Под Шымкентом разбился Ан-72, принадлежащий Пограничной Службе КНБ
РК. На борту было 27 человек, в том числе и.о. директора ПС Стамбеков
Турганбек Мухаметкалиевич, один из его заместителей, а также командиры
частей регионального командования "Юг". Все погибли. Пожар на месте ЧП
продолжается до сих пор.
Борт летел из Астаны в Шымкент после военного совета Погранвойск. Крушение произошло
в 18.55 в двадцати километрах от аэропорта при заходе на посадку в
условиях крайне плохой видимости. Был очень сильный снегопад. А перед
ним - туман с дождём. Самолёт упал с 800-метровой высоты.
Соболезнования родным и семьям погибших пограничников.
Напомню, Турганбека Стамбекова назначили временно исполняющим обязанности главы Погранслужбы КНБ в июне, сразу после инцидента
на посту "Арканкерген". Буквально пять дней назад он приходил в Сенат
Парламента с докладом о перспективах развития Пограничной Службы страны.
Последнее видео с ним можно посмотреть здесь.
Вот, что об этом офицере пишут на различных ресурсах:
"Г-н
Стамбеков Турганбек был преданным своей Родине, человек - слово. Я
очень уважала и уважаю этого человека. Такие люди рождаются только один
раз".
"Турганбек Стамбеков был отличным человеком, таких не много, вечная память".
"Стамбеков был бы достойным Директором ПС за последнее время, истинный офицер, грамотный и умный. Жалко, что лучшие уходят".
"На
границе говорят: в молодости никто всерьёз не воспринимал маленького
щуплого Стамбекова. Так же, как и мы, многие курсанты, не знающие его,
когда он к нам пришел в Военный Институт КНБ РК замом. Но при выпуске и
сейчас я горд, что получил погоны от него. И его карьера, и путь - мечта
для многих парней. Прошёл путь границы от солдата до начальника
главного штаба".
А вот что говорит о погибшем пограничнике хорошо знавший его журналист Григорий Беденко:
"Работа
бок о бок с этим человеком всегда доставляла мне огромное удовольствие.
В последние годы Турганбек Стамбеков, даже став полковником и занимая
большие посты в государстве, всегда на праздники находил время позвонить
или прислать sms. На его долю выпали большие испытания. Это был очень
хороший, честный человек, преданный своему делу и своей родной стране".
Несколько
слов о самолёте. Армейское прозвище - "Чебурашка". Производился в
1982-1993 годах. Всего с "конвейера" сошёл 121 подобный борт. Известно о
девяти лётных происшествиях с Ан-72, включая сегодняшнее. При этом из
них - лишь два случая катастрофы с полным разрушением самолёта.
Остальное - жёсткие и аварийные посадки, совершённые по разным причинам.
Этот самолет специально проектировали для работы в экстремальных
условиях.
Первые свидетельства очевидцев катастрофы можно послушать здесь. Вот страшная цитата:
"Я
домой только хотел зайти, руки мою, и самолет очень низко пролетел.
Пролетает надо мной, над нашим аулом, и через 4 секунды взрыв такой. Ну,
как бомба взорвалась. Я сейчас был там, минут 15 назад. Там одного
жамбылского, правда, нашли, там фуражки валяются везде, останки людей.
Прямо мясо. Там ещё полыхает огонь. Фуражки валяются, военные фуражки
разбросаны".
По факту авиакатастрофы военный прокурор Шымкентского гарнизона возбудил уголовное дело по части 2 статьи 392 Уголовного Кодекса Республики Казахстан "Нарушение правил полетов или подготовки к ним".
Полный список погибших лежит здесь.
Перечисляю:
1. Командир экипажа - майор Нурахметов Марат Турсунович
2. Штурман - майор Голубев Олег Александрович
3. Старший бортмеханик - капитан Усенов Марат Еркенович
4. Помощник командира - старший лейтенант Лукпанов Аслан
5. Старший бортмеханик - прапорщик Вологжанин Александр Петрович
6. Старший бортмеханик - сержант Мысаев Ренат Канапиянович
7. Бортпроводник - сержант Доланбаева Гульнур Жунисовна
8. Директор ПС КНБ РК полковник Стамбеков Турганбек Мухаметкалиевич
9. Исполняющий обязанности начальника Главного управления ПС полковник Нурлашев Ергали Нургазинович
10. Исполняющий обязанности начальника Регионального управления «Оңтүстік» полковник Доценко Павел Михайлович
11. Заместитель начальника РУ «Оңтүстік» полковник Базарбаев Кайрат Кулькешевич
12. Начальник отдела ПС полковник Кабдылгазезов Канатбек Токтарбекович
13. Начальник управления ПС полковник Махаев Ерлан Мейрамбекович
14. Старший консультант ПС подполковник Дмитриев Александр Игорьевич
15. Начальник штаба отдела пограничного контроля «Ленгер» подполковник Кущь Валерий Николаевич
16. Командир отдельного инженерно-саперного батальона подполковник Кожахметов Бауржан Заркумович
17. Начальник отдела пограничного контроля «Мерке» майор Ибраев Алмаз Шаймухамбетович
18. Комендант комендатуры охраны и обеспечения ПС подполковник Досыбеков Саулебай Сатыбалдиевич
Начальники пограничных отрядов РУ «Оңтүстік»:
19. подполковник Рахман Вячеслав Александрович
20. подполковник Рахман Александр Александрович
21. подполковник Мухамадиев Кайрат Ахметкалиевич
22. подполковник Шуканов Аманбек Пердешбекович
23. подполковник Айтманбетов Асуан Бакбергенович
Военнослужащие РУ «Оңтүстік»:
24. старший лейтенант Филипко Анатолий Олегович
25. старший сержант Конакбай Максат Жумабайулы
26. младший сержант Вязиков Павел Константинович
27. Стамбекова Сауле Айтмуханбековна
Военно-транспортный
самолет АН-72, который разбился под Шымкентом, был выпущен в декабре
1990 года. В 2012 году прошел процедуру восстановления ресурса на
авиаремонтном заводе «КБ Антонов» на Украине. Регистрационный номер UP
72859. Вот он:
Есть
такой самолёт и на вооружении Сил Воздушной Обороны Республики
Казахстан. Не так давно после модернизации на авиаремонтном заводе в
Таганроге в республику прибыл грузовой Ан-72. Вот он:
Машина
эта, отмечу, славится тем, что способна летать в крайне сложных
метеорологических условиях и садиться на очень короткие
взлётно-посадочные полосы. Даже на грунт может приземляться. И на лёд.
