Недальновидная политика наших южных соседей грозит региону катастрофой
Разногласия
между союзниками по ОДКБ продолжаются. Министерство обороны
Таджикистана выступило с заявлением, в котором прокомментировало
недавнее высказывание главнокомандующего Сухопутными войсками России
Владимира Чиркина о возможных локальных конфликтах на территории стран
Центральной Азии. Назвав его "политически некорректным", в военном
ведомстве подчеркнули, что такие прогнозы вряд ли будут способствовать
налаживанию конструктивных и добрососедских отношений между
государствами региона.
Напомним, 26 июня на заседании комитета
Совета Федерации по обороне и безопасности главком сухопутных войск РФ
Владимир Чиркин заявил, что "в связи с прогнозируемым обострением
межгосударственных противоречий в сфере энергетики, водо- и
землепользования в странах Центральной Азии могут возникнуть локальные
вооруженные конфликты с участием Узбекистана, Таджикистана и Киргизии".
Он также сказал, что подписание соглашения о продлении пребывания 201-й
российской военной базы в Таджикистане сроком на 49 лет находится на
грани срыва. Это то самое соглашение, о достижении которого властями
двух стран было помпезно заявлено в сентябре 2011-го года.
Хотя
его официальное закрепление еще только предполагалось (речь шла о первом
квартале 2012 года), Россия уже тогда подписала акт о передаче от
Минобороны РФ Таджикистану более тысячи единиц вооружения, военной и
специальной техники, стоимость которой эксперты оценивали в сумму около 1
млрд. долларов. Но теперь ходят слухи, что Таджикистан запрашивает с
России плату за аренду базы в размере 300 миллионов долларов в год.
Сейчас наша страна не платит за нее ничего – считается, что ее наличие
одинаково выгодно для обеих стран. На претензии Чиркина Минобороны
Таджикистана ответило, что "работа по уточнению позиций сторон
продолжается и, при проявлении доброй воли и взаимопонимания, завершится
в установленные сроки".
Стоит заметить, что эти критические
выпады со стороны обеих стран проходят на фоне недавнего решения
Узбекистана о приостановке своего членства в ОДКБ, что в сумме
совершенно ясно дает всем понять, что среди союзников по "восточному
НАТО" согласия нет.
Мы попросили прокомментировать эту
противоречивую ситуацию заведующего отделом Средней Азии и Казахстана
Института стран СНГ Андрея Грозина:
– Я считаю, что в словах
командующего действительно есть очень большая доля реальной оценки
ситуации. Дело в том, что возможность локальных конфликтов между
государствами региона существует как минимум несколько последних лет.
Особенно сложные отношения между Таджикистаном и Узбекистаном.
Периодически то одна, то другая страна выводит на границу с соседями
тяжелую технику, - в последний раз подобная "игра мускулами" наблюдалась
полтора месяца назад. Поэтому очевидно, что это постоянно существующее
взаимное недоверие при неблагоприятном стечении обстоятельств может
перерасти в локальный конфликт. Наш главком лишь констатировал давно
свершившийся факт. Пока государствам удается балансировать на тонкой
грани – с одной стороны, идет перманентное размахивание саблями перед
соседями, с другой - режимы понимают, что и их армии, и сами они
достаточно хрупки. Военное столкновение с совершенно неясными
перспективами может опрокинуть эти режимы за несколько минут. Поэтому
пока все ограничивается взаимной жесткой риторикой.
"СП": - Чем объясняются сложности в подписании соглашения по 201-й военной базе?
–
Эта стандартная позиция всех центральноазиатских республик –
многовекторная политика по балансированию между ведущими мировыми
центрами силы и извлечение максимальных выгод из этого балансирования:
тактических политических, тактических экономических и т.д. Существование
современных центральноазиатских стран основывается на этом
балансировании между Россией, США и Китаем. Кто-то, как Казахстан,
делает это более аккуратно, а кто-то, как узбеки, делает это, шарахаясь
из стороны в сторону, в зависимости от политической конъюнктуры.
Таджикистан делает то же самое: теперь он хочет свою якобы пророссийскую
ориентацию продать за живые деньги, поэтому с базой сложилась такая
ситуация.
"СП": - Ему вообще выгодно наличие на своей территории нашей военной базы?
–
Безусловно, да. Я бы не стал здесь ставить знак равенства между
азербайджанской позицией по Габалинской РЛС и 201-й базе в Таджикистане.
И жители этой страны, и политический режим, который там сейчас
сложился, заинтересованы в том, чтобы эта база там была. Потому что если
после 2014-го года события в Афганистане начнут развиваться по худшему
сценарию, и талибы пойдут на север, понятно, что Запад не будет защищать
эти политические режимы при всем их нынешнем интересе к странам
региона.
"СП": - Чем вы объясняете решение Узбекистана о приостановке своего членства в ОДКБ?
