Главная » 2012 » Май » 11 » Армия Казахстана. Хороший военный стоит дорого
11:08
Армия Казахстана. Хороший военный стоит дорого


АРМИЯ РК – МОБИЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

В последние годы казахстанская армия изменилась фактически коренным образом, во всяком случае, перемены вошли в ту стадию, когда возврата к прошлому уже быть не должно. Вместо остатков "непобедимой и легендарной" приходит новый тренд – небольшая армия, сформированная почти полностью из профессионалов, на чью подготовку сегодня тратиться все больше усилий и средств. Безусловно, недостатки, как оставшиеся в наследство от союза, так и приобретенные в период независимости, мельничными жерновами висят на ногах солдат и офицеров. Однако, условно выражаясь, эти ноги сегодня обуты уже не в кирзовые сапоги, а в современные ботинки. Военные эксперты отмечают четко – положительным переменам, в том числе, материальной и образовательной армейской базы дан старт, но работы предстоит много.

Превращение армии из пятнадцатой части некогда мощной союзной структуры в ВС нового типа должно начаться с создания последовательной, ступенчатой системы профильного образования. Все возрастающую потребность в грамотных, подготовленных солдатах и офицерах отмечает сегодня большинство экспертов, прописана она и в официальных сводках Министерства обороны. Так нынешний весенний призыв четко обозначил тенденцию: армии теперь не требуются просто достигшие призывного возраста, времена, когда служить забирали тех, "кого поймают", безвозвратно уходят в прошлое. Этой весной военное ведомство объявило о том, что на каждое солдатское место в Казахстане приходится семь соискателей. Собственно, по данным Министерства обороны, общереспубликанскую потребность в пополнении (16 тысяч человек) покроет 10% призыва Алматы. В связи с этим военкомы будут особенно привередливы – служить пойдут лишь те, кого сочтут достойными. Армии отныне нужны физически развитые, образованные, морально устойчивые и мотивированные на защиту родины граждане. Совокупность постепенных изменений, наконец, привела к качественному скачку, и если раньше давали взятки за то, чтобы не служить, то теперь "барашка в бумажке" несут за возможность попасть в ряды ВС. Военный билет становится таким же престижным атрибутом, как, скажем, образование в дорогом вузе, и достанется приз не каждому.

Причин изменений несколько – это и повышение материального уровня жизни солдат и офицеров, и стремление многих молодых мужчин попасть на работу в силовые структуры, в которые без вожделенной корочки не устроишься, и многое другое. Скорее, здесь интересно рассмотреть следствия и задаться вопросом: а сможет ли армия сегодня получить так требующиеся ей квалифицированные кадры? Не секрет, что значительная часть желающих служить, а это сельские ребята, для которых служба единственная путевка в будущее, в условиях конкуренции попросту вылетит за борт, либо военкомам придется смириться с тем, что не все призывники будут "высшего сорта". Эксперты сходятся на том, что подготовка будущих служивых сейчас хоть и поднимается на ноги, но еще далеко не все проблемы решены. Однако существуют определенные успехи, их следует изучать и развивать. Фактически Казахстан отказался от наследия союза – громоздкой армии, набранной по принципу "лишь дырку на границе заткнуть". Воевать, считают военные, нам не с кем, две близлежащие огромные державы в случае агрессии не оставят ни единого шанса, так что держать против них дорогостоящий рудимент смысла не имеет. Казахстану нужна мобильная, относительно компактная профессиональная армия, решающая задачи борьбы с терроризмом и защищающая рубежи от бандформирований. В настоящий момент, по подсчетам специалистов, численность наших ВС составляет порядка 75 тысяч человек, плюс около 34 тысяч дополнительных структур (Республиканская гвардия, войска МВД, погранслужба КНБ) и этого вполне достаточно. Для сравнения: при развале союза на долю РК осталось более 200 тысяч бойцов и офицеров. Прежняя армия обладала достаточно высоким потенциалом, но годы разрухи внесли свои коррективы, в том числе, в плане сокращения численности и повышения технической оснащенности. И для функционирования современной милитаристической машины едва ли не главной задачей является обеспечение подготовки военнослужащих на всех этапах – от уроков НВП в школах до военных вузов и академий.

