддержке АБР. Ветка протяженностью в 75 км связала приграничную станцию Хайратон с Мазари-Шариф – крупнейшим промышленным центром страны. Другим активным участником железнодорожных проектов в Афганистане является Иран, построивший ветку Мешхед–Герат. В будущем планируется соединение данной ветки с Мазари-Шариф. При содействии Ирана также были построены дороги Герат–Исламкала и Герат–Меймена. В 2005 году была открыта шоссейная дорога Догарун–Герат, которая соединила иранскую провинцию Хорасан с Гератом.

Создание разветвленной транспортной сети позволит Афганистану участвовать в качестве эффективной транзитной зоны на перекрестке торговых маршрутов Север-Юг и Восток-Запад.

В частности, в ближайшее время ожидается подписание трехстороннего соглашения между Афганистаном, Пакистаном и Узбекистаном о транзитной торговле и транспортировке с целью развития торговли между странами. Соглашение нацелено на стимулирование торговли между участвующими сторонами посредством облегчения прохождения грузов на границах и через территорию Афганистана. Аналогичный договор между Афганистаном и Пакистаном был заключен в июле 2010 года, который наряду с развитием двусторонних торговых отношений предусматривает обеспечение для афганских товаров доступа к рынкам, граничащим с Пакистаном.

Фактор региональной безопасности

Таким образом, принятие усилий по созданию необходимой индустриальной базы и транспортной сети способно поставить Афганистан на путь здорового и мирного экономического развития. Подобные меры приводят к значительному сокращению уровня безработицы в стране и заодно к устранению мотивов для дальнейшего выращивания опийного мака как единственного средства выживания. Экономическое возрождение Афганистана позволит ему успешно интегрироваться в торгово-экономические связи региона и внесет значимый вклад в укрепление региональной стабильности и безопасности.

Аъзам Исабаев,

эксперт Центра политических

исследований
Источник - Журнал "Экономическое обозрение"
Категория: Международные военные новости | Просмотров: 1270 | Добавил: Marat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Календарь