–
Тем, что американцы просто перекупили Каримова, предложив ему в
качестве нечлена ОДКБ статус ключевого игрока в деле обратного транзита
грузов из Афганистана, который скоро начнется. Освободившись от
обязательств, которые накладывает ОДКБ, Узбекистан теперь может себе
позволить все, что угодно: открыть базы, принять на хранение тяжелую
технику и т.д. Это все может быть представлено самым мягким образом, но
понятно, что там будут американские военные специалисты в погонах. Во
многом это происходит из-за того, что политика Ташкента очень
персонифицирована и сильно зависит от воли одного человека: от его
настроения, самочувствия, с какой ноги он встал и т.д.
"СП": - Вы
сказали, что политика центральноазиатских стран ориентирована на
извлечение тактических выгод, но насколько она дальновидна со
стратегических позиций?
– Конечно, она недальновидна. В следующие
два года будет очень выгодно быть нечленом ОДКБ и зарабатывать деньги
на бегстве американцев из Афганистана. Потом, если вдруг появятся
проблемы с талибами, и они, свалив режим Хамида Карзая, начнут "наводить
порядок" в сопредельных государствах, можно будет опять войти в ОДКБ и
спрятаться за его спиной. Тем более, что такие прецеденты уже были. Это
ситуативность ориентации в решении проблем по типу Мальчиша-Кибальчиша:
"день простоять, да ночь продержаться". В это вся суть политических
режимов всех стран Центральной Азии, кроме, пожалуй, Казахстана – там
стараются просчитывать свою политику на десятилетия.
Но кроме
политической составляющей есть еще и экономическая. Какие-то государства
более, какие-то менее успешны в своем постсоветском развитии, но все
они, так или иначе, приняли сырьевую модель развития экономики. Они все
испытывают на себе серьезные последствия колебаний цен на сырье, и
экономический кризис бьет по всем примерно одинаково. В конечном итоге
это выливается в недовольство социумов в центральноазиатских
республиках. Как показал опыт "Арабской весны", усталость от
единоличного правления лидеров каких-то стран, помноженная на
экономические сложности, может привести к массе проблем уже в
политической и военной плоскости. Когда наш главком говорил о
возможности возникновения военных конфликтов между странами региона, он,
конечно, отчасти преследовал определенные цели в переговорном процессе
по базе, но взрывной потенциал региона очень велик.
Схожей точки зрения придерживается и президент Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов:
–
Узбекистан так и не дал внятного ответа о причинах своего выхода из
ОДКБ. Заявление, что его не устраивает политика этой организации в
отношении Афганистана, является достаточно непонятным, потому что это
один из редких случаев, когда интересы Узбекистана как раз совпадают с
интересами России и других стран региона.
"СП": - Уход США из Афганистана в 2014-м году действительно чреват для нас опасностью?
–
Если предположить, что военная операция международной коалиции
закончится до того, как в Кабуле будет создано дееспособное
правительство, которое смогло бы отвечать за стабильность и безопасность
внутри собственной страны и бороться с исламским радикализмом, усиление
радикальных исламистских настроений произойдет во всех республиках
Центральной Азии. Поскольку все эти государства не религиозные, а
светские, то правящие режимы там очень слабы, и большой вопрос, устоят
ли они, когда у талибов будут развязаны руки и они двинутся на север.
Поэтому Россия крайне не заинтересована в поспешном уходе США из
Афганистана, это чревато потерей уже наших солдат, а про страны
Центральной Азии даже говорить не приходится.
"СП": - Между
нашими южными соседями могут возникнуть военные конфликты, как нас об
этом предостерегает Главком сухопутных войск?
– Между
Узбекистаном и Таджикистаном издавна складывались не очень теплые
отношения. Яблоком раздора, как правило, здесь является спор о воде. Так
как Таджикистан – страна горная, то если он понастроит у себя плотин,
вода Узбекистану не достается, что отчасти уже происходит. Именно
пресная вода является тем ресурсом, из-за которого могут начаться
конфликты в этом регионе, поэтому я готов согласиться с командующим
сухопутными войсками. Потенциально это одна из наиболее взрывоопасных
территорий планеты.
"СП": - Почему не удается договориться об
условиях продления аренды нашей базы в Таджикистане? Разве она не
выступает в качестве стабилизирующего фактора?
– До тех пор, пока
подписанного соглашения нет, 201-я база является эффективным средством
получения от Москвы денег. Это единственная цель, потому что Таджикистан
на самом деле совершенно не хочет, чтобы российский военный контингент и
правда ушел с этой территории, находящейся на очень опасном
направлении. Он действительно обеспечивает ей стабильность, и здесь наши
интересы совпадают – надо лишь провести переговоры и добиться
нормальных условий.
3 июля 2012 года | Виктор Савенков Источник - Свободная пресса
|