Хороший военный стоит дорого

Председатель Координационного совета общественных объединений ветеранов и инвалидов войны в Афганистане при акимате Алматы Мурат Абдушукуров с одобрением относиться к политике Министерства обороны, сделавшего упор на качество призывников. При современной технике, учитывая, что служат в настоящее время всего год, обучить 18-19-летнего парня с азов достаточно сложно, если не невозможно. Потому – в идеале – призывник должен приходить в военкомат с документом хотя бы о среднеспециальном техническом образовании, чтобы в армии его лишь обучили особенностям техники военной. Общая же подготовка будущего солдата или офицера должна вестись с младых ногтей.

- Эту подготовку должны проводить в школах, больше внимания уделять военно-патриотическому воспитанию, клубам и секциям, физической подготовке – дети будут здоровее и морально, и духовно. Сейчас в вооруженных силах общая тенденция к улучшению, в том числе, образования. Недавно я побывал в казармах, училищах – это буквально, как небо и земля, если брать 90-е годы, разница заметна невооруженным глазом. Конечно, всегда есть недочеты, проблемные вопросы, но у Министерства большие планы, только бы они реализовались, - подчеркнул Мурат Абдушукуров. Ветеран-"афганец" отметил, что глава государства постоянно делает упор на повышение статуса офицера, улучшение социального пакета и других гарантий для военнослужащих.

Г-н Абдушукуров также отметил высокую востребованность у казахстанцев военного образования: в некоторых училищах в течение всех "нулевых" годов сохранялся конкурс 5-7 человек на место. К сожалению, пока далеко не у всех появляется возможность осуществить свою мечту, число действительно удачных, перспективных проектов в сфере военного образования можно пересчитать по пальцам. В этом ряду особенно выделяется специализированный лицей "Арыстан", у которого, по мнению ветерана, только один "недостаток" - лицей финансируется частными лицами, на средства Образовательного фонда Нурсултана Назарбаева.

- Это частный лицей. Но его просто, знаете, нужно увидеть, вот такими и должны быть военные лицеи! Честно говоря, если взять для сравнения военную школу-интернат имени Бауржана Момышулы и "Арыстан" - в нем все по другому, и материальное оснащение, и отношение к воспитанникам, питание, одежда, одной формы только пять комплектов. Обучается 160 парней, а преподавательский состав, кажется, 120 человек. Я сам видел мальчишек, которые приехали в "Арыстан" с весом в 45-50 кг, и за несколько месяцев поправились физически, буквально превратились в мужчин. Занимаются спортом, огромное внимание уделяется математике, они в совершенстве владеют тремя языками – английским, казахским, русским. Именно к такому стандарту мы должны стремиться, если создаем военные учебные заведения, они должны быть лучшими. Конечно, в школе Момышулы и финансирование послабее, и здания старые. Хотя государство выделяет колоссальные средства, непонятно куда они деваются – у нас все должны учиться в таких лицеях, - подчеркнул Мурат Абдушукуров.

Президент союза ветеранов "Боевое братство" Сергей Пашевич также считает, что военное образование, подготовка того самого качественного потенциала, на который надеется Министерство обороны, находятся в развитии, и сделать предстоит много. Что касается высшей ступени, то тут мнение ветерана-"афганца" весьма скептическое.

- У нас высшее военное образование улучшают за счет того, что отправляют учиться в другие государства – в Россию, Белоруссию и т.д. Естественно, что в Казахстане своих специалистов достаточно мало, у нас практически нет докторов военных наук, которые бы имея боевой опыт, опыт практического руководства войсками могли преподавать. Теоретически опыт может быть высокий, но с передачей на практике проблемы. Мы прекрасно видели, кто и как поступал в последние годы в военные вузы – это были люди, отнюдь не выбравшие своей специальностью защиту родины. Они шли туда, потому что там учили бесплатно, армия их так и не дождалась. Практически сколько молодых офицеров заканчивало военные вузы, столько потом и увольнялось из вооруженных сил, - прокомментировал Сергей Пашевич.

