Последний
саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Пекине
продемонстрировал решительность Китая по укреплению своих позиций в
Средней Азии. Причем стало очевидно что Пекин находит новые
экономические инструменты по достижению своих целей, предлагая не только
торгово-экономические, но и финансовые механизмы. Объяснить подобную
энергичность КНР невозможно, если не разобрать внутреннюю ситуацию
Поднебесной и новое положение в мире, которые серьезно изменились после
выхода из мировой рецессии. Китай из кризиса вышел экономически более
сильным и активным, он готов конкурировать за ресурсы в разных регионах
мира.
Кризис не помеха
В течение последних 30 лет Китай
переживает столь невероятные метаморфозы в своем развитии, что
постоянное реформирование и модернизация собственной экономики стали там
уже чем-то вполне привычным и даже обязательным. И в рамках этой логики
объясняется роль Китая в современном мире: на него зачастую смотрят с
надеждой - видя в нем стабилизатора мировой экономики или будущего
гегемона. Но, данные надежды не всегда оправданы, так как,
внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность Китая, в первую
очередь, исходят из внутреннего развития, которое сохраняет ряд ставших
уже традиционными для Китая болевых точек. В среде экспертов уже
несколько заездили остающееся актуальным, меткое сравнение китайского
руководства с велосипедистом, который должен крутить педали экономики со
скоростью не меньше 8% в год, а иначе - падение.
Китай
сравнительно безболезненно пережил финансовый кризис, несмотря на
фундаментальные проблемы своей экономики. Оговорюсь, если смотреть на
это с экономической точки зрения. Это связано с тем, что два
серьезнейших аспекта кризиса: финансовый и продовольственный - обошли
Китай стороной. Это связано с тем, что степень самообеспечения
продовольствием в КНР составляет порядка 95%. Что же касается финансовой
системы, то и здесь ее замкнутость была столь велика, что мировой
кризис ударил по Китаю не так уж и сильно. По сути, эти две страховки
остаются и перед прогнозируемой новой рецессией.
Все идет по плану?
В 2010 году Китай выдвинул так называемые четыре стратегии посткризисного развития, которые действуют на сегодняшний день:
1.
Стратегия по расширению внутреннего спроса. В ее рамках
предусматривается дальнейшее стимулирование внутреннего рынка Китая,
обладающего серьезным потенциалом в силу демографических причин, но
являющимся слабым в результате бедности и социального расслоения.
Стимулирование оправдало себя в условиях кризиса, когда широким слоям
населения были представлены возможности по приобретению товаров
народного хозяйства, произведенных в Китае. То есть, основной целью
является уменьшение зависимости от внешних рынков.
На сегодняшний
день можно сказать, что в Китае считают: эта задача уже решена и им
удалось уйти от критической зависимости от внешних рынков потребления. И
следующей задачей, ставится снижение темпов роста цен на рынке
недвижимости, так как рынок недвижимости является пузырем, угрожающим
экономике Китая уже на протяжении многих лет. Помимо этого, во многих
публикациях говорится о финансовом "пузыре".
2. Стратегия
перехода и эскалации индустрий. В данной стратегии предусматривается
развитие инновационных и современных технологий. И хотя Китаю удалось
немалого добиться на этом поприще, все же он не является лидером
ноу-хау, занимаясь копированием технологий, адаптацией или создавая
гибриды из различных технологий. Особенно это заметно в военной
промышленности, где причудливо сочетаются западные, российские и
собственно китайские разработки.
3. Стратегия по повышению
личностных качеств. Здесь ставится вопрос о социальном строительстве -
это касается сферы здравоохранения, трудоустройства, доступности
образования, развитии инфраструктуры в сельской местности. Это - болевая
точка Китая. О разрыве между городом и деревней мы поговорим чуть
позже.
4. Стратегия по экономии энергии и сокращению выбросов.
