Следует иметь в виду, что главным из того, что было
сделано Обамой в отношении Афганистана в период его первого
президентского срока, стало изменение стратегического курса США и
переход от лозунга "борьбы с мятежом" к лозунгу "борьбы с терроризмом", а
также включение в этот вопрос Пакистана в качестве части кризиса. Все
остальные его действия, на самом деле, можно считать следствием этой
стратегии.
Говоря о приоритетах, которые будут избраны США в
качестве задач на новый политический период, можно указать на следующие
моменты:
предоставление правительству Афганистана всей
ответственности за поддержание безопасности и вывод из страны части
военного контингента США и других членов НАТО; подписание договора о
безопасности между Кабулом и Вашингтоном, который определит отношения
между сторонами на ближайшие десятилетия, и в рамках которого будет
осуществляться размещение американских баз в Афганистане и продолжение
присутствия некоторого количества военных сил; проведение
президентских выборов в Афганистане в 2014 году, особенно с учетом
разговоров о том, что отдельные группы в афганском правительстве не
хотели бы проведения выборов и были бы заинтересованы в создании условий
для возврата к традиционным путям решения, таким как Лойя Джирга. Этот
вопрос даже стали негласно обсуждать в МООНСА (миссии ООН по содействию
Афганистану); и, наконец, возобновление переговорного процесса и
введение в программу государственного строительства в Афганистане
оппозиционных сил, в частности, Талибана. Региональные эксперты уверены, что на этом пути Соединенные Штаты сталкиваются с несколькими конкретными вызовами:
Первый
заключается в неэффективности государственной структуры Афганистана,
особенно в области внутренней политики. Это обстоятельство, на самом
деле, можно считать самым главным вызовом, который влечет за собой
дальнейший ряд проблем и нерешенных задач. Афганское правительство в
политическом и экономическом отношениях не смогло позиционировать себя в
глазах народа, гражданского общества и политических течений Афганистана
в качестве сильного и здорового института, способного вызвать доверие.
Оно не только не смогло создать надлежащий баланс в многонациональном
афганском обществе, но и не сумело очертить конкретные границы
национальных интересов страны перед лицом иностранного военного
присутствия. Продолжение подобной ситуации означает затягивание кризиса.
Слабость
правительства Афганистана в этом вопросе приводит к тому, что главные
ошибки, допускаемые Соединенными Штатами в этой стране, вследствие той
же самой неэффективности остаются без должного внимания. Второй вызов
заключается в роли Пакистана и позиции, занимаемой этой страной в
отношении Афганистана. По крайней мере, по мнению влиятельных групп в
пакистанской армии, афганский вопрос представляет собой одну из наиболее
насущных проблем внешней политики этой страны, которая, так же, как
индийская проблема, целиком связана с вопросом о безопасности.
Нестабильная обстановка в Афганистане может привести к серьезному
кризису как во внутриполитической обстановке Пакистана, так и в его
взаимоотношениях с Индией. С точки зрения пакистанских военных,
совершенно очевидно, что хотя Пакистан и считается стратегическим
партнером США, не входящим в состав НАТО, однако со времен окончания
холодной войны американские взгляды на эту страну никогда не строились
на каком-либо прочном фундаменте и всегда формировались, исходя из
соображений кратковременной конъюнктуры.
Теперь же выбором
Соединенных Штатов на юге Азии (особенно в связи с афганской проблемой)
является Индия. И это тот приоритет, который невозможно отрицать,
особенно, с учетом ожидаемой в ближайшие десятилетия перспективы
усиления влияния Китая в этом регионе, и роли, которую Индия может
сыграть в деле препятствования китайским амбициям и создания
относительного равновесия сил. Очевидно, наряду с поддержкой
гражданского правительства Пакистана, от Обамы в новом президентском
сроке можно ожидать усиление в зоне афгано-пкистанского приграничья
операций с применением беспилотников.
Армейское руководство
Пакистана, осознавая подобное положение дел, со своей стороны
предпринимает попытки помешать достижению прямого соглашения между
Талибаном и США и сохранить нынешнее положение дел в области политики
борьбы с группами афганских боевиков, приветствуя "перезагрузку"
отношений с Россией, которая последовала за визитом российского министра
иностранных дел в Исламабад и одновременной поездкой в Москву главкома
сухопутных сил армии Пакистана генерала Кияни, одновременно выступая за
сохранение существующих связей с Китаем. Помимо этого, пакистанское
военное руководство намеревается создать новую систему регионального
взаимодействия, поскольку она может каким-то образом привести к
установлению более благоприятных с точки зрения Пакистана отношений с
Америкой, по сравнению с нынешними нерегулярными и отрывочными
контактами с этой страной.
Понятно, что для Пакистана в качестве
страны, получающей помощь от США, сохранение отношений с Америкой, по
крайней мере, на нынешнем уровне является вопросом необходимости, а не
вопросом выбора. В качестве третьего вызова, с которым приходится
сталкиваться Бараку Обаме в решении афганской проблемы, следует назвать
серьезное противодействие России, Пакистана и Ирана в вопросе о создании
американских военных баз в Афганистане. Эта тема со всей очевидностью
демонстрирует цели США, которые выходят за рамки решения афганской
проблемы, и оказывают влияние на безопасность региональных государств. В
последние месяцы Путин представил Россию в качестве совсем другой
страны в плане ее внутренней и международной политики. Очевидно,
президент России намеревается возродить роль РФ в качестве мировой
державы в международных отношениях.
В афганском вопросе и во
взаимоотношениях с США в этой связи Москва избрала политику "партнерства
и соперничества" и явно поддерживает идею о необходимости сохранения
Афганистаном нейтралитета в международной политике. С другой стороны,
визит в Афганистан министра внутренней безопасности, члена
политического Комитета правящей партии Китая, который стал первым
визитом в страну столь высокопоставленного китайского чиновника за
последние десятилетия, также может свидетельствовать о том, что Китай
заинтересован в отходе от традиционной позиции в отношениях с Кабулом,
которая всегда основывалась на экономических факторах, и предпочел бы
внести в эти отношения компоненту безопасности.
Такая
направленность может быть связана как с опасениями по поводу развития
ситуации в Афганистане после 2014 года, так и означать желание Китая
играть более значительную роль, что было недавно ясно продемонстрировано
этой страной. С учетом всего вышеизложенного, представляется, что
команде Обамы в новом президентском периоде придется столкнуться с
немалыми трудностями в выстраивании своей политики в отношении
Афганистана и Пакистана. Исходя из этого, без частичного изменения
политических шагов и достижения согласия между всеми влиятельными
игроками преодоление нынешнего этапа и возможность победы представляется
весьма маловероятной.
11.11.2012 Ахмад Фахим Сабир – афганский журналист, постоянный автор портала "Афганистан.Ру". Источник - Афганистан.Ру |