Главная » 2011 » Ноябрь » 10 » Бывший чекист утверждает, что дело «темиртауских террористов» сфабриковано
14:23
Бывший чекист утверждает, что дело «темиртауских террористов» сфабриковано

Данияр Жунусов, бывший сотрудник Шахтинского городского отдела Департамента КНБ по Карагандинской области. Караганда, 4 июля 2011 года.
08.11.2011
Елена ВЕБЕР

Родственники осужденных в Темиртау «за пропаганду терроризма» четырех мусульман продолжают доказывать, что их сыновья и мужья не виновны. Верховный суд оставил их приговор без изменения. Но в этом скандале есть и бывший сотрудник КНБ, который продолжает утверждать, что их дело было сфабриковано.

БЕЗРАБОТИЦА В СЕЛЕ И ДОРОГА В ТЮРЬМУ

30-летний Еркинбек Кенжебаев из села Жузумдык Южно-Казахстанской области – один из тех четырех молодых людей, которых власти обвинили в пропаганде терроризма, распространении материалов экстремистского содержания. Он коренной казах. Вместе с родителями он проживал в СарЫагашском районе.

Напомним, что на скамье подсудимых оказались двое заключенных тюрьмы АК-159/5 в поселке Караган Карагандинской области – 30-летний Еркинбек Кенжебаев и 45-летний Фарид Исмагамбетов. Два других фигуранта – с воли. Это ранее судимый житель Караганды 36-летний Арман Ахметов и житель Темиртау 32-летний Нурбек Авдкерим. Объединила их будто бы идея пропаганды терроризма и распространение идей джихада – «священной войны против немусульман».

По данным уголовного дела, Еркинбек Кенжебаев и Фарид Исмагамбетов изучали в стенах тюрьмы видеолекции и слушали записи лидеров зарубежных террористических подпольных формирований Доку Умарова и Саида Бурятского. Записи передавали с воли Арман Ахметов и Нурбек Авдкерим через сотрудника тюрьмы, который был внедрен в преступную среду и имитировал преступную деятельность, говорится в приговоре суда.

Всех четверых приговорили к различным срокам заключения. Суды всех инстанций, включая Верховный суд, оставили без изменения приговор этим четырем гражданам. Решение Верховного суда вышло в сентябре.

По словам близких родственников, Еркинбек толком не учился, был вынужден помогать пожилым родителям по хозяйству, работать на огороде, чтобы прокормить семью. 


Осужденный Еркинбек Кенжебаев. Фото из семейного архива. 

Семья Кенжебаевых большая: отец, мать и восемь детей. Еркинбек – самый старший сын.
62-летний Абдырахым Кенжебаев, отец Еркинбека, рассказывает нашему радио Азаттык, что в их селе Жузумдык нет работы:

– Каждый крутится как может, многие уезжают на заработки в город. До мая месяца делать нечего, а когда уже тепло, то все сажают свои огороды, и вот так выживаем за счет этого. Огород нас кормит. Честно сказать, в селе тяжело. Из-за финансовых трудностей Еркинбек не смог нормально окончить школу, затем он хотел поступить в училище, но там тоже надо было платить, а денег не хватало.

Нигде Еркинбек официально не работал, говорит Абдырахым Кенжебаев, а несколько лет назад, когда сыну было 20 с небольшим лет, он нарушил закон: совершил убийство в группе лиц. За это, по словам отца, в 2004 году Еркинбек получил свой первый срок – 17 лет тюрьмы. Его осудили сразу по двум статьям – «Разбой, совершенный группой лиц» и «Убийство.

Не сложилась жизнь лишь у Еркинбека, остальные дети семьи Кенжебаевых благополучно получили среднее специальное и высшее образование. По словам родственников, Еркинбек не был верующим человеком, в мечеть не ходил.

«ЭКСТРЕМИСТОМ» СТАЛ В ТЮРЬМЕ

В 2010 году суд города Темиртау признал Еркинбека Кенжебаева виновным в пропаганде терроризма и возбуждении религиозной вражды и приговорил к шести годам тюрьмы особого режима. Окончательно ему назначен срок 18 лет тюрьмы, с учетом неотбытого наказания. Срок исчисляется с 9 июня 2004 года. Начальник оперативной части тюрьмы АК-159/5 Ерохин, давая показания в суде, заявил, что заключенный Исмагамбетов в определенной группе был лидером, а Кенжебаев – его правой рукой.

