Главная » 2012 » Май » 11 » Китай считает ШОС "живым организмом"
10:45
Китай считает ШОС "живым организмом"



Несмотря на видимые достижения, организация еще далека от совершенства

11 мая министр Сергей Лавров примет участие в заседании Совета министров иностранных дел государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

- Нынешняя встреча - это последний рубеж перед саммитом глав государств ШОС, который пройдет в китайской столице 6–7 июня. На ней будут окончательно согласованы позиции, доработаны проекты документов, которые будут переданы на рассмотрения первым лицам, - рассказал "Известиям" заместитель Генерального секретаря этой организации Михаил Конаровский.

ШОС, по словам дипломата, - очень перспективный проект, обладающий колоссальным потенциалом. Доказательством служат успехи, достигнутые за 10 лет его существования. Сотрудничество развивается по всем направлениям. Это не только экономика, сфера региональной безопасности, но и взаимодействие на уровне министерств и ведомств, за что нужно отдать должное председательствующему до июня этого года в ШОС Китаю.

Так, министр обороны Анатолий Сердюков объявил, что на июньском саммите ШОС будет утверждена Программа сотрудничества по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2013–2015 годы.

- В мире происходят серьезные изменения, и организация вынуждена учитывать их в своей деятельности, - пояснила "Известиям" руководитель Центра изучения ШОС Китайского института международных проблем Чэнь Юйжун.

По ее словам, для эффективного развития как региона в целом, так и каждой отдельной страны необходимо мирное окружение. Поэтому важно координировать усилия по противодействию терроризму, наркотрафику и другим угрозам стабильности. Помимо этого, подчеркнула эксперт, нельзя забывать о долгоиграющих факторах, таких, например, как Афганистан.

Однако несмотря на общую радужную картину, ШОС, по оценкам китайских экспертов, пока еще далека от совершенства. Внутри организации существуют некоторые аспекты, нуждающиеся в доработке.

- Странам есть еще над чем потрудиться в плане углубления экономического взаимодействия, - заявила "Известиям" сотрудница Центра исследований проблем развития Госсовета КНР Тянь Чуньшэн.

По ее оценкам, по-прежнему сохраняются значительные резервы для увеличения интенсивности сотрудничества, что пошло бы на пользу всем странам и региону в целом.

Несмотря на это, в китайском руководстве преобладает мнение, что ШОС как механизм регионального взаимодействия необходим и эффективен. А периодически возникающие расхождения сторон по отдельным техническим вопросам - это рабочие моменты, свидетельство того, что организация не формальное объединение, а живой организм.

На нынешней пекинской встрече, по информации источников "Известий", помимо отдельных вопросов кооперации в рамках ШОС будут обсуждаться также актуальные международные проблемы - ситуации вокруг Сирии, Северной Кореи, Ирана.

Шанхайская организация сотрудничества - это региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Статус наблюдателей имеют Индия, Иран, Монголия, Пакистан. Партнеров по диалогу - Белоруссия, Шри-Ланка. За исключением Узбекистана, все основатели являлись членами "шанхайской пятерки", созданной в результате подписания в 1996–1997 годах между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы.

9 мая 2012, | Иван Антонов, Пекин, Игорь Являнский

Источник - Известия
Категория: Международные военные новости | Просмотров: 1331 | Добавил: Marat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1 Marat  
0
С.Лузянин: Чего ждать от пекинского саммита ШОС?
10:37 08.05.2012

Афганская тема станет ключевой при обсуждении вопросов безопасности в кулуарах пекинского саммита
Профессор-востоковед Сергей Лузянин - о том, какие шансы у Индии, Пакистана и Ирана стать постоянными членами ШОС

11 мая в Пекине состоится заседание Совета министров иностранных дел государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). О подводных камнях этой встречи "Известиям" рассказал руководитель Центра Северо-Восточной Азии и ШОС Института Дальнего Востока РАН Сергей Лузянин.

- Какие темы встречи будут самыми острыми?

- На этой встрече будут прорабатываться в открытом и закрытом режимах сложные, болевые вопросы повестки. Ведь к саммиту глав государств ШОС, который пройдет в Пекине 6–7 июня, все углы должны быть сглажены. Напомню, что членами ШОС являются Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан, наблюдателями - Индия, Иран, Монголия и Пакистан, партнеры по диалогу - Белоруссия и Шри-Ланка.

