Главная » 2011 » Ноябрь » 26 » Б.Сейдахметова: Правильный и неправильный ислам
23:44
Б.Сейдахметова: Правильный и неправильный ислам
Вчера в Алматы прошла международная конференция на тему "Новые тенденции в развитии ислама и их воздействие на стабильность в Центральной Азии", в которой приняли участие ученые и аналитики из стран нашего региона, а также Германии. Организаторами мероприятия выступили деловой журнал Exclusive и Фонд Эберта в Алматы. А в связи с последними трагическими событиями в казахстанском городе Тараз конференц-зал с трудом вместил всех желающих.

Первая десятка
для национальной
безопасности
Казахстанский политолог и востоковед Нурлан Альниязов напомнил, что еще в 90-е годы исследователи отмечали ряд новых тенденций в развитии ислама в Казахстане. Он выделил три главные: первая - рост различных мусульманских групп и течений в республике и их попытка адаптироваться на местной почве.
Вторая тенденция - действия государства в регулировании религиозной сферы и появление неофициальных структур в мусульманской общине. "При этом государственная политика в религиозной сфере не всегда адекватно реагирует на новые тенденции, больше применяя репрессивные методы борьбы, имея несовершенство правовой базы, что в некоторых случаях негативно сказывается на взаимоотношениях между государством и религией", - уверен политолог.
Третья тенденция - отсутствие мусульманских общественных институтов, бездействие и слабость официальной структуры Духовного управления, которая не способна эффективно регулировать жизнь всей мусульманской общины.
При этом политолог уверен, что в религиозной сфере в нашей стране, в частности мусульманской, больше всего преобладает светское влияние. "Даже ДУМКаз не выполняет функции религиозного института. Причиной тому является чрезмерное желание государства контролировать религию с целью обеспечить межконфессиональное согласие общества и не допустить радикализации мусульманского населения, - говорит Альниязов. - В странах мусульманского мира существуют религиозные институты, которые, являясь естественно сложившимися и действующими образованиями, способствуют мирному взаимодействию мусульманской общины со светскими институтами государств. В Казахстане, как и в остальных странах Центральной Азии, существуют подобные образования, но они не несут должной нагрузки. Религию нельзя контролировать чрезмерно. Мы понимаем желание власти держать под контролем такую влиятельную сферу. Но подобный контроль приводит к самоорганизации общины, как оппозиционной к власти, или хаосу, который ведет к развитию радикальных тенденций".
По словам главного редактора журнала Exclusive Карлыгаш Еженовой, издание провело диагностику настроений в обществе после недавних событий.
Опрос показал, что для большинства респондентов свобода совести ассоциируется с индивидуальным выбором. При этом подавляющее большинство респондентов - 60 процентов - относятся к религии как к элементу традиционной культуры, нежели как к культу.
Значительная часть населения не готова бороться за свои религиозные убеждения. Но число лиц, "готовых взять оружие в руки для защиты своей религии", существенно выросло. Наиболее проблемные с этой точки зрения города - Актобе, где доля таковых составляет почти 40 процентов, и Актау - 21 процент.

Радикальный
политический
ислам
Алма Султангалиева, эксперт фонда "Алтынбек Сарсенбайулы" напомнила, что двадцать лет назад внешние наблюдатели как на Западе, так и на Востоке связывали судьбу постсоветской Центральной Азии с радикальным политическим исламом. Мол, этот регион с внушительным демографическим мусульманским населением в 45,5 миллиона человек может стать еще одним очагом исламизма. По словам эксперта, прогнозы не сбылись и новые независимые государства стали продолжать советские секулярные традиции.
В разных государствах региона политика в отношении религии развивалась по-своему в силу исторических особенностей экономического и социального уклада. Так, Таджикистан стал первой и единственной страной в регионе с исламской партией в структуре власти, а изучение ислама вошло в программу государственной школы. В Узбекистане зародились первые исламские радикальные движения, такие как Исламское Движение Узбекистана (ИДУ) и Акромийя, со своими лидерами, идеологией и программой действий.
Но есть и общее для всех стран нашего региона. По мнению Алмы Султангалиевой, оно состоит в стремлении правительств контролировать религиозную жизнь граждан через законодательные акты, например, принятие законов о деятельности религиозных объединений. При этом закрепленный в них принцип отделения государства и религии не соблюдается самим государством. "Рекрутирование исламского духовенства, деление ислама на "хороший" традиционный и "плохой" нетрадиционный, в том числе через официальное или полуофициальное назначение "умеренного" ислама, например, ханафизма (Таджикистан, Казахстан) приводят к обратному результату - политизации ислама", - уверена эксперт.
Кроме того, она считает, что все государства региона объединяет один тренд - постепенный рост разнообразия внутри ислама. Расширяется спектр религиозных течений внутри ислама - от сельских консервативных "джамаатов" салафитов до городских кружков суфистов, появились исламские форумы и блоги в Интернете. Развивается более традиционная, так называемая внутренняя религиозность. Появляется феномен "новых мусульман", для которых исламская вера не связана с национальной культурой. "Называя себя последователями "чистого" ислама, или салафитами, они изолируют себя от большинства "традиционных" мусульман, демонстрируя свою исламскость в поведении и одежде, - рассказывает эксперт. - Одновременно начинается поиск локальных исламских корней, например, суфизма". Она уверена, что общим для стран Центральной Азии стало не столько межрелигиозное, сколько внутрирелигиозное, в том числе внутриисламское соперничество. Поэтому неудивительно, что за последние 20 лет мусульмане в странах региона не пришли к согласию о роли ислама в обществе. Новым трендом стало углубление деления на верующих и неверующих. Религия становится той сферой, куда смещается социальная активность населения. По ее мнению, с ухудшением качества жизни социальный протест может получить религиозное обоснование как борьбы за справедливость. "Хотя и в этом случае он будет иметь свои особенности в каждой из стран региона".

Ботагоз Сейдахметова
22.11.2011
Источник - Новое поколение
Категория: Казахстанские военные новости | Просмотров: 1450 | Добавил: Marat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Календарь