Отец осужденного Еркинбека Кенжебаева, Абдырахым Кенжебаев, говорит, что его сын не занимался тем, в чем обвиняют, а именно пропагандой терроризма, чтением запрещенной литературы:

– Бороды у него тоже нет. Я считаю, что моего сына подставили. Он лишь намаз читал, Один из каэнбэшников требовал у моей жены взятку за то, чтобы нашего сына перевели обратно в Караганду из изолятора Астаны.
и то начал делать это в тюрьме. Я ему сам это Один из каэнбэшников требовал у моей жены взятку за то, чтобы нашего сына перевели обратно в Караганду из изолятора Астаны.
посоветовал, чтобы замолить свои грехи. Еркинбек сказал, что кассету с этими лекциями ему подбросили.

По его словам, его сыну Еркинбеку Кенжебаеву сначала предлагали пойти свидетелем по уголовному делу о пропаганде терроризма, но он не соглашался, поэтому к нему стали применять пытки.

– Потом он опять резал себя в знак протеста, четыре ложки проглотил, почти месяц не принимал пищу. Долго в одиночной камере лежал, пока областная прокуратура не сказала перевести его оттуда. Сильно похудел, – подытожил Абдырахым Кенжебаев.

Абдырахым Кенжебаев, отец осужденного за пропаганду терроризма Еркинбека Кенжебаева. Темиртау, 3 ноября 2011 года.

Отец Еркинбека говорит, что берется за любую работу, не жалея сил, Абдырахым Кенжебаев, отец осужденного за пропаганду терроризма Еркинбека Кенжебаева. Темиртау, 3 ноября 2011 года. ​​чтобы
вытащить сына из тюрьмы: нанимает дорогих адвокатов, тратит деньги на поездку в столицу, чтобы попасть на прием к тому или иному чиновнику.

В конце прошлой недели отец осужденного Еркинбека Кенжебаева – Абдырахым Кенжебаев сообщил нашему радио Азаттык, что его сына в данный момент нет в тюрьме, где он отбывал наказание. Достоверные, по его словам, источники сообщили, что Еркинбека увезли в другое место, но куда именно – не известно.

Родители Еркинбека Кенжебаева помимо оправдательного приговора в отношении своего сына также настаивают на том, чтобы была проведена проверка по жалобе на вымогательство с них денег сотрудниками департамента КНБ. Заявление в КНБ было направлено 13 сентября текущего года. Ответ был получен 1 ноября, от карагандинской областной финансовой полиции.

- Один из каэнбэшников требовал у моей жены взятку за то, чтобы нашего сына перевели обратно в Караганду из изолятора Астаны. Но денег мы никому не давали, после чего Еркинбека сильно избили. Мое заявление пересылалось из одного ведомства в другое. КНБ послало в военную прокуратуру, а оттуда в финансовую полицию. Все бумаги забрали, но так ничего и не проверили. Ответ из карагандинской областной финансовой полиции мне почему-то не направили, пришлось самому приехать в Караганду и забрать это письмо. В этом письме пишется, что не было возможности разобраться в этом деле, что нет доказательств о вымогательстве. Все дело и все документы забрала военная прокуратура. Теперь жду ответа от генеральной прокуратуры, которая обещала разобраться. Почти полтора года я уже бьюсь, но все без толку,- говорит Абдырахым Кенжебаев.

БЫВШИЙ ЧЕКИСТ ГОВОРИТ О ФАЛЬСИФИКАЦИИ

Спустя некоторое время в истории четырех «темиртауских террористов» появился сочувствующий им бывший офицер КНБ Данияр Жунусов, тоже мусульманин, который рассказал местным журналистам, что это дело было сфабриковано. Бывший сотрудник КНБ города Шахтинск Данияр Жунусов сделал еще одно заявление. На этот раз оно было адресовано генеральному прокурору Казахстана, копия заявления попала в руки местных журналистов.

