Россия, Индия и пакистано-китайское сотрудничество (I)
Президент
России планирует посетить Пакистан. Высказываются предположения, что
визит В. Путина в Исламабад состоится в сентябре с.г. Естественное
летнее "затишье" дает возможность поразмыслить над мотивами
внешнеполитических шагов России в южной части центральной Евразии. И
мнения здесь существуют самые различные. Так, некоторые из моих
индийских друзей-журналистов полагают, что предполагаемая поездка -
своеобразное "наказание" Индии за "проамериканскую" внешнюю политику
Дели. Думаю, подобное, упрощенное, объяснение недоучитывает всю
сложность ситуации, которая к тому же возрастет после неизбежной
эвакуации иностранных воинских подразделений из Афганистана. И вот тогда
возникнет новое геополитическое "уравнение", центральным элементом
которого в силу исторических причин и объективных географических
обстоятельств непременно станет Пакистан. Об этом нельзя не думать,
рассуждая в категориях постепенно формирующегося здесь "квадрата сил",
представленного Индией, Китаем, Пакистаном и Россией. Ясно, что одной из
несущих конструкций этого образования станет "всепогодный",
сформировавшийся не вчера геополитический союз Исламской Республики и
Китая.
* * *
В 1950 г. Пакистан одним из первых в мире
признал Китайскую Народную Республику, а в 1960-е – начале 1970-х гг.
оставался наиболее стойким союзником Пекина в период относительной
международной изоляции последнего. Китай высоко оценивал и оценивает эту
поддержку, оказывая Исламской Республике военную помощь и
технико-экономическое содействие, включая передачу ядерных технологий и
оборудования. В настоящее время некоторые эксперты высказывают
предположение, что укрепляющиеся многосторонние связи между Индией и США
сделают отношения стратегического союзничества между Исламабадом и
Пекином еще более тесными, тем более что пакистанская элита
рассматривает партнерство с Китаем как гарантию безопасности Пакистана.
Военно-техническое
сотрудничество Исламабада и Пекина, являющееся осью двусторонних
отношений, осуществляется по трем основным направлениям:
–
ракетная техника: пакистанские вооруженные силы располагают ракетами
ближнего радиуса действия и средней дальности, которые военными
рассматриваются как "модификации китайских баллистических снарядов";
–
боевая авиация: на вооружении ВВС Пакистана находятся летательные
аппараты китайской разработки - JF-17 Thunder и K-8 Karakorum, а также
самолеты-перехватчики совместного производства; помимо этого
пакистанские ВВС используют радарную систему раннего обнаружения также
китайского производства (1);
– ядерная программа: считается, что КНР могла передать Пакистану технологии, критически важные для производства ядерного оружия.
Помимо
военно-технического сотрудничества Пакистан и Китай активно развивают
двусторонние торгово-экономические отношения; мощное ускорение их
развитию придает "всеобъемлющее соглашение о свободной торговле" 2008
года. По некоторым оценкам, товарооборот между двумя странами
приближается к 15 млрд. долл. Это сотрудничество имеет стратегическое
значение прежде всего для Пакистана. В настоящее время с помощью КНР в
Исламской Республике осуществляются долгосрочные инфраструктурные
проекты, включая строительство автомобильных дорог, разработку полезных
ископаемых (в т.ч. меди и золота), развитие классической энергетики, а
также несколько проектов в сфере атомной (неклассической) энергетики.
Важным объектом совместной деятельности стало строительство
глубоководного порта Гвадар в провинции Белуджистан (портовый комплекс
введен в действие в декабре 2008 г.). Порт Гвадар, расположенный на
расстоянии 180 морских миль от входа в Ормузский пролив, через который
осуществляется около 40% мировых поставок нефти по воде, имеет
стратегическое значение и для Пекина: благодаря функционированию этого
порта, во-первых, обеспечивается диверсификация и защита поставок
углеводородов в Поднебесную, во-вторых, становится возможным доступ в
Аравийское море для Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР), что
важно для общей экономической безопасности Китая.
Формально у
Исламской Республики Пакистан два основных стратегических союзника – КНР
и США. Однако в свете событий 2011 года правящие круги Пакистана
утратили доверие к Америке и все больше полагаются на Китай,
неофициально именуемый "всепогодным союзником". Новым элементом
двусторонних отношений стало исчезновение сервилизма пакистанской
военной элиты по отношению к США, что вносит дополнительный элемент
неопределенности в "стратегический союз" этих государств. Важным
фактором роста недоверия Исламабада к Вашингтону стала
американо-индийская "ядерная сделка", фактически исключившая Индию, как
считают пакистанские власти, из режима нераспространения ядерного
оружия. Напротив, демонстрацией взаимного доверия в отношениях
"всепогодных союзников" стало решение Китая построить дополнительно к
уже действующим еще два атомных реактора в Пакистане.
