Главная » 2011 » Октябрь » 3 » Д.Толебай-улы: Почитатель Хафиза. Ахмад Шах Масуд и его джихад
23:59
Д.Толебай-улы: Почитатель Хафиза. Ахмад Шах Масуд и его джихад
"До тех пор, как этот человек жив, победа невозможна" Усама Бен Ладен о Масуде.

ПОЧИТАТЕЛЬ ХАФИЗА

9 сентября 2011 года исполнялся ровно 10 лет с момента покушения на афганского политического деятеля, полевого командира Ахмад Шаха Масуда. В канун даты его трагической смерти многие задали себе вопрос, каким мы его запомнили, и что мы знаем про него? Появились много статей и интервью. А совсем недавно "Фергана нью" донес и такую информацию: "То, что произошло в Кабуле вчера, живо напомнило события десятилетней давности, когда было совершено покушение на Ахмад-Шаха Масуда. Террористы, прибывшие к Масуду под видом репортеров, привели в действие взрывное устройство, заложенное в телекамеру. А вечером 20 сентября 2011 года террорист-смертник оборвал жизнь известного политика и богослова Бурханутдина Раббани при помощи бомбы, спрятанной в тюрбане." Раббани как и Масуд, тоже был таджиком. Его имя числятся в рядах основателей знаменитой "пешаварской семерки", куда помимо Масуда относится Хекметиар и Сайяф. В то время, когда интервалом десять лет, от рук террористов погибает Масуд и Раббани нашлись и те, которые причисляет их самих в террористы.

Высокое понятие исламской религии "моджахед" – "борец за веру" – усилиями некоторых предвзятых СМИ стало нести в себе отрицательный оттенок, накрепко увязанный со штампами "исламский терроризм", "исламский радикализм" и т.д.

Однако сами мусульмане должны уметь различать и объяснять другим, что понятия "моджахед", "джихад" и "шахид" вовсе не имеют отношения к подрывам мирных людей и другим терактам. Арабы считают некорректным всех подряд называть моджахедами и используют для террористов иные обозначения. Поэтому и нам нелишне будет показать, какими бывают настоящие моджахеды, не те, которые сами себя так называют, а истинные борцы за веру, родину, свободу, независимость.

Как нам кажется, наиболее подходящим для описания подлинного моджахеда подошел бы легендарный афганский генерал Ахмад Шах Масуд. Без малого четверть века этот человек не выпускал из рук оружия, защищая свою родину от врагов. Его мечтой были не война, а мир и процветание Афганистана. Ради этого он и воевал

Ахмад Шах, сын Дост Мухаммада, родился 1 сентября 1953 года в кишлаке Джангалак (волость Базарак, уезд Панджшер) в семье крупного собственника, кадрового военного (его отец в звании полковника ушел в отставку в 1976 году). По национальности таджик, мусульманин-суннит. Детство Ахмад Шаха прошло в Герате, куда перевели по службе его отца. Затем он переехал в Кабул, там окончил столичный лицей "Истикляль". Отличался способностями в учебе и спорте.

С раннего возраста Ахмад Шах Масуд мечтал стать инженером строителем, но судьба распорядилась иначе, политические реформы, происходившие в Афганистане в конце 60-х годов, сильно повлияли на него. На старших курсах Масуд стал увлекаться политикой. После переворота совершенного Даудом, Ахмад Шах примкнул к оппозиции, считая, что новая власть прокоммунистическая. Режим, созданный Мухаммедом Даудом, носил ярко выраженный авторитарный характер - сразу же после переворота были распущены парламент и Верховный суд, запрещена деятельность политических партий. В первую очередь репрессии были направлены против религиозной молодежи, коммунисты заняли ведущие позиции в органах управления.

Во время учебы Масуд вступил в организацию исламской молодежи, где познакомился с другим политическим деятелем (президентом Афганистана 1992-2001) Бурханнудином Раббани.

В 1974 году в стране начали массовые протесты против новых властей, и Масуд принял в нем активное участие, но после кровавой расправы над оппозицией устроенной режимом М.Дауда Масуд был вынужден иммигрировать в Пакистан. С 1974 по 1978 год, находясь в Пакистане, Масуд продолжал борьбу против режима Дауда.

В 1978 году, после Апрельской революции, он приступил к созданию там вооруженных отрядов и возглавил борьбу против режима НДПА.

