Известная сентенция императора Александра III о том,
что у России есть только два союзника - ее армия и флот, приобретает
определенную актуальность с каждым очередным кризисом в процессе
"собирания постсоветских земель". По сути, сегодня лишь к двум из
постсоветских республик - Беларуси и Казахстану - можно, пусть и с
оговорками, применить понятие союзничества. Все остальное или
переменчиво, как политика Ташкента, или построено по принципу реки,
текущей в одну сторону, как иждивенчество Душанбе, Бишкека и Еревана.
Контекст
Уклончивый Ташкент Флаг ОДКБ подняли на "афганском" месте "Приостановление
членства" Узбекистана в ОДКБ прокомментировано уже в весьма изрядной
мере и политиками, и экспертами, но мало кто затруднился поискать
причины этого демарша не в Ташкенте или Вашингтоне, а в Москве и других
столицах стран - участниц ОДКБ. Важно и то, что означает формулировка
"приостановление": Узбекистан не хлопает дверями, уходя навсегда, а
оставляет их слегка приоткрытыми...
Собственно, и предшествующая
история участия Узбекистана в Договоре о коллективной безопасности 1992
года (который все почему-то путают с ОДКБ, созданной в 2002 году)
демонстрирует переменчивость политики Ташкента, свойственную ему не
только в отношениях с Россией. (Можно, кстати, вспомнить, что именно
президент Узбекистана Ислам Каримов был инициатором подписания первого
ДКБ).
Эта переменчивость является, пожалуй, одним из наиболее
ярких примеров известной политики "многовекторности". Когда-то Збигнев
Бжезинский изобрел этот эвфемизм, стремительно взятый на вооружение
постсоветскими элитами. Но только ли Ташкент пользуется им в своих -
когда тактических, когда стратегических, но всегда эгоистических
интересах? Аморфность всех постсоветских форматов не только
интеграционного но и просто кооперативного характера, отсутствие жестких
структур, в рамках которых участники не только имели бы дивиденды и
преференции, но и должны были бы нести ответственность, позволяет всем,
кроме России, играть в одни ворота.
Можно, например, вспомнить
антироссийскую риторику президента Киргизии по результатам его зимнего
визита в Москву, включая требование об оплате за присутствие на
территории республики базы ОДКБ "Кант". Можно посмотреть, как
Таджикистан уже годами ведет торг по поводу использования аэродрома в
Айни, вовлекая в это страны, не относящиеся к ОДКБ и являющиеся по сути
главными оппонентами этой организации. В лучшем случае все эти ситуации
становятся предметом каких-то двусторонних совещаний, но отнюдь не
предметом коллективного обсуждения.
Бодрые заявления о том, что
выход Узбекистана из ОДКБ не наносит ущерба интересам России и
Организации - хорошая мина при плохой игре. Для ОДКБ это однозначно
негативный сигнал. Анализ активности натовских военных и политических
представителей в столицах стран Центральной Азии в последнее время
демонстрирует просто безумную динамику. И речь идет не просто о
подготовке к анонсируемому выводу войск из Афганистана. Речь идет - и
это неочевидно уже только слепцу! - о принципиально новом формате
американского военного присутствия в регионе, когда в течение уже
ближайшего года все без исключения страны региона может накрыть целая
сеть американских военных объектов, включая вполне конкретные точки
российской уязвимости - на Каспии или в североказахстанских областях.
Это переформатирование естественным образом подразумевает и финансовые
предложения, от которых коррумпированные местные политические элиты
просто не смогут отказаться. Демарш Ташкента только подстегнет
аналогичные тенденции в Киргизии, в Таджикистане, поставив под вопрос
само существование ОДКБ.
Вряд ли будет продуктивным произносить
заклинания о вероломстве Каримова, Атамбаева или Рахмона. Столь же
несостоятельно рассуждать о коварстве американцев, хозяйничающих на
заднем дворе России. Каждый преследует свои интересы так, как он их
понимает. С точки зрения американских интересов в регионе - успех
налицо. Можно сомневаться в правильности решения Ташкента с точки зрения
стратегических интересов Узбекистана, но они реализуются именно так,
как их понимают в Ташкенте.
Совсем другое дело - как это понимают
в Москве, потерпевшей в своей центральноазиатской политике новое
фиаско. В этом регионе есть реальная потребность в серьезном
преобразовании всей архитектуры безопасности. Сегодня не вполне понятны
характер новых и измененных старых угроз, связанных с трансформацией
американского присутствия в Афганистане. Поэтому на повестке дня должен
стоять резонный вопрос о соответствии ОДКБ в существующем виде реальным
потребностям. После ташкентского демарша рамки возможностей,
естественно, сужаются.
России нужно или отказаться от ОДКБ и
думать о структурах безопасности, зона ответственности которых
ограничится рамками Таможенного союза, с границей по южной границе
Казахстана, чтобы не потерять еще и этот интеграционный формат. Или
проводить последовательную и принципиальную, а не гибкую до безобразия
политику в Центральной Азии в ее широких границах, включая Афганистан.
Проводить масштабно и агрессивно, а не челночным образом, ситуативно,
как это пока происходит. Включая и четко сформулированное отношение к
политике США и НАТО в регионе.
03 июля 2012 № 311 (311) Александр Князев Источник - mn.ru
|