Главная » 2011 » Ноябрь » 23 » А.Нукенов: Новый мир и центр Евразии. Казахстанский контент - иглы интеграции
13:04
А.Нукенов: Новый мир и центр Евразии. Казахстанский контент - иглы интеграции
Новый мир и центр Евразии

Спустя почти сто лет Казахстан вновь стоит на пороге большого пути. Только тогда это был СССР, а сегодня Евразийский союз, тогда это был Туран, теперь – Центрально-азиатская интеграция. В этих почти вековых альтернативах будущего есть одна принципиальная разница – Казахстан сегодня суверенное государство, признанное мировым сообществом, как и впрочем, другие участники интеграционных процессов ЦАР.

Вести времени

Сегодня мало кто сомневается в растущей мощи азиатского региона. Прогнозы Джорджа Фридмана пока не оправдываются. Усиление влияния Китая, становление новых экономик и региональных центров силы на пространстве Азии на фоне глубоких кризисов в Европе и Северной Америке – весьма существенное подспорье для таких выводов.

Отдельные эксперты масштабы грядущих изменений в мире сравнивают с эпохой великого переселения. К примеру, американский политик и публицист Патрик Дж. Бьюкенен так и называет - "Новое великое переселение", одну из глав своей работы "Смерть Запада", изданной в 2002г., где отмечает: "Теперь маховик истории раскручивается в обратном направлении. Великое отступление Запада, начавшееся с гибелью, европейских империй после Второй Мировой войны, достигло своего пика в этом столетии, на фоне захлестнувшей Старый Свет второй исламской волны и стремления народов Центральной Азии и Китая вернуть некогда утраченные земли".

Изменения в глобальном измерении стали темой выступления другого американского ученого Збигнева Бжезинский, произнесенном в октябре 2011г. во Франции, в котором указывается: "Запад идет на спад, потому что ему не хватает воли к объединению, в то время как Восток поднимается…".

Экономические и финансовые эксперты говорят о растущей роли развивающихся стран в темпах развития мировой экономики. Тогда как последние операции в регионе Северной Африки скорее свидетельствуют о предзакатной судороге западных держав зацепиться за хвост уходящего паровоза с грузом "деньги и власть". Столь очевидны были их амбиции, что пренебрегли не только нормами права, но и морали.

Эксперты отмечают серьезные цивилизационные последствия глобальных сдвигов в экономике и геополитике. Цивилизационные сдвиги на основе упадка одних и рассвета других культур описывались еще в трудах Шпенглера "Закат Европы", изданных в начале прошлого столетия. В течение последующего периода учеными - политологами и культурологами высказывались различные точки зрения в контексте этой проблемы. Однако, финансово-экономический кризис последних лет актуализировал и придал новый импульс дискуссии о смене цивилизационных парадигм. Вот как характеризует сложившиеся условия академик, директор Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины академик Ю.Н.Пахомов: "В сегодняшней ситуации прежнего понимания недостаточно, поскольку нынешний кризис радикально отличается от всех предыдущих. Он финансовый только по антуражу, по формам проявления. Главное же в том, что под финансовой оболочкой скрыты более глубокие процессы, которые сжато можно охарактеризовать как конкурентное соперничество цивилизационных ценностей разных миров. В ходе подобной нетрадиционной конкуренции слабеющий, но еще главенствующий западный мир стремится затормозить свое падение; он прибегает, речь идет о США, к изощренным способам продления своего нынешнего лидерства. Провал таких попыток самозащиты как раз и проявляется через нынешний финансовый кризис".

В этих условиях ведущие западные специалисты в области экономики и геополитики особо обострили внимание на исследовании азиатского направления как вероятного центра будущего миропорядка. Вычленение отдельных регионов Азии как составляющего единого восточного пространства и их практическое изучение – насущная необходимость в понимании сути и перспектив обустройства нового мира.

Очевидно, что экономический подъем азиатского региона вполне естественно выведет их на новый уровень в складывающейся конфигурации геополитических ценностей.

Экономика и дух

Сегодня мир пришел к тому, что только лишь наличие ядерного оружия не является гарантией распространения ареала влияния. Утвердившийся в середине прошлого столетия стереотип мирового гегемонизма на основе владения ядерным вооружением идет на убыль. Более убедительным аргументом сегодня выступает экономическая мощь. А наличие ядерного вооружения сегодня в значительной мере служит гарантией собственной безопасности. Причин тому несколько:

Во-первых, за последние годы количество стран с ядерным арсеналом увеличилась. Причем, ситуация сегодня начинает выходить из под контроля даже международных институтов. В экспертном сообществе широко обсуждаются возможности разработки и содержания ядерного оружия Израилем, Северной Кореей и Ираном. Но внятного официального подтверждения или отрицания со стороны официальных властей нет. В то же время, актуальным становится проблема "ядерных террористов".

Во-вторых, "всемирная информационная паутина" только усиливает общественный контроль за собственными правительствами. Новые информационные технологии вывели человечество на новый таксономический уровень, где привычные классические государственные механизмы управления претерпевают серьезные препятствия.

В-третьих, превалирующими ценностями в политике становятся все больше экономические интересы. Капитализация мировой экономики привела к тому, что большинство субъектов международного сообщества в гонке за сверх-дивидендами, все больше отодвигают проблемы безопасности на второй план.

Следующее, глобализация мировой политики, демократизация обществ ведет к расширению ареала таких ценностей как гражданские свободы, усиление роли личности в обществе, прозрачность принятия политических решений и либеральная реформа правовой системы. Укрепление общественных институтов на основе всеобщих принципов демократии привносит совсем иные качественные основы в организацию государственной работы в отдельных регионах.

Новый мировой порядок охватывает все больший круг общественных формаций. Все это служит формированию новых стандартов мышления, осознания человека частью человеческого сообщества, где начинают доминировать принципы экономического успеха как ключевого фактора роста влияния. В массовой психологии утверждается принцип комфортного бытия и охота за удачей, легкую наживу. А современные достижения человечества только способствуют этому.

Решающую роль в надломе ситуации по формированию нового мировоззрения сыграл распад СССР. Вместе с распадом Советского Союза претерпел неудачу целый пласт культурно-цивилизационных ценностей, основанных на принципах коллективизма и вере в силу, в военную мощь. Однополярный мир, сформированный после 91-го года прошлого столетия, привел, по существу, к моноидеологеме, а затем и к моновоззрению в восприятии материального бытия.

В чем же тогда суть грядущих изменений? В своем труде "Конец истории и последний человек" Ф. Фукуяма отмечает: "По мере роста стандартов жизни, когда население станет более космополитичным и лучше образованным, когда общество в целом достигнет большего равенства условий, люди начнут требовать не просто больше богатств, но и признания". Хотя и говорил он это касательно проблем демократизации, но суть - "гордость собственной ценностью" - как нам представляется, остается важной причиной новых глобальных цивилизационных сдвигов.

Очевидно, что капитализм как экономическая идеология, хотя и претерпевает сегодня не самые лучшие дни, тем не менее, подтверждает, что рыночные ценности остаются важным фактором экономических отношений. Однако, что касается духовного наполнения и геополитического мировоззрения – закономерно ожидать существенные изменения. Чего стоит одна лишь реплика о скорой необходимости массового изучения китайского языка.

"Экономика взамен на дух" - такова формула будущего взаимодействия между Западом и Востоком. Использование экономического потенциала и возможностей азиатского региона другими субъектами мирового сообщества, безусловно, заставят их пересмотреть, а возможно и принять без вариантов новые цивилизационные ценности. Таковы правила истории.

С этими выводами можно соглашаться или отвергать. Однако необходимо помнить, что история не раз демонстрировала смену на мировой арене парадигм и цивилизаций. А потому все, изложенное в контексте исторических принципов развития человечества, должно неминуемо подтолкнуть нас к поиску собственного казахстанского содержания и пути в новом глобальном мире.

Казахстанский контент: иглы интеграции

Духовная суть, как и геополитическое мировоззрение казахов современности, разрывается между различными ценностными установками, имеющими определенные предпосылки внутри страны, но в большей мере продиктованными внешними факторами. Каковы же основные возможные векторы национально-государственного движения для Казахстана в контексте формирующегося нового миропорядка?..

Первое, южный форпост Евразийского союза под руководством России. При всех попытках восстановления геополитической реальности последних нескольких столетий, данное направление все больше напоминает искусственное моделирование истории. Реалии настоящего диктуют совершенно новые подходы, основы которых формируют два важных составляющих: исторические интересы и жесткий прагматизм. Именно эти факторы заставляют потенциальных участников сомневаться в перспективах Евразийского союза. Важным условием состоятельности этого проекта, как отмечают политики, является отказ России от былых имперских амбиций и его переход на сугубо реалистичные и прагматичные экономические интересы. Чего ждать нам пока не приходиться. А значит и соответствие этого интеграционного поля в формате России как отвечающего историческим интересам Казахстана, можно поставить под сомнение. Имеющие сегодня место интеграционные процессы больше связаны с традиционными стереотипами, нежели с исторической оценкой современной реальности. При всех своих может быть плюсах без участия в этом геополитическом проекте других стран Центральной Азии долго Казахстану не продержаться. Ибо в сегодняшнем состоянии (ТС, ЕЭП) это грозит стране, как ростом внутреннего напряжения, так и внешнего давления.

Второе, северный оплот исламского мира. До недавнего времени казавшийся политический несостоятельным, направление в последнее время приобретает особую остроту. Все большая исламизация населения страны заставляет всерьез задуматься о такой перспективе. Внутренние вызовы, связанные с религиозными проблемами заставят Казахстан в поисках адекватных ответов все больше сближаться с исламским миром.

Вместе с тем, нельзя исключать, что для геополитических устремлений ведущих западных игроков религиозная Центральная Азия, возможно, более востребована, нежели светская. Усиление Китая и восстановление России, таким образом, столкнется с серьезными вызовами соответственно на западе и юге своих рубежей. Кроме того, это сыграет существенную роль в их внутренних вопросах. Кавказско-азиатская Россия и западный Китай получат серьезную угрозу дестабилизации. К тому же примеры устойчивого сотрудничества богатых недрами арабских стран с западом и последние тренды по активизации религиозных политических сил в результате смещения светских режимов наглядно говорят в пользу также этой версии. Третье, западные ворота азиатской экономической группы под лидерством Китая. Отдельные эксперты внутри страны отмечают пассивность Казахстана в использовании возможностей экономического роста Китая. Высокая по темпам и более устойчивая экономика восточного соседа для некоторых специалистов более привлекательна, нежели союз с туманной перспективой.

В реальности Казахстан уже играет довольно значимую роль в укреплении транзитного коридора для китайской экономики. Строительство транспортно-коммуникационного коридора "Западная Европа – Западный Китай" тому яркое свидетельство. Кроме того, Казахстан занимает важное место в обеспечении китайской экономики необходимыми энергоресурсами и минеральным сырьем.

Пугающей перспективой этого направления является демографическая экспансия, что в среднесрочной перспективе может привести к серьезным изменениям в этнокультурной характеристике страны и угрозам целостности государства.

Вместе с тем, следует понимать, что китайское давление, будь то экономическое или политическое будет нарастать. А достойных конкурентов для них на пространстве Евразии остается все меньше и меньше, если не сказать – нет. Хотя и не исключено, что в обозримой перспективе в регион может прийти Индия, чья экономика развивается не меньшими чем Китай, темпами.

Четвертое, островок западной демократии с акцентом на ЕС и США. Сегодня стало понятно, что интенсивное продвижение демократических ценностей западными игроками, характерных 90-м годам прошлого столетия делалось лишь с одной целью - ускорить процесс размежевания бывших субъектов СССР. С течением времени "руки" запада все больше исполняют роль исследователя и надзирателя за поведением режимов и масс в контексте их интересов.

Защита Западом своих экономических и геополитических интересов в регионе стала возможным благодаря гибкой политике с традиционным игроком в ЦАР – Россией. Об этом говорит и тот факт, что за двадцатилетнюю историю в регионе не побывал не один действующий президент лидера западной коалиции - США.

Таким образом, становится ясно, что данное направление живет по инерции, созданной еще на начальных парах независимости. Суровая реальность современной геополитики говорит в пользу того, что демократический Казахстан больше нужен нам самим, чем "неравнодушным учителям" из далеких земель. И надеяться в этом на Запад, считающейся родителями и проводниками демократии в мире, по меньшей мере, наивно.

И, пятое, центр тюркского мира с акцентом на Центрально-Азиатский союз. Имеющий глубокие исторические корни, политическую целесообразность и весьма значительный экономический потенциал проект Центрально-Азиатского союза на основе тюркской идеи становится заложником современности. В возрождении тюркского духа, тем более, в превращении его в единую экономическую и военно-политическую силу, не заинтересована ни одна из глобальных игроков. Более двухсот миллионов населения с общим духовным прошлым и энергетическими возможностями сегодня – геополитическая роскошь для китов мировой политики.

Было бы ошибочно предполагать, что только лишь внешние факторы сдерживают процесс политического сближения тюркских стран. Вместе с тем думается, что разногласия и трения между политическими элитами, успевшими сложиться за годы размежевания, более ситуативны, нежели глобальные вызовы, стоящие перед тюркским миром. Кроме того, определенные общественные стереотипы представляют собой существенный тормоз на пути интеграции.

Даже поверхностный взгляд на вышеуказанные пять направлений - не оставляет нам возможность для многовекторности в стратегическом смысле. А резкий выбор отдельного ориентира сегодня чреват весьма серьезными последствиями для нашей независимости. Запираться и замыкаться же в себе не целесообразно, да и никто этого не позволит сделать.

Приходит время говорить о проведении более сбалансированной внешней политики, основанной на исторических интересах и реальностях современности. В этом плане, проект Евразийской интеграции с тюркским наполнением становится наиболее оптимальным для будущего.

При детальном анализе проблемы становится очевидным, что именно этот вектор в случае продуманного, поэтапного продвижения интересов может привести к укреплению тюркской политической позиции на мировой арене. Очевидно, что хотя и первые шаги здесь сделаны (ТС, ЕЭП), но результат строительства также далек, что позволяет нам и другим сторонам тюркской интеграции наверстать упущенное и выстроить системную структуру, предполагающую поэтапную реализацию большого проекта с достаточным уровнем влияния.

Абзал Нукенов,
политолог
Источник - ЦентрАзия
Категория: Казахстанские военные новости | Просмотров: 1378 | Добавил: Marat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Календарь