Одна из самых горячих тем последнего времени – система ГЛОНАСС. Еще бы, это ведь вторая, а стало быть, альтернативная позиционная система. А это влияет на перспективы всей системы, в том числе и на военные.
Идея создания собственной позиционной системы для Советской армии появилась еще в 60-х, а первый ее спутник полетел в 1982 году. В 95-м на своих орбитах было уже 24 спутника, и система была принята в эксплуатацию. Но 90-е годы прошлого века были не самым лучшим временем для науки в целом и ее оборонной части. В начале нового века работало всего лишь 6 спутников – четверть от необходимого количества. Да и эти аппараты были уже устаревшими, модели «Глонасс» разработки НПО Прикладной механики (ныне ОАО «Информационные спутниковые системы» им. М.Ф. Решетнева).
Все девяностые шли споры: нужна ли нам собственная навигационная система? Доводы были и за, и против, но в итоге, на практике, главенствовала точка зрения contra: по ряду причин финансирование было более чем скудным, и ГЛОНАСС развивался очень медленно и только на земле. Работы по теме, разработка новых спутников и т.д. шли, но до запуска и эксплуатации новых космических аппаратов дело так и не доходило.
Страна рисковала вообще остаться без собственной позиционной системы, что на фоне ряда событий начала 2000-х могло быть чревато: и в Афганистане, и в Ираке у противников войск НАТО внезапно начинались проблемы с определением своих координат. Хотя американцы и их союзники таких проблем не имели.
И вот в 2001 году было объявлено о государственной программе «Глобальная навигационная система». Государство ясно и четко заявило: системе быть и быть деньгам на ее создание. Кроме того, ГЛОНАСС перестала быть чисто военной системой, и было оговорено и гражданское ее использование. Изначально по программе планировалось к 2008 году «накрыть» спутниками всю территорию страны, а уже в 2010 запустить ГЛОНАСС по всей планете. Использовать в системе планировалось новые спутники «Глонасс-М», задание на создание которых получили в НПО ПМ.
На практике запланированные сроки несколько раз корректировались по уважительным причинам (несколько старых спутников во время создания орбитальной группировки были выведены из эксплуатации «по возрасту»), но на данный момент ГЛОНАСС полностью готова к началу использования. 3 октября с космодрома Плесецк взлетела ракета-носитель «Протон-М» с последним на данный момент спутником системы. Таким образом, всего над Землей сейчас летает 28 аппаратов «Глонасс-М», из которых 23 уже эксплуатируются в полной мере, еще 2 готовятся к началу использования, а оставшиеся 3 временно на техобслуживании. Те два спутника, которые пока готовятся к работе, «приступят к ней» в течение ближайших месяца-полутора. Еще три аппарата будут отправлены в космос в ноябре и пока будут служить резервом системы.
В этом году на орбиту был отправлен первый спутник «Глонасс-К». Он пока только проходит испытания, но его заявленные и подтвержденные характеристики превосходят серию спутников «М». Главный параметр для пользователя – точность определения местоположения – для «Глонасс-К» составляет около 1-2 метра, что делает систему ГЛОНАСС прямым и сильным конкурентом единственной ныне существующей позиционной системе – NAVSTAR GPS. Для сравнения, спутники «Глонасс-М» дают точность порядка 5-6 метров. Также «Глонасс-К» может нести аппаратуру для работы со спасательной системой Коспас-Сарсат, имеет ресурс в 10 лет и собирается исключительно из отечественных комплектующих. «Глонасс-М», в свою очередь, работает только 7 лет и имеет в своем составе агрегаты французского производства.
Новости, конечно, хорошие, но возникает справедливый вопрос: во сколько это все обходится и окупится ли? По различным данным, за последние десять лет на создание ГЛОНАСС было потрачено около 2 млрд долларов. До 2020 года планируется выделить еще 8-10 млрд. При этом существует три варианта развития системы. Это «дешевый» вариант (200-250 млрд рублей), в случае которого могут быть проблемы с продвижением системы; «средний» (300-350 млрд руб.) и дорогой (более 400 млрд руб.), который подразумевает полную разработку всех нужных систем. Наиболее подходящим считают второй вариант – он позволит и поддерживать орбитальную группировку, и внедрять пользовательскую аппаратуру при государственной поддержке.
Опыт американской GPS показывает, что инвестиции в навигационные системы стоят своих денег. Глава Федерального космического агентства В. Поповкин говорит об объеме услуг по спутниковой навигации в 250-260 миллиардов долларов. Российские технологии пока составляют всего 3% от этих денег. О кардинальном увеличении российской доли рынка пока говорить не приходится. Пока на рынке представлено слишком мало пользовательских устройств с поддержкой ГЛОНАСС – их считанные единицы. К тому же почти все они рассчитаны на использование обеих навигационных систем: GPS и ГЛОНАСС.
Не стоит забывать и о скорее скептическом отношении потенциальных пользователей к отечественной системе. В этом контексте можно вспомнить, как несколько месяцев назад по блогам и сайтам разлетелась разгромная статья, в которой ущербность ГЛОНАСС доказывалась при помощи количества спутников: навигатор ее автора видел до 11 спутников GPS и только один «Глонасс-М». В свою очередь, разбор этого материала, в котором четко говорилось, что данная модель навигатора может одновременно работать только с 12 спутниками и воспринимает GPS как приоритетную систему, не получил столь широкого распространения.
А тем временем, несмотря на стенания в блогах, ГЛОНАСС не только строится, но и идет на экспорт. На прошлой неделе в Москве министры обороны России и Индии А. Сердюков и А.К. Энтони договорились о военно-техническом сотрудничестве. Индийской стороне было предложено участвовать в системе ГЛОНАСС и пользоваться ею в полном военном варианте. Дели вряд ли станет отказываться от предложения – США не настолько «дружит» с Индией, чтобы передавать ей столь серьезные и важные технологии. Автор Вадим Собин
|