Кроме того, при посадке у Ан-72 очень низкая скорость - это создаёт
лётчику дополнительный комфорт.
PS: Знаете, я очень рад, что
недавно в Казахстане прикрыли СМИ, которые очень любили танцевать на
костях. В частности, приснопамятный гульжанорк. Впрочем, они всё равно
найдут способ. И вальс станцевать, и ча-ча-ча на гробах отстучать, и
хороводы поводить вокруг трупов.
На мой взгляд, есть несколько вещей, за упоминание которых в дискуссиях об этой катастрофе, следует сурово банить. Это:
а)
любая конспирология, начиная от "он слишком много знал" до...ну я даже
не знаю, как может разыграться фантазия демократических журналистов и
широкой интернет-общественности. А она может. б)
огульное охаивание техники, произведённой в странах СНГ. Тут вообще не о
чем говорить. По-моему, это понятно: у нас, в основном,
российская/украинская техника, поэтому падает, соответственно, она же.
Там, где преобладают американские/европейские машины, катастрофы,
естественно, случаются
с ними. Статистика сопоставима, а в ряде случаев - не в пользу
забугорных аппаратов. Угробить на дороге, в конце концов, можно и
новенький "Лексус" - при определённом стечении обстоятельств. в)
Попытки назвать летчиков и техников непрофессионалами. Уважаемые, если
Айртон Сенна погиб в аварии - это не значит, что он - дилетант-любитель,
а его помощники - СТОшники-самоучки.
От себя же ещё раз хочу выразить самые глубокие соболезнования родным и близким погибших защитников Родины.
Видео с места катастрофы можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Соболезнование родным и близким погибших уже выразил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев:
"С
прискорбием воспринял весть о гибели военнослужащих Пограничной службы
Комитета национальной безопасности Республики Казахстан в результате
крушения военно-транспортного самолета возле города Шымкент. От имени
народа Казахстана и от себя лично выражаю глубокие соболезнования родным
и близким погибших. Мною даны поручения соответствующим государственным
органам по изучению причин крушения самолета, а также оказанию
необходимой помощи семьям погибших".
Для опознания жертв,
заявил сегодня председатель КНБ РК Нуртай Абыкаев, может потребоваться
геномная экспертиза. Тем временем, на месте катастрофы уже нашли
бортовой самописец - "чёрный ящик". Сейчас рассматривается три версии случившегося:
- сложные погодные условия - человеческий фактор - техническая неисправность
Доподлинно известно, что самолёт разбился от столкновения с землёй. И вот что заявил сегодня Нурсултан Назарбаев на специальном совещании в Акорде:
"По
предварительным данным, можно сказать о том, что злонамеренного
внешнего воздействия не было. Полагаю, что имело место стечение
трагических обстоятельств. Возле Шымкента в то время были очень сложные
метеоусловия, несмотря на это, экипаж пошел на посадку. В 40 километрах
от города самолет исчез с радаров. Летчик был опытный, самолет в
исправном состоянии, после планового ремонта. Вместе с тем, все
обстоятельства происшествия окончательно будут известны, когда мы
проведем полное расследование причин крушения. Люди погибли при
исполнении служебных обязанностей. Это большая трагедия. Это тяжелое
испытание для всех нас. Это скорбный час для всего народа. Поэтому я
объявил 27 декабря днем общенационального траура. Обо всем остальном
будет сообщено после проведения тщательного анализа произошедшего. К
сожалению, в мире случаются подобные происшествия. Но это ни в коем
случае не должно нас успокаивать. Мы должны принимать все необходимые
меры для того, чтобы таких случаев в нашей стране не было. Поручаю
правительству, соответствующим ведомствам оказать всю требуемую помощь
семьям погибших".
27 декабря в Казахстане официально объявили днём общенационального траура. Соболезнования народу Казахстана уже выразили Президент России Владимир Путин, Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев и Президент Беларуси Александр Лукашенко.
Ну
и что касается истерики, грязи и невыносимой мерзости, которой сейчас
наполнился Интернет. Что ж. Мне хочется верить, что такие люди были
всегда. Просто с появлением новейших информационных технологий, эти
существа получили возможность изливать свой сок мозга на всеобщее
обозрение. Мне их искренне жаль. С таким содержанием головы, очевидно,
очень тяжело жить. http://geopolitika.kz/vazhnie-sobitiya/pogranichniy-rok-aviakatastrofa-pod-shimkentom
|