В своем очередном заявлении он просит «истребовать материалы уголовного дела и Отдельные сведения я не имею права разглашать, так как являюсь секретносителем согласно Закону РК.
проверить законность принятых судебных решений в Отдельные сведения я не имею права разглашать, так как являюсь секретносителем согласно Закону РК.
порядке надзора», а также допросить его в качестве свидетеля по этому делу.

«Несмотря на выступления в СМИ в отношении меня не проверялись факты возможной клеветы (если кто-то считает, что я лгал) и не провели доследственную проверку по фактам и обстоятельствам, указанным в заявлении. При этом отдельные сведения я не имею права разглашать, так как являюсь секретносителем согласно Закону РК „О государственных секретах РК"», – пишет Данияр Жунусов.

Также бывший сотрудник КНБ написал объяснительное письмо адвокату Центральной юридической консультации Астаны Кульбадан Шакировой. Он говорит, что в ходе мероприятий доказать факты пропаганды терроризма и экстремизма не представилось возможным и что были нарушены процессуальные нормы сотрудниками департаментов КНБ городов Шахтинска, Караганды и Темиртау. Далее он раскрывает предполагаемую схему фальсификации этого громкого уголовного дела.

Данияр Жунусов до увольнения из органов работал в должности старшего оперуполномоченного. В последнее время в его функциональные обязанности входила работа в тюрьмах с заключенными, которые осуждены за религиозный экстремизм и терроризм. Непосредственно – в тюрьме АК-159/5, где отбывают наказание Фарид Исмагамбетов и Еркинбек Кенжебаев.

Как утверждает Жунусов в интервью темиртауским журналистам, руководство уже знало о том, что он верующий, со временем относилось к нему с недоверием, поэтому пришлось уволиться из органов КНБ.

«ЖАЛОБЫ ПРОВЕРЕНЫ – ОСНОВАНИЙ НЕТ»

По словам родственников осужденных, куда они только ни писали письма и жалобы во время следствия и судов, но пока всё безрезультатно. Если раньше жалобы почти всегда игнорировали, то теперь, после публикаций в прессе и заявления бывшего чекиста Жунусова, ответы приходят, но не обнадеживающие, сетуют родственники. К примеру, жалобы были написаны председателю КНБ и генеральному прокурору о неправомерных действиях сотрудников департамента КНБ.

Также родственники осужденных настаивали на том, чтобы было возбуждено уголовное дело в отношении бывшего сотрудника КНБ Данияра Жунусова, ряда действующих сотрудников департамента КНБ по Карагандинской области, а также сотрудников учреждения АК-159/5 в поселке Караган. К данному заявлению, говорят родственники осужденных, был приложен диск с интервью бывшего сотрудника департамента КНБ Жунусова о якобы фальсификации материалов уголовного дела, а также копия его заявления в Карагандинский областной суд по данному поводу.

Ответ пришел из того же департамента КНБ, на который осужденные и их родственники жаловались изначально. В ответе называются имена лиц, на которых жаловались родственники осужденных по статьям о террористической активности.

Инспектор группы собственной безопасности департамента КНБ капитан А. Айтжанов пишет в ответе: «По результатам проведенной доследственной проверки факты фальсификации уголовного дела, превышения власти или должностных полномочий со стороны сотрудников ДКНБ по Карагандинской области, а также оказания какого-либо давления на осужденных Кенжебаева, Исмагамбетова, Авдкерим, Ахметова не нашли своего подтверждения. В этой связи было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела».

Ситуация с предполагаемой экстремистской активностью в Казахстане в этом году дошла до апогея. Первый взрыв бомбы смертника прозвучал в мае в Актобе, продолжившись в столкновениях летом в Актюбинской области, атакой смертника в Атырау в конце октября. Скептики говорят, что эти атаки были инициированы некоторыми представителями властей. Но есть и мнения, что не обошлось без вмешательства из-за пределов Казахстана.

http://rus.azattyq.org/content/kazakhstan_security_terrorism_advocacy_prisoner_temirtau_falsification/24381439.html
Категория: Казахстанские военные новости | Просмотров: 1705 | Добавил: Marat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Календарь