08:43 На земле, в небесах и на море | ||
Текст:
Андрей САРМИН
В преддверии 20-летия образования Вооружённых сил РК Уральское оборонное предприятие НИИ «Гидроприбор» готовит подарок для тех, кто занимается охраной морских и сухопутных границ республики. В цехах и лабораториях готовятся к рождению два совершенно новых проекта оборонного значения – высокоскоростной катер-перехватчик «Сагым» и беспилотный летательный аппарат. Последний настолько засекречен, что руководство предприятия старается о нём лишний раз не распространяться. Прямо за турникетом на проходной малоприметного пятиэтажного здания всех посетителей встречают два подводных робота – «Омар» и «Медуза». Эти аппараты, оснащённые выпуклыми линзами телекамер и мощными железными клешнями, словно стражи, лишний раз доказывают, что дальше начинается территория «не для всех». – С самого начала мы занимались подводной робототехникой. Сначала это были роботы для поиска и осмотра затонувших объектов, даже там, куда не могли спуститься водолазы. Также мы разрабатывали аппараты, которые могли прийти на помощь экипажам, поддержать жизнедеятельность повреждённой подводной лодки, – рассказывает генеральный директор НИИ «Гидроприбор» Александр Гнеломёдов.
Многие, совершенно секретные операции прошлых десятилетий в разных точках мирового океана происходили при участии специалистов и подводных роботов, рождённых в Уральске. При Советском Союзе геополитическая обстановка была такой, что нужда в продукции «Гидроприбора» была постоянной. Это, кстати, является и одной из причин, почему Уральск в те времена был закрыт для посещения иностранцев. В одном из цехов «Гидроприбора» до сих пор стоит совершенно фантастической формы аппарат, похожий на луноход. Раньше это был сверхсекретный военный образец, сегодня это уже ветеран предприятия, одно из первых его детищ. Но до сих пор он завораживает своими возможностями. Это аппарат «Катран-1», предназначенный для работ на затонувших подлодках и других объектах. Вероятно, старшее поколение помнит трагичную историю сбитого 1 сентября 1983 года на Дальнем Востоке силами советской ПВО южнокорейского «Боинга». Также на памяти история советской подлодки «Комсомолец», погибшей 7 апреля 1989 года у берегов Норвегии. В поисковых операциях тогда были задействованы подводные роботы с «Гидроприбора». – Тридцать лет об этом никто не говорил. В этих операциях участвовали и наши люди, и наша аппаратура. Время тогда было очень напряжённое. В западной прессе писали, что мир стоял на грани третьей мировой войны, – вспоминает Гнеломёдов. Необходимость роботизации военной техники назрела уже давно и никем не оспаривается. Поэтому не стоит лишний раз говорить о преимуществах военных роботов при выполнении многих задач на ратном поприще. На «Гидроприборе» разрабатывали и строили аппараты, задача которых обезвреживать подводные взрывоопасные предметы. – Это очень сложная задача, ведь те, кто разрабатывает мины, прикладывают все усилия, чтобы не допустить этого, – говорит Гнеломёдов. «Катран-1» Сегодня НИИ «Гидроприбор» – это не только научно-исследовательский институт, имеющий обширные связи со многими отечественными и зарубежными научными школами и концернами, это мощное проектно-конструкторское бюро, в его коллективе собраны настоящие фанаты своего дела, многие из которых стояли у истоков создания предприятия. Вся конструкторская мысль воплощается в металл в цехах опытно-экспериментального завода. Чтобы стать настоящим боевым роботом, аппараты
«Гидроприбора» проходят сложный путь от расчётов до изделия. В лабораториях
предприятия имеются уникальные испытательные стенды. К примеру,
аэродинамическая труба, вентилятор которой создаёт мощный равнонаправленный
поток скоростью до 50 метров в секунду. Чтобы В цехах также построен огромный бассейн со стеклянными стенами длиной около 70 метров и глубиной 6 метров. В этом «аквариуме» объёмом 2000 кубов испытатели «Гидроприбора» «запускают кораблики», точнее, производят натурные испытания полномасштабных изделий методом буксировки для определения их управляемости и другие динамические исследования. В других лабораториях аппараты «морят» 300-градусной жарой и холодом до -65°, испытывают вакуумом в специальных климотермобарокамерах, высоким гидростатическим давлением с эквивалентом погружения на 10-километровую глубину. Металл рвут, тянут, крутят и бьют – делают всё, чтобы выяснить предел прочности готовых аппаратов.
