Центральная Азия: Пограничная помощь Запада практически не оказывает эффекта – Отчет
Узбекско-таджикская
граница. Одним из аспектов, отмеченных в докладе "Пограничные проблемы
Центральной Азии и воздействие международной помощи", является
стремление центральноазиатских государств ставить национальные интересы
выше регионального сотрудничества – например, в случае целенаправленных
действий Узбекистана по сокращению трансграничной торговли с соседним
Таджикистаном. (Фото: Upyernoz, архив)
Десять лет оказания
Западом помощи Центральной Азии в деле укрепления ее границ, повышения
их безопасности и расширения торгового потенциала практически не дали
результата по причине засилья коррупции и отсутствия политической воли,
говорится в новом отчете. Вместо этого оказываемая помощь, похоже, лишь
усилила аппетиты местных режимов в их стремлении извлечь выгоду из своей
географической близости к Афганистану.
Программы помощи
осуществляются целым рядом доноров, имеющих немалые навыки координации
подобных работ, говорится в докладе под названием "Пограничные проблемы
Центральной Азии и воздействие международной помощи" ("Central Asia’s
Border Woes and the Impact of International Assistance"), опубликованном
Фондом "Открытое Общество". [От редактора: EurasiaNet.org функционирует
под эгидой Фонда "Открытое Общество"].
В докладе подробно
рассказывается о взаимодействии Организации по безопасности и
сотрудничеству в Европе, ООН, Евросоюза и США, занимающихся обучением
тысяч пограничников, строящих бараки и мосты на далеких пограничных
переходах и устанавливающих современное оборудование для недопущения в
регион наркотрафика и экстремистов. Все это было направлено на развитие
торговли. Однако в докладе говорится также о том, что на пограничных
переходах процветают постоянные мелкие поборы, а построенные при
содействии доноров объекты приходят в негодность без ремонта, которым не
занимаются их получатели. [По эффективности работы] пункты пересечения
границы, которым была оказана помощь, "зачастую трудно отличить от
тех,…которым такой помощи не оказывалось", отмечается в документе.
Другим малоприятным, но прогнозируемым явлением является стремление
центральноазиатских государств ставить национальные интересы выше
регионального сотрудничества – например, в случае целенаправленных
действий Узбекистана по сокращению трансграничной торговли с соседним
Таджикистаном, частично по причине соперничества двух республик за
водные ресурсы.
"Правительства стран Центральной Азии научились
ловко осваивать материальную помощь, не пуская ее на нужны, для которых
предназначали ее доноры", – говорится в отчете. Так, например, в
Кыргызстане и Таджикистане современные "предоставленные пограничникам
рентгеновские досмотровые установки и детекторы на многие миллионы
долларов, [предназначенные для борьбы с контрабандой ядерных
материалов], простаивают без дела".
"В конечном итоге
центральноазиатские республики получили немало в рамках реализации
проектов по укреплению границ, – рассказал EurasiaNet.org автор доклада
Джордж Гаврилис (George Gavrilis). – Они получили модернизированные
пограничные переходы, высокотехнологичное оборудование, здания военных
академий, удаленные заставы и обучение. Но остается неясным,
способствовала ли вся эта помощь улучшению функционирования границ в
регионе".
Вместе с тем Джордж Гаврилис высоко оценил способности
доноров по созданию пограничных постов в сложных удаленных районах,
"даже если соответствующие государства и не выполняют своих обязанностей
по должной эксплуатации данных объектов".
В отчете очерчивается
ситуация, сложившаяся во всех пяти центральноазиатских республиках, но
очевидно, что Таджикистан – с его протяженной, слабозащищенной границей с
Афганистаном и процветающей наркоторговлей – является для Запада
главным предметом озабоченности в данном регионе. У таджикских властей
"мало стимулов патрулировать свои границы" из-за прибыльного транзита
афганских опиатов по территории страны – бизнеса, "оборот которого
оценивается в 2 млрд. долларов в год". Эта торговля "подпитывает
таджикскую экономику в финансовом плане и может потягаться по
экономическим показателя с другими секторами и отраслями", "обеспечивая
доходами и центральные власти, и чиновников на местах", – говорится в
документе. – Погранслужба Таджикистана является немаловажной частью
данного уравнения и, по утверждению целого ряда международных и
таджикских должностных лиц и экспертов, составной частью системы,
обеспечивающей канал поступления и транзита наркотиков по территории
Таджикистана".
Другим ключевым фактором функционирования
центральноазиатской границы является конфликт в Афганистане. Бывшие
советские республики региона являются ключевыми стратегическими
партнерами возглавляемых США военных операций, обеспечивая транзит и
другие виды сотрудничества. Эти режимы "расценивают свое местоположение в
непосредственной близости от Афганистана как большую удачу и
возможность получить дополнительную выгоду и помощь от международных
доноров без необходимости выполнения условий получения помощи", –
подчеркивается в документе. Они обосновывают это, преувеличивая
исходящую из Афганистана угрозу. "Хотя об угрозе распространения
радикального экстремизма под предводительством талибов на Центральную
Азию говорится немало, угроза эта остается пока далекой".
Узбекистан
– "самый агрессивный пограничник региона" – не проявляет интереса к
укреплению пограничной торговли и то и дело нарушает соответствующие
обещания. Но поскольку данное государство сохраняет свое значение для
Северной сети поставок, этого жизненно важного для НАТО маршрута
транспортировки грузов из Афганистана и обратно, Соединенные Штаты и
Евросоюз вряд ли станут оказывать значительный нажим на Ташкент с
требованием реформ. Узбекистан и соседний Туркменистан ведут себя
настолько непреклонно, что авторы отчета, по сути, рекомендуют
прекратить оказание им помощи: "Их участие является показательным,
призванным лишь создать видимость сотрудничества и многостороннего
взаимодействия. В действительности же они не имеют ни малейшего
намерения отступать от своей политики закрытых границ".
Предстоящий
вывод войск из Афганистана несет с собой новую опасность: "В этот
переходный период мы можем столкнуться с огромным риском – риском
форсированного вливания международной и западной помощи в сферу
безопасности Центральной Азии, укрепляющего тем самым рычаги воздействия
местных авторитарных режимов и не требующего от них реальной отдачи", –
говорит Джордж Гаврилис, возглавляющий Центр за международный диалог
Холлингса.
В случае развития событий по самому неблагоприятному
сценарию, по мнению эксперта, "проблема будет заключаться не столько в
трансграничном экстремизме, сколько в закрытии границ": "Узбекистан и
Туркменистан будут и дальше проводить курс на закрытие границ и
свертывания торговли, а другие государства, такие как Казахстан, будут
следовать их примеру", – говорит он.
В случае же развития событий
по "мягкому сценарию", охрана границ на территории Центральной Азии
приобретет более упорядоченный и прогнозируемый характер. Мирным жителям
и предпринимателям по-прежнему придется платить мзду и иметь дело с
непредсказуемыми правилами при переходе границ, но размер взятки будет
уже не столь обременительным, а границы будут перекрываться не так
часто, – подчеркивает Джордж Гаврилис. – Планка здесь очень низка".
Источник - russian.eurasianet.org |