Почему США и НАТО начинают вывод войск из Афганистана
именно сейчас, рассказал заместитель директора по исследованиям Совета
по внешней и оборонной политике Дмитрий Суслов
США и НАТО начали
сворачивать часть из 600 военных баз в Афганистане, готовясь к выводу
большинства боевых подразделений к концу 2014 года, заявил командующий
Международными силами содействия безопасности Афганистана (ISAF)
американский генерал Джон Аллен. В частности, будет свернута
деятельность на базе "Дельрам", на которой размещались более тысячи
морских пехотинцев США, а также небольшое число военнослужащих Грузии и
Иордании. Сейчас она также служит базой и для двух тысяч солдат 205-го
корпуса Национальной армии Афганистана.
Насколько может
дестабилизироваться ситуация в Афганистане с началом вывода войск,
рассказал "Голосу России" заместитель директора по исследованиям Совета
по внешней и оборонной политике Дмитрий Суслов.
----------------------------------------
-
Первое, что беспокоит всех, - это вывод войск, который только
начинается. Он может дестабилизировать ситуацию в самом Афганистане и в
соседних странах? Или пока рано об этом говорить, и этот вывод войск
совсем небольшой?
- Действительно, пока будет иметь место
незначительный вывод войск, хотя очень показательный. И неслучайно, он
начинается именно сейчас. Безусловно, это связано с предстоящими
президентскими выборами в США, на которых Обаме необходимо показать, что
он выводит войска из Афганистана и возвращает их домой. Это один из его
главных внешнеполитических предвыборных лозунгов, и на него он делает
ставку.
Большая часть войск будет выводиться в 2013 и особенно в
2014 годах, причем, скорее всего, существенная доля будет оставлена
именно на 2014 год, поскольку ситуация в самом Афганистане не
благоприятствует выводу войск.
Здесь существует масса сценариев.
Наиболее вероятный - это то, что ситуация дестабилизируется после вывода
подавляющего большинства войск НАТО и США к концу 2014 года. К тому
времени неафганское правительство не будет достаточно дееспособным и
популярным, а также у Афганистана не будет новой экономической базы.
Сегодня эта страна живет, во-первых, за счет международной помощи,
во-вторых, за счет наркобизнеса. А в-третьих (и это главное), афганские
силы безопасности не будут в достаточной степени готовы к тому, чтобы
заменить войска США и НАТО, тем более и эти войска не до конца
справляются с подавлением талибов.
В ближайшие месяцы никакого
катастрофического обвала в Афганистане не случится, а после 2014 года
ситуация будет крайне нестабильной и неопределенной. Возможен возврат
талибов.
- То есть даже сейчас Кабул не в силах без помощи
западных стран в достаточной, пусть не в полной, мере контролировать
ситуацию в стране?
- Абсолютно верно. Правительство Афганистана
остается весьма непопулярным. С этим связано то, что талибов очень
трудно победить из-за проблемы коррупции, из-за того, что существенная
доля населения Афганистана не видит в правительстве ту силу, которая
может обеспечить безопасность и относительное благополучие. Естественно,
афганцы обращаются к другим источникам власти, таким как талибы.
-
На днях в руководстве Узбекистана прокомментировали решение
приостановить членство в Организации Договора о коллективной
безопасности (ОДКБ). Источник в МИДе республики заявил "Коммерсанту",
что официальный Ташкент, в частности, не согласен со стратегическими
планами ОДКБ на афганском направлении. Правда, там не уточняют, что
конкретно имеется в виду. Есть ли у экспертов мнения, с чем по этому
вопросу не согласны в Ташкенте?
- Я думаю, что это традиционная
политика лавирования режима Каримова между Россией и США. В данном
случае Ташкент, возможно, не согласен не столько с политикой ОДКБ в
отношении Афганистана, сколько с новой политикой ОДКБ в отношении самих
стран-членов ОДКБ.
Дело в том, что с 2011 года организация
изменилась, и в ней были созданы силы быстрого коллективного
реагирования на внутриполитические кризисы в самих этих странах. Ташкент
с большой неохотой на тот момент подписался под этими решениями,
принятыми после событий в Киргизии летом 2010 года.
В
соответствии с этими документами, ОДКБ может направить силы оперативного
реагирования на подавление каких-то внутренних дестабилизирующих
событий в самих странах-членах ОДКБ. Естественно, имеются в виду страны
Центральной Азии. Это значит, что Ташкент теряет полную монополию власти
на реагирование на внутренние события, и это для него весьма неудобная
ситуация.
Кроме того, в вопросе Афганистана это, безусловно,
обратный транзит. Выйдя из ОДКБ, Ташкент планирует играть независимую
роль, снова сблизиться с США на базе обратного транзита, предлагая свои
услуги в качестве альтернативы и центральноазиатским направлениям, и,
возможно, российскому. Возможно, Афганистан будет ставить вопрос о
возвращении американцев на базу "Ханабад", если мне не изменяет память,
на территории Узбекистана, которая была до того, как отношения двух
стран испортились в 2005 году.
Видя заинтересованность США и НАТО
в обратном транзите, Узбекистан хочет на этом просто сыграть и
укрепиться в качестве регионального лидера, центра силы, сблизиться на
этой основе с США, немножко пофрондировать с Россией и получить
экономические и политические дивиденды.
Что из этого получится, я
не могу сказать точно, но совершенно точно, что новая независимая роль
Узбекистана может негативно повлиять на российско-американские
отношения, поскольку если американцы уцепятся за эту возможность, то
можно будет говорить о возобновлении регионального соперничества России и
США в Центральной Азии с новой силой. А мы знаем, что это очень плохо и
для безопасности и стабильности в регионе, и для российско-американских
отношений.
2.07.2012, Евгений Майоров Источник - rus.ruvr.ru
|