Что касается геополитики, то у участников практически нет разночтений - ни в Совбезе ООН, ни в других форматах. Есть некоторые нюансы по Северной Корее, поскольку Россия настроена на выборочные санкции.

Разница в подходах наблюдается в блоке, касающемся собственно деятельность ШОС. Китай с учетом его растущих экономических возможностей и интереса к центральноазиатскому региону стратегически хотел бы больше ориентировать организацию на создание свободной торгово-экономической зоны, форсирование интеграционных экономических процессов. Мы с этим согласны, но говорим о том, что интенсификация этих проектов может отрицательно сказаться на национальных экономиках слабых стран ШОС, таких как Таджикистан и Киргизия.

- То есть экономический блок будет доминировать?

- Будут обсуждаться несколько технологически разных вариантов создания так называемого Фонда (или Банка) развития ШОС.

- Это по типу того, что уже сделано в рамках БРИКС?

- По этой схеме. Российская позиция состоит в том, что необходимо создать специальный счет, с которого будут финансироваться проектные работы. А реализовывать их будет межбанковское объединение ШОС, которое уже существует. Китайцы же, наоборот, настаивают на создании фонда с долевым участием каждого члена организации пропорционально его финансовым возможностям. Понятно, что Китай в нем будет доминировать. Эти различные подходы должны быть согласованы.

2 Marat  
0
- Существует еще важная тема расширения организации…

- Да, за счет новых постоянных членов и наблюдателей. Уже ясно, что на совещании министров будет уточнена эта процедура. Но интрига сохранится. Россия заинтересована, чтобы расширить в ближайшем будущем состав ШОС за счет Индии, у которой сейчас статус наблюдателя. А Китай отстаивает интересы своего союзника Пакистана, у которого тоже статус наблюдателя. Компромиссное решение - это принятие Индии и Пакистана одновременно. Либо - но это будет большой уступкой со стороны Поднебесной - сначала Индии, а потом уже Пакистана с каким-то временным лагом.

Второй важный аспект расширения - это некое сближение с Афганистаном. После вывода международных сил в 2014 году существуют различные сценарии развития - все они не выгодны ни Москве, ни Пекину, ни странам Центральной Азии. Поэтому и ШОС, и ОДКБ, и НАТО должны находить какие-то варианты и контрмеры против обострения ситуации в регионе, увеличения наркотрафика. Афганистан очень хочет вступить в ШОС в качестве наблюдателя или партнера по диалогу. В перспективе такой вариант не исключен. В принципе уже существует контактная группа Афганистан–ШОС, но она пока не очень активно работает. Я, правда, не думаю, что афганская проблема будет решена уже на этом саммите, но в кулуарах и в неофициальном формате она будет широко дискутироваться. Мне даже кажется, что она станет ключевой при обсуждении вопросов региональной безопасности.

- Китай, как известно, отправил приглашение на саммит лидеру Туркмении. С чем это связано?

- Действительно, Китай в качестве хозяин саммита имеет право на приглашение гостя. Туркмения не рвется в ШОС, но не против усиления энергетического сотрудничества с китайцами. Двустороннее связи развивается активно, но поскольку этот проект затрагивает также интересы Казахстана и Узбекистана, приглашение Ашхабада связано как с энергетической повесткой, так и с вопросами региональной безопасности. Туркмения граничит с Афганистаном и вносит свой вклад в борьбу с наркотрафиком.

- Иран стремится стать постоянным членом ШОС, но пока безуспешно. Почему?

- У Тегерана самое сильное желание из всех четырех стран, имеющих статус наблюдателя, вступить в ШОС в качестве постоянного члена. Он первым подал заявку, активно ее лоббирует. Понятно, что это обусловлено его антиамериканскими геополитическими интересами. Иран хочет использовать все возможности, чтобы выжить в приближающейся схватке. Ему нужны коридоры, энергетические рынки. Политически присоединение к основной шестерке ШОС, в которую входят два ядерных государства, являющихся постоянными членами Совбеза ООН, дало бы мощное прикрытие. Но есть одно обстоятельство, которое сводит к нулю все аргументы Тегерана: он находится под санкциями Совбеза ООН. Поэтому принять его по международному праву в постоянные члены ШОС не представляется возможным. Нужно менять устав, все базовые документы.

4 мая 2012, Игорь Являнский

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 70
Гостей: 70
Пользователей: 0
Календарь