Главная » 2011 » Октябрь » 10 » С.Михеев: "Для Американцев было бы выгодно использовать Центральную Азию для давления на Китай"
11:35
С.Михеев: "Для Американцев было бы выгодно использовать Центральную Азию для давления на Китай"
В Кыргызстане дан официальный старт президентской гонке. Кандидаты упражняются в лозунгах и прокламациях, пытаясь завоевать души и сердца избирателей. О том, как пойдет ход предвыборной кампании, к каким трюкам и уловкам прибегнут соискатели, корреспондент "ОР" беседует с Генеральным директором Центра политической конъюнктуры РФ Сергеем МИХЕЕВЫМ.

КЫРГЫЗСТАН ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВЫБОРОВ

– Сергей Александрович, в Кыргызстане дан официальный старт президентской кампании. Какие комбинации, тандемы могут быть образованы?

– Комбинации и тандемы, мне кажется, это свойство второго тура. Если второй тур состоится, то там комбинации и тандемы получат свое развитие. А пока, у меня такое ощущение, все пытаются двигаться самостоятельно, по крайне мере те, кто считает, что у них есть какие-то шансы на победу. Единственно, можно отметить снятие Омурбеком Текебаевым своей кандидатуры. Очевидно, О. Текебаев размывал электорат А. Атамбаеву, то есть социологические исследования четко показывали, что их электораты перекрещивались на 90%. Соответственно, уход О. Текебаева – это однозначный плюс на электоральном поле А. Атамбаева. Так, О. Текебаев играет в копилку А. Атамбаева. Является ли это тандемом или альянсом – не знаю. Что касается остальных, то попытки объединения кандидатов второго плана мне пока кажутся несостоятельными. Они не являются серьезными держателями электората, чтобы рассчитывать на победу. Другое дело, если они объединятся. Может, они и попытаются какой-то общий процент кому-то более выгодно продать, будем называть