Так как Китай продолжает быть экономикой с экстенсивным методом
производства, энергетические и экологические затраты становятся слишком
велики. Энергетические - приводят к зависимости от цен на
энергоносители. А экологические издержки уже привели не только к
загрязнению окружающей среды, но и к социальным протестам.
Надо
отметить, что китайские эксперты хотели решить социальные проблемы с
помощью урбанизации, тем самым выводя избыточную рабочую силу из
сельской местности. На данный момент в сельской местности
сконцентрировано по разным оценкам от 30 до 200 млн. человек. В качестве
необходимого дополнения к проблемам решения социальных неурядиц
специалисты рассматривают увеличение доли сектора услуг, так как,
несмотря на бурный рост экономики, промышленность все равно является ее
доминирующим сектором. Тогда как в развитых странах сектор услуг
занимает до 60% экономики. Плюс развитие информационных технологий, а
также строительство соответствующей инфраструктуры, должно привести к
созданию новых рабочих мест и ослабить социальное напряжение.
Хотелось
бы акцентировать внимание: хоть Китай и продолжает устойчивое развитие,
темпы роста экономики снижаются, а уровень инфляции растет. Пик был
зафиксирован в июне прошлого года - на уровне 6,4% (в годовом
исчислении), что стало своеобразным рекордом за последние три года. По
итогам 2012 года инфляция в Китае может составить приблизительно 5%,
превысив запланированные правительством 4%. Как прогнозирует Всемирный
банк, китайская экономика в целом будет замедляться, достигнув роста в
8,4% по итогам 2012 года, против 9,2% в 2011 году. Уже сейчас в Китае
зафиксирован резкий спад промышленного производства, что отразилось даже
на нефтяных котировках.
"Китай А" и "Китай Б" - разные параллели
Но
самая болевая точка Китая - это громадная социальная дифференциация.
Уже в 2010 году коэффициент Джинни перевалил считающиеся критичными 0.4 и
составил 0,47.
Это значит, что Китай в социальной сфере разделен
на две параллельные вселенные: "Китай А" и "Китай Б". "Китай А" - это
городской Китай, уровень жизни и развития которого приблизился к уровню
Южной Кореи, а местами даже обошел ее. И "Китай Б" - это сельская
местность, которая находится зачастую за гранью бедности. Более того,
уровень расслоения на селе превышает уровень расслоения в городе в 12-14
раз!
При этом, несмотря на урбанизацию, особенно ускорившуюся в
последнее десятилетие - сельское население в Китае по-прежнему является
доминирующим. Общая численность крестьян в 2010 году составила 674,15
млн. чел. (50,3%). Средний доход на душу населения у крестьян - 5900
юаней ($898), что составляет только 13 от аналогичного показателя у
горожан - 19100 юаней ($2900).
Для нас интересным может
показаться факт, что "Китай А" и "Китай Б" по-разному оценивают свое
положение в мире и по разному влияют на китайское руководство и друг на
друга.
"Китай Б" относит себя к развивающимся странам, стремится к
эмиграции в развитые страны или хоть куда-нибудь в поисках лучшей доли.
Социальные протесты в "Китае Б" нарастают и становятся все жестче.
Пекин не ослабляет цензуру и пытается направить недовольство в сторону
Запада, нагнетая антизападные настроения. Но это привело к недовольству
"Китая А", в лице городских интеллектуалов, никогда не видевших
бедности. Они, зная политику партии, недоумевают, почему их лидеры
обнимаются с западными лидерами и не могут жестко обозначить свои
позиции, когда, по их мнению, ущемляются интересы Китая. С этим связаны
ностальгические настроения по временам Мао Цзедуна среди широких слоев
населения. Это особенно ярко проявляется в интернете. И является,
кстати, своего рода полулегальным протестом. Во многом благодаря этому,
усиление сторонников более жесткой линии во внешней политике становится
заметно по публикациям и выступлениям китайских политологов, в
частности, по отношению к Средней Азии.