– Следующее направление, освоенное нами – подводные роботы, предназначенные обслуживать газопроводы, проложенные по дну морей, и роботы для внутритрубного осмотра, – говорит Гнеломёдов. «Омар» и «Медуза» также являются предметом гордости инженеров «Гидроприбора». – Когда мы их создавали, ни у кого не было даже аналогов этих аппаратов. Мы их разработали впервые в 90-х годах прошлого века. Предназначены они для обслуживания подводных газопроводов, – говорит директор предприятия. И не их вина, что роботы не попали в море – в те времена заказчики изделий не смогли противостоять бурным штормам в экономике, у них не хватило средств на выкуп уникальных аппаратов. Но «Омар» до сих пор не потерял своих качеств и в любой момент может погрузиться в бездну океана. – Задача «Омара» – найти трубу в море, исследовать её
состояние, заилена ли она, есть ли провис. Робот определяет толщину трубы,
определяет электрохимический потенциал защиты трубы, может с помощью Этот аппарат готовился погрузиться на дно Индийского океана Гораздо более смелый проект хранится в другом цехе. Это аппарат, предназначенный для работы на глубине 6 километров. Он был создан для дерзкого для своего времени проекта по разработке подводного месторождения железно-марганцевых конкреций в акватории Индийского океана. Однако проект был приостановлен по требованию международных экологических организаций – добывать руду с такой глубины очень опасно для биосферы. В рамках диверсификации институт начал разрабатывать новое перспективное направление – наземную робототехнику. – Это ползающие роботы, начинённые различной аппаратурой, используются на нелинейных участках труб компрессорных станций для дефектоскопии, – рассказывает руководитель предприятия. Так как АО «НИИ «Гидроприбор» входит в состав НК «Казахстан инжиниринг», основной сферой производства остаётся всё же военное кораблестроение. Через несколько недель будет завершено строительство, и начнутся ходовые испытания суперскоростного катера «Сагым». – Это катер-перехватчик. Экипаж 4 человека. Предназначен для борьбы с браконьерами в мелководной части Каспийского моря. Он совмещает в себе два качества. Во-первых, ему достаточно глубины около одного метра. Во вторых, его скорость, порядка 60 узлов, позволяет догнать любое скоростное судно, даже браконьерские байды. Катер перспективный, строится по инициативе и на средства единого центра внедрения систем управления вооружением НК «Казахстан инжиниринг», и мы рассчитываем, что он будет востребован на рынке Казахстана, – говорит Александр Гнеломёдов. Создавая этот современный катер, инженеры «Гидроприбора» уже смотрят дальше. – Со временем должны появиться катера без экипажа, катера-роботы, это наше будущее, – говорит Гнеломёдов. Конструкторский коллектив НИИ «Гидроприбор», освоив две природные среды: водную и наземную, замахнулся выше, в планах – освоить небо. – В настоящее время беспилотные летательные аппараты в связи с мощным развитием вычислительной техники имеют хорошую перспективу во всех развитых странах мира. Беспилотники, предназначенные для разведки, целеуказания и уничтожения, прочно заняли своё место в строю современных армий. Также эти аппараты можно с успехом применять для нужд МЧС, в охране природных ресурсов, геологоразведке и в других мирных целях, – говорит Александр Гнеломёдов. Работая с металлом, гидроприборовцы стали настоящими романтиками, свою работу они не только любят, но и получают от неё удовольствие. Другие на предприятии не приживаются. Все без преувеличения могут сказать, что вкладывают в свои аппараты если не жизнь, то полжизни. В былые времена инженеры и конструкторы проводили в различных командировках по несколько месяцев в году. География, где побывали уральцы – обширна. По признанию директора предприятия, он видел все моря, омывающие берега вдоль границ бывшего СССР, приходилось бывать и в дальних походах. К примеру, часть работ проводилась в акватории Индийского океана. Поэтому каждое из созданных руками работников предприятия детищ по-своему дорого. – Иногда то, что мы делали, даже не воспринималось нашими заказчиками. Они просто не верили, что такое может быть. Но когда в результате испытаний получалось всё то, что задумано, мы получали наибольшее удовлетворение, – вспоминает он. Название НИИ «Гидроприбор» с развитием предприятия уже не в полной мере отражает его профиль. Единственная среда, которой не коснулась инженерная мысль гидроприборовцев, лежит за пределами планеты Земля. – Космическими роботами мы до сих пор не занимались, никогда. Но хотя, если будут предложения, можно будет обсудить и этот проект. Надо только поставить задачу. | ||
|
Всего комментариев: 0 | |
Международные военные новости [1613] |
Казахстанские военные новости [1986] |
Статьи по выживанию [3] |
Фильмы художественные [23] |
Фильмы документальные [14] |
Музыка [16] |
- 2011 Январь
- 2011 Февраль
- 2011 Март
- 2011 Апрель
- 2011 Май
- 2011 Июнь
- 2011 Июль
- 2011 Август
- 2011 Сентябрь
- 2011 Октябрь
- 2011 Ноябрь
- 2011 Декабрь
- 2012 Январь
- 2012 Февраль
- 2012 Март
- 2012 Апрель
- 2012 Май
- 2012 Июнь
- 2012 Июль
- 2012 Август
- 2012 Сентябрь
- 2012 Октябрь
- 2012 Ноябрь
- 2012 Декабрь
- 2013 Январь
- 2013 Февраль
- 2013 Март
- 2013 Май
- 2013 Июнь
- 2013 Июль
- 2013 Август
- 2013 Сентябрь
- 2013 Октябрь
- 2013 Ноябрь
- 2013 Декабрь
- 2014 Январь
- 2014 Май
- 2015 Февраль
- 2015 Март
- 2015 Октябрь
- 2016 Январь
- 2017 Январь