Главная » 2012 » Май » 11 » Россия закрепится в Центральной Азии при помощи «мягкой силы»?
21:25
Россия закрепится в Центральной Азии при помощи «мягкой силы»?
В постсоветский период Россия полагалась на военную мощь и доминирование в энергетической сфере как средство достижения своих внешнеполитических целей. Несиловое же воздействие никогда не было инструментом дипломатического арсенала Москвы. Но теперь, похоже, главный обитатель Кремля, Владимир Путин, намерен придать России более мягкий и благосклонный вид.

С самого момента распада СССР российская дипломатия по большей части игнорировала несиловое влияние, так называемую "мягкую силу", как дипломатический метод воздействия. Когда в прошлом году на саммите стран организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) на Гавайях журналисты попросили одного российского чиновника высокого ранга охарактеризовать компоненты "мягкой силы" России, они услышали ответ прямо и по существу. "Зачем говорить о том, чего нет в природе?" – рубанул представитель РФ.

Российские дипломаты располагают множеством рычагов, на которые можно было бы надавить, захоти они поэффективнее использовать имеющиеся в их распоряжении ресурсы. К примеру, русский язык по-прежнему остается одним из главных средств межнационального общения на территории бывших советских республик, а многие представители молодежи Закавказья и Центральной Азии тянутся к российской поп-культуре. Определенное духовное влияние оказывает на страны ближнего зарубежья и Русская православная церковь.

Но чего России всегда не хватало, так это умения поставить эти преимущества себе на службу в деле завоевания умов и сердец жителей зарубежных стран. В том, что касается нужд, комплексов и опасений своих соседей Россия привычно демонстрирует полное отсутствие такта, сопереживания и тонкости восприятия.

Реализуемые в годы путинского правления инициативы в сфере несилового влияния пока оказываются не слишком эффективными. Так, например, англоязычный рупор Кремля, телеканал Russia Today воспринимается по большей части как вторая итерация "Правды", с немного более модным дизайном, но использующая ту же лексику.

Однако в воздухе, похоже, повеяло переменами. Последние шаги, направленные на обновление федерального агентства по делам СНГ и думского комитета по делам СНГ, дают основание полагать, что Кремль надеется открыть новую страницу.

Стремление России обогатить свой арсенал инструментов "мягкой силы", похоже, продиктовано тремя факторами. Во-первых, от внимания российских властей не ускользнула угроза, которую представляют авторитаризму социальные сети, блогосфера и другие средства массовой коммуникации. В некоторых случаях эти новые средства играли центральную роль в деле свержения авторитарных режимов, особенно в Тунисе и Египте.

Второй фактор имеет отношение к пробуждению политической оппозиции в самой России, что грозит приходом "цветной революции" на Красную площадь.

И, наконец, Путин, похоже, полон решимости все-таки реализовать свой план по созданию Евразийского союза – экономической структуры, призванной укрепить влияние России в Центральной Азии, пусть даже этот проект и был воспринят в регионе в лучшем случае с прохладцей.

Мартовское назначение руководителем Россотрудничества (Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству) старейшего политика Константина Косачева подчеркивает желание Кремля заручиться поддержкой в Центральной Азии в адрес Евразийского союза методами несилового воздействия. Константин Косачев, прежде возглавлявший думский комитет по международным делам, известен как амбициозный и влиятельный политик. И он уже объявил о намерении превратить Россотрудничество в российский аналог Агентства США по международному сотрудничеству.

В пространном интервью политическому еженедельнику "Власть" Константин Косачев активно ратовал за расширение функций своего агентства. Его задача, на взгляд политика, не должна ограничиваться работой с соотечественниками и должна включать активное взаимодействие с политико-экономическими элитами сопредельных стран.

Похоже, что Косачев видит в обновленном Россотрудничестве государственное агентство, которое возглавит провозглашенный Россией курс на евразийскую интеграции. Он подверг критике ошибки, сделанные в прошлом в этой деликатной сфере, но заметил, что усвоенные уроки помогут России в ее движении вперед. "Слава богу, проект Евразийского союза сейчас заработал реально и движется вперед семимильными шагами", – добавил он.

Он также не преминул указать, что для достижения политических целей Кремля немаловажна и оборонительная составляющая "мягкой силы" России. Необходимо более эффективно использовать эту "мягкую силу", дабы защитить имидж России в обстановке геополитического маневрирования в Центральной Азии.

"Образ России, как и образ любой другой страны, это фактор [дипломатической] конкурентной борьбы [в Центральной Азии], – утверждает политик. – И образ России искусственно занижают [наши недоброжелатели], в том числе с тем, чтобы ослабить наши конкурентные преимущества в естественных для России областях".

По словам зампреда комитета Государственной Думы по делам СНГ Олега Лебедева, преобразования в комитете включают создание "экспертного совета" для выработки стратегии "защиты интересов нашей страны, а также ее союзников". К работе этого экспертно-консультативного совета планируется привлечь специалистов ведущих российских аналитических центров, включая Российский институт стратегических исследований, Институт стран СНГ, Антитеррористический центр СНГ и Институт политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона. Некоторые аналитики уже окрестили данный совет "контрреволюционным мозговым центром".

Не приходится сомневаться, что путинский Кремль желает обрести большую дипломатическую гибкость. Главный вопрос состоит в том, способна ли российская дипломатия стать настолько гибкой, чтобы Кремлю удалось преодолеть репутацию самовластного диктатора, закрепившуюся за ним среди представителей центральноазиатских государств.

Раздумывая над этим вопросом, на ум приходит высказывание экс-премьера Виктора Черномырдина: "Хотели как лучше, получилось как всегда".

Учитывая загнивание "в сердце" России, в среде политической элиты, проявляющееся в засилье коррупции и безудержной жажде наживы без приложения усилий, Москве, на взгляд некоторых экспертов, будет трудновато организовать эффективную пиар-кампанию. "Россия как страна нефти и чиновничества не имеет мягкой силы, способной воздействовать не только на ближайших соседей, но и на собственных граждан", – отмечает в своей статье в газете "Коммерсант" аналитик московского ПИР-центра Вадим Козюлин.

Бегство капитала из РФ не снижается, а многие состоятельные россияне, по его словам, предпочитают проводить время не на родине, а за границей, а будучи в России, стараются жить своим мирком. "Кто будет равняться на Россию, когда россияне сами от нее бегут?" – задается вопросом Вадим Козюлин.

От редактора: 
Автор Игорь Торбаков является старшим научным сотрудником Центра российских и евразийских исследований университета Упсалы в Швеции.
Категория: Международные военные новости | Просмотров: 1286 | Добавил: Marat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 93
Гостей: 93
Пользователей: 0
Календарь