Сначала, когда Ахмад Шах отправлялся из Пакистана в панджшерскую долину, по его собственному свидетельству, под его командованием находились всего двадцать моджахедов. Примерно половина из них не имели никакого оружия. С этого момента о Масуде заговорили как о настоящем лидере. Благодаря своей харизме он сумел объеденить разрозненные силы оппозиции в Пандшерском ущелье. Его популярность среди жителей Панджшера в значительной степени объяснялась тем, что он отказался от методов, широко применявшихся другими лидерами моджахедов: старался не проводить мобилизацию в свои вооруженные отряды кормильцев семей, налаживал снабжение жителей продовольствием, предметами первой необходимости. и т. д.

Свой авторитет Масуд отчасти укреплял путем оказания материальной помощи семьям погибших мятежников, был очень вежлив и ко всем относился ровно.

В 1979 году в Афганистан вторгся "ограниченный контингент" СССР, что послужило началом антисоветского сопротивления. Сражаясь против советских войск, Масуд в качестве своей базы выбрал Панджшер. Во время антисоветского сопротивления Масуд получил всемирную известность, его узнали как отважного полководца. Масудом за период борьбы была основана "Теория партизанской войны". Тактика и стратегия боевых действий Ахмада Шаха Масуда являлись очень эффективным сочетанием традиционных афганских методов вооруженной борьбы и методов партизанской борьбы.

Вот что он нем писали сотрудники ГРУ: "Обладает хорошими организаторскими способностями, незаурядным аналитическим умом, высокими личными и деловыми качествами. Волевой, энергичный, смелый и решительный главарь. Непреклонен в достижении поставленных целей, обязателен, держит данное им слово…. Религиозен, строго соблюдает мусульманский образ жизни. В быту скромен и неприхотлив. Вынослив. Одевается скромно, как правило, носит форму полувоенного покроя и нуристанку (головной убор из шерсти типа берета)". (Из досье ГРУ ГШ ВС СССР на Ахмад Шаха, 1980 год).

Даже после ввода Советских оккупационных войск Масуд не стремился конфликтовать с ними, его малочисленные отряды занимались в основном строительством оборонительных сооружений. Пытаясь избавится от Масуда, новый лидер страны Б. Кармаль обратился за помощью к советскому руководству. Войсковая операция началась в конце марта 1980 года, при поддержке авиации советские войска вошли в Панджшерское ущелье, несмотря на то, что ополченцы Масуда не оказывали серьезного сопротивления, Советские войска широко использовали авиацию, и системы залпового огня "Град" что привело огромным потерям среди мирного населения.

Весной 1980 года между Советскими войсками и Масудом было достигнуто соглашение о временном прекращении огня. Советские войска обязались не обстреливать территорию Паджшерского ущелья, взамен Масуд гарантировал безопасность советским военным эшелонам проходящим по маршруту "Термез-Кабул". Масуд сдержал слово.

Временную передышку Масуд использовал для укрепления обороноспособности Панджшерского ущелья.

В марте 1982 года Бабрак Кармаль вновь обратился с настоятельной просьбой в Москву, требуя разгромить отряды Ахмад Шаха Масуда силами советских войск. Хотя многие в штабе Советских войск понимали, что это ошибочное решение, в Москве решили иначе, и в мае 1982 года нарушив договоренности, советские войска начали операцию против Масуда в Панджшерском ущелье. Эта была единственная успешная операция советских войск против Масуда, но вскоре были достигнуты соглашения, и Масуд стал известен тем, что он был единственным из командиров моджахедов пошел в 1982 году на перемирие с советскими войсками.

В Кабуле над ним устроили суд и его заочно приговорили к смертной казни. Правительство ДРА и советская военная разведка несколько раз пытались его ликвидировать, к нему подсылали наемных убийц, настраивали против него его родственников, однажды им удалось даже его ранить, но Масуд выжил.

В результате анализа захваченных в ходе операций документов и литературы можно ГРУ ВС СССР сделали вывод, что Ахмад Шах серьезно и всесторонне изучил опыт ведения партизанской войны в Китае, в странах Ближнего Востока и Латинской Америки, а также опыт действий советских партизан в годы Великой Отечественной войны. В последнее время проявляет живой интерес к жизни советского народа, народов советских среднеазиатских республик. Интересуется архитектурными памятниками Самарканда и Бухары. Надеется когда-нибудь посетить места проживания своих предков в Средней Азии.