Он также выделил на общем фоне специализированный лицей "Арыстан", как "попытку создать военную элиту из молодежи, создать абсолютно новый офицерский корпус с новыми взглядами, потому что офицерами не рождаются – офицерами становятся".

- Это одна из идей генерала Сабита Тауланова, который прошел суровую школу Афганистана, он подобрал коллектив, пытающийся привить любовь к родине, навыки ее защиты, подготовить ребят, чтобы они потом пошли в военные вузы. Есть еще школа Бауржана Момышулы, возглавляемая полковником Сержаном Казакпаевым, который тоже фанат своего дела, он оттуда сутками не выходит, он тоже пытается отобрать отличников учебы, имеющих хорошую физическую подготовку, - дополнил эксперт. Однако, по его словам, и будущие выпускники "Арыстана", и питомцы государственного военного интерната в перспективе столкнутся с неприятной проблемой. Ребята, закончившие эти среднеспециальные учебные заведения, могут военными не стать, поскольку поступление в профильный вуз им не гарантированно. "Арыстановцы" и "бауржановцы" будут сдавать экзамены на общих основаниях, сдавать ЕНТ, не имея никаких льгот и преференций, пояснил Сергей Пашевич. В Советском Союзе для "суворовцев" и "нахимовцев" экзамены в военный вуз были отменены, государство заботилось о том, чтобы не сбить подрастающую смену на старте. По словам г-на Пашевича, именно такие парни потом и становились генералами.

Этот вопрос нужно проработать на правительственном уровне, как и систему военно-патриотического воспитания в целом. Сегодня элементарное НВП почти полностью не выполняет своих задач, считает ветеран. Военруки массово подрабатывают на других должностях, собственно отслуживших в армии среди них не там и много, а дирекция школ относится к начальной военной подготовке "по остаточному принципу". В акиматах на постах методистов, ответственных за патриотическое воспитание, сидят молодые бюрократы или женщины, вовсе не имеющие к ВС никакого отношения. Утеряны традиции военных игр, наподобие памятной советскому поколению "Зарницы", какие-то патриотические мероприятия проводятся нерегулярно, в основном, к праздникам, невесело шутит Сергей Пашевич. Что касается взращивания смены нынешних военнослужащих в частных условиях, то те же военно-патриотические клубы "афганцев", работающие с 80-х годов, так и не получили поддержки. Между тем, именно среди ветеранов-"афганцев" есть люди, беззаветно преданные делу воспитания закаленного поколения, готового, если потребуется защищать родину с оружием в руках. Они добиваются значительных результатов, например, руководитель одного алматинского клуба ветеран-"афганец" Батыр Абдусаламов подготовил для казахстанской армии ни один десяток офицеров – и все на чистом энтузиазме. К сожалению, в большинстве такие клубы так и сидят в подвалах многоквартирных домов, хотя помощь государства им обещают годами.

- Работа с молодежью должна быть постоянной. На проведение военно-спортивных игр выделяются средства из бюджета, Министерством науки и образования утверждена программа военной подготовки, но не все ею занимаются, не все даже знают. Просто под 9 мая вспоминают и начинают чего-то проводить, - посетовал Сергей Пашевич. В принципе напрашивается грустный вывод: Министерство обороны хочет получить призывника и офицера нового образца, но пока прилагает для этого мало усилий. Между тем, без создания системы ступенчатой военной подготовки, продуманной на всех этапах, идея о "мобильной и профессиональной" армии может забуксовать на полпути.
Ренат Байтов.

Источник - dialog.kz
Категория: Казахстанские военные новости | Просмотров: 2332 | Добавил: Marat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Календарь