Однако в
китайско-пакистанских отношениях присутствуют и серьезные проблемы. Так,
китайскую элиту все больше беспокоит сохраняющийся высокий уровень
политического экстремизма в Пакистане. Особенно тревожит Пекин растущая
воинственность некоторой части уйгуров, нередко действующих с территории
расселения племен в Пакистане. Китайские (а равно и западные) аналитики
полагают: довольно значительное число уйгуров, посещавших в 1980-е гг.
медресе на пакистанской территории, были впоследствии мобилизованы в
подразделения, действовавшие на территории Афганистана – сначала против
советских войск, а затем и против соединений США и их союзников, до сих
пор ведущих борьбу с движением Талибан. По данным военных экспертов,
часть этих уйгуров – "моджахедов" - вернулась в Китай.
Еще одной
причиной беспокойства Пекина стали участившиеся нападения радикальных
группировок на китайских граждан, работающих в Пакистане по контракту
(их более 10 тыс. человек). Особо сложная ситуация, как отмечают
западные аналитики, сложилась в провинции Белуджистан, на западе страны.
Поэтому официальный Пекин, озабоченный как безопасностью своих граждан,
так и авторитетом страны в мусульманском мире, особо не акцентирует
борьбу с терроризмом в Пакистане, фактически передавая инициативу здесь
Америке.
В свою очередь, в Вашингтоне учитывают растущую
озабоченность Китая активизацией сил политического ислама в Пакистане,
усматривая в противодействии мусульманскому радикализму долгосрочное
совпадение стратегических интересов США и КНР. Китай стремится
выдерживать в отношении Пакистана стратегическую линию, соединяющую два
противоречивых начала: 1) ограничение геополитического влияния США и
Индии в Южной Азии, 2) ограждение Поднебесной от политического
экстремизма, исходящего с пакистанской территории, как за счет
сбалансированного развития отношений с Исламабадом и Дели, так и
посредством развития добрососедских отношений между двумя "историческими
соперниками", чем, в частности, объясняется относительно
"беспристрастная" политика Пекина в отношении обоих ведущих государств
Южной Азии, в частности по "кашмирской проблеме", в течение последних
10-12 лет. Такая компромиссная позиция китайской стороны, видимо,
связана с опасением возможного воздействия "демонстрационного эффекта"
брожения в "большом" (историческом) Кашмире на этно-религиозные
противоречия в Синьцзяне и Тибете. Наконец, ничего хорошего не сулит
Пекину укрепление позиций движения Талибан в Пакистане и Афганистане.
Среди
индийских политических аналитиков давно и прочно утвердилась точка
зрения, согласно которой китайско-пакистанские отношения выполняют
исключительно функцию "сдерживания" Индии в Южной Азии. Хотя логику
такого взгляда отрицать трудно, он явно недоучитывает значение
тенденций, оказывающих в последнее десятилетие серьезное влияние на
внутриполитическое положение в КНР извне.
Постоянное
дестабилизирующее воздействие событий в Синьцзян-Уйгурском автономном
районе на общее развитие Китая – факт общеизвестный. Более того, в
Пекине не исключают, что сторонники "независимого уйгурского
государства", действующие с территории Северо-Западной пограничной
провинции Пакистана (СЗПП), получают поддержку Соединенных Штатов и
некоторых мусульманских государств, в частности Саудовской Аравии и
других "нефтяных монархий" Персидского залива. Поэтому Пекин стремится
использовать различные возможности для нейтрализации сил политического
ислама в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, в том числе и на
государственном уровне. (В настоящее время в СУАР проживают более восьми
миллионов уйгуров, некоторая, наиболее радикально настроенная часть
которых добивается создания независимого государства уйгуров -
"Восточного Туркестана".) На этом направлении в политике КНР по
отношению к Пакистану обозначились новые важные факторы.
(Окончание следует)
(1)
Американские военные эксперты уверены в том, что задержка с передачей
останков вертолета, изготовленного с применением технологии stealth,
участвовавшего в ликвидации Усамы бен Ладена 2 мая 2011 г., была связана
с предварительным изучением китайскими военными американского
летательного аппарата.
Андрей ВОЛОДИН | 06.07.2012
Источник - Фонд стратегической культуры |