Несмотря на свой грозный авторитет Масуд гуманно относился к советским военнопленным, запрещал убивать, и без вины наказывать их, в отличии от других полевых командиров Масуд запрещал издеваться ними. В других регионах Афганистана военнопленных продавали в рабство, избивали, убивали и их мясом кормили собак. "Меня провели мимо этой группы моджахедов, и вдруг я увидел человека среднего роста в светлых одеждах, идущего мне навстречу. Я тоже сделал еще несколько шагов ему навстречу и неожиданно даже для себя протянул ему руку. Человек спокойно и уверенно пожал ее. Это был Ахмад Шах Масуд. Я, конечно, тогда об этом не знал, получилось все как-то интуитивно и подсознательно. Просто мне показалось, что от этого человека исходило какое-то сияние, я не почувствовал в нем врага, а напротив, увидел заинтересованность к себе и желание понять меня" (Из воспоминаний бывшего Советского военнопленного Н. Быстрова).

После прихода к власти М.Наджибуллы и объявления им политики Национального примирения, Масуд одним из первых полевых командиров пошел на встречу новому руководству, в одностороннем порядке прекратил боевые и диверсионные действия против войск СССР и ДРА.

Руководствуясь решениями Лойя Джирги, с целью расширения диалога во имя прекращения братоубийства 27 января 1988 года Наджибулла издал указ о помиловании ранее приговоренных к смертной казни полевых командиров, среди них был и Ахмад Шах Масуд.

До ухода советских войск из Афганистана силы Масуда строго придерживались договоренностей и не вступали в бой с войсками СССР, даже не смотря на то, что последние без причины устроили резню в нескольких селах подконтрольных Масуду.

Масуд как истинный военачальник никогда не нарушал законы войны, не сбивал пассажирские самолеты, не трогал медперсонал, не обстреливал колонны с грузом "200" или "300".

Пытаясь вселить раздор в рядах оппозиции, руководство ДРА и СССР навязали ему ярлык националиста, стремившегося создать непуштунское государство на севере Афганистана, также это прозвище использовали талибы и аль-Кайда, но для того чтобы настроить против него его союзников в лице Таджикистана и Узбекистана.

Но Масуд доказал, что не является сторонником создания Великого Таджикского государства. В одном из своих последних интервью он сказал что, существующие границы между Афганистаном и странами СНГ утвержденная и общепризнанная, и что, у него нет намерений менять текущее положение.

Хотя Масуд и мог пойти на такой шаг в период его могущества в середине 90-х годов, но во время гражданской войны в Таджикистане он соблюдал нейтралитет, а в дальнейшем он стал одним из посредников в межтаджикских переговорах.

После падения режима Наджибуллы Масуд стал Министром обороны ИГА. Но из-за разногласий и другим полевым командиром Г. Хекматьяром не смог установить долгожданный мир.

После выхода на политическую арену радикально-исламистского движения Талибан, которую поддерживали Пакистан и Саудовская Аравия, Масуд стал непримиримым борцом против фундаментализма и религиозного экстремизма.

Масуд был очень образованным и эрудированным человеком, любил поэзию. Любимыми произведениями прозы были рассказы о путешествиях и исторические книги. Увлекала его и поэзия, особенно лирика Мавлана Джалал ад-Дин Мухаммада Балхи (Джалаладдин Руми - великий персидский поэт-суфий, 13 век, прим. перев.), Санаи Газневи (суфийский поэт 12 века, родом из провинции Газни, тогда центра государства Газневидов.), Бедиля (Мирза Абдулкадир Бедиль - персидский поэт и мыслитель 17 века.) и Хафиза (Хафиз Ширази - выдающийся персидский поэт и суфийский мастер, жил и творил в Иране в 14 веке.). О Хафизе он гордо говорил: "Я люблю поэзию Хафиза. Я перечитываю его снова и снова. Он изменяет и вдохновляет меня. Как и музыка, он обращается к самым сокровенным чувствам, поэзия и музыка оказывают воздействие на любого человека". Не расставался с книгой великого исламского ученого – суфия имама аль-Газали.

Масуд при жизни был популярным, часто его навешали иностранные журналисты, дружелюбно относился ко всем.

Исследования, которые касаются Масуда можно разделить на несколько групп.