Дракон и медведь: объятия или борьба
На
протяжении многих лет, китайские эксперты подчеркивали приоритетность и
важность России в Средней Азии. Ими прямо проговаривалась необходимость
быть аккуратными, чтобы не перейти в стадию прямой конкуренции с
Россией в регионе. Но уже по ходу кризиса позиция несколько изменилась.
Китай за счет своих запасов, оставшись, по сути, единственным крупным
инвестором, сделал рывок в укреплении своих позиций в Средней Азии.
Экспертные круги уже сформулировали новую позицию, гласящую, что Россия -
такая же внешняя сила в регионе, как и Китай. И поэтому в Средней Азии
ни у кого из внешних игроков нет приоритетных интересов. В соответствии с
традицией китайского публичного дискурса, акцент изменяется на
артикуляцию необходимости уважения хозяев, то есть, стран региона. В
этом контексте внешние силы становятся второстепенными, что само по себе
довольно характерно.
Данное явление, судя по всему, вызывает
раздражение и в России, которая ревниво относится к региону и
расстановке сил в нем. Российские политологи уже откровенно указывают на
Китай, как прямого конкурента России в Средней Азии.
Более того,
последний саммит ШОС, прошедший в Пекине, наиболее ярко выявил
нарастающий раскол между Москвой и Пекином именно в среднеазиатском
регионе. В частности, российские дипломаты публично поставили себе в
успех "заморозку" проектов предложенных их китайскими визави.
В
первую очередь, это проект Банка развития ШОС. Он сам по себе интересен,
так как китайцы видят в нем возможность создания реального финансового
инструмента в рамках данной организации. Отметим, что одной из основных
проблем ШОС, как организации - является именно отсутствие реальных
механизмов, поэтому ШОС часто упрекают в том, что это лишь диалоговая
площадка. Китай как наиболее заинтересованный в ШОС участник, конечно,
ищет пути наполнения организации дополнительными смыслами, и Банк
развития мог бы стать одним из таковых. Но камнем преткновения служит
вопрос, по какому принципу будет наполняться финансами этот Банк.
Китайцы предлагают накачивать его средствами по мере возможности, а по
сути - это означает, что там будут превалировать китайские средства.
Что, естественно, качнет баланс в организации в сторону Пекина. Кремль
это прекрасно осознает, поэтому блокирует попытки "китаизации" этой
структуры.
Не менее интересно сложилась ситуация и с другим
проектом, открытием специального счета. Это, напомним, была российская
инициатива, выдвинутая на саммите в Астане. Но идею перехватил Китай,
предложив 10 млрд. долларов США для заполнения счета. В использовании
счета между Россией и Китаем - тоже серьезная разница. Если Москва видит
счет для финансирования общих проектов, то Китай считает более важным
использовать его для решения финансовых проблем непосредственно
стран-участниц. Для Киргизии и Таджикистана это выглядит крайне
заманчиво, но Россия воспринимает это в качестве потери влияния в
регионе. Ну и особое сопротивление Москвы вызывает проект Зоны свободной
торговли на территории ШОС. Этот проект выгоден только двум странам:
Китаю и Киргизии, которые уже являются членами ВТО, причем Киргизия
далеко не на самых выгодных условиях. Казахстан также осторожно
относится к этому проекту, но отношение свое не артикулирует, отдавая в
этом вопросе пальму первенства России.
****
Тем не менее, в
результате кризиса и ожиданий новых волн рецессии Китай укрепляет и
продолжает наращивать свою мощь в регионе. За счет успеха предоставления
кредитов странам региона, Пекин стремится углубить эту политику,
создавая не только торгово-экономический, но финансовый базис под
лояльность стран Средней Азии. Подстегивает Китай также и осознание
неизбежной скорой смены элит по всему региону, поэтому во избежание
смены курса странами в негативную для Китая сторону, Пекину требуется
как можно больше опор своей политики.
Адиль Каукенов - старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (Казахстан) Источник - ИА REGNUM
|