В первую группу относятся труды, которые охватывают первый период его жизни, т.е. до падения режима Наджибуллы. В основном это труды западных авторов, где Масуд в образе борца за независимость Афганистана от Советского Союза. Одним из таких авторов является американец Роберт Каплан. В своем труде "Солдаты Бога: С исламскими боевиками в Афганистане и Пакистане" его называл Победителем "Холодной Войны". Каплана тоже трудно назвать просто журналистом, несмотря на его долгие годы работы в массмедиа США - хотя бы потому, что до недавнего времени он был советником министра обороны США Роберта Гейтса, а ныне является сотрудником Вашингтонского центра по новой американской безопасности, тесно сотрудничающего с администрацией Барака Обамы в сфере таких вопросов, к которым в Америке не принято слишком близко подпускать журналистов. В своей книге она дает такую характеристику Масуду "Масуд не решался на насильственные действия до тех пор, пока его к этому не вынуждали. Это было его общей стратегией все 14 лет сопротивления. Своей победой над режимом Наджибулы Масуд показал, насколько ошибались планировщики и стратеги американской политики в отношении джихада и распределении своей помощи участвовавшим в нем партиям. Умение и опыт Масуда, а также самоотверженная поддержка его населением, позволяют ему стать настоящим победителем в Холодной войне".

Официальная советская пропаганда называла его "самым опасным" врагом режиму НДПА. После вывода советских войск, и падения самого СССР, многие участники войны написали мемуары, где обязательно рассказывали о Масуде. Советский генерал Ляховский с уважением пишет о нем, хотя многие годы они являлись противниками. Также о нем писали Р.Аушев, Б.Громов и другие.

Второй период жизни Масуда 1992-2001 год. рассмотрен очень хорошо, именно тогда появились труды о Масуде вышеуказанных авторов. Не смотря на то что он воевал против войск СССР, у авторов постсоветского пространства сложилась весьма положительная оценка в адрес Масуда. Прежде всего, это благодаря новой миссии Масуда. На Масуда возлагали надежды, ведь он был единственным дееспособным лидером, который мог противостоять радикальному движению Талибан. Даже в самый опасный период для него осень 1996-1997 гг. (период, когда 90 % территории контролировали Талибы) он единственный из лидеров Северного Альянса оставался на территории Афганистана.

В этот период сложились дружелюбные отношения с лидерами стран СНГ. Часто встречался с президентом Таджикистана, представителями Узбекистана, РФ и Кыргызской республики. Россия, Таджикистан и Кыргызстан предоставляли Масуду вооружение и медикаменты.

Известный российский востоковед Князев А.А. посвятил очень много трудов Масуду. Он был частым гостем у него.

Французское национальное телевидение даже посвятило целую серию документальных фильмов Панджшерскому льву. Его в Афганистане назвали национальным героем. Один из документальных фильмов так и называется.

Он был ревностным мусульманином, придерживающийся мазхаба Ханафи горворил его брат Ахмад Зия Масуд.

Его не любили Талибы и другие радикальные исламисты. Его войска часто воевали против боевиков ИДУ и аль-Кайды. Талибы часто пытались его убить, на территориях контролируемой Масудом запрещалось выращивать опиум, негативно относился и к сигаретам.

У него было очень много врагов, начиная от Талибов до лидеров мелких банд наркоторговцев, негативно к нему относились и Саудиты и Пакистан. Князев: - У Масуда хорошее отношение к России и Ирану – это однозначно. Очень сдержанное – к европейцам, за исключением, пожалуй, Франции, к которой он относился тепло, жестко негативное – к Пакистану и многим арабским странам, это понятно, это были союзники талибов, и сдержанно негативное – к США.

Эпилог

Скрытая камера некоего иностранного журналиста запечатлела кадр - Ахмад Шах Масуд, увидя, как, какой-то мужчина на улице поднял руку на своих беззащитных жен и совершенно чудовищным образом избивает их, мгновенно оказавшись рядом, нанес ему громкую затрещину. Тот сказал:

- Это мои жены! - на что, он ответил:

- Они твои жены, но они также мои сестры и создания Аллаха и посланник Аллаха С.А.С. будет против тебя, если не исправишься!

Дидар Толебай-улы

Востоковед
Источник - ЦентрАзия
Категория: Международные военные новости | Просмотров: 2352 | Добавил: Marat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 74
Гостей: 74
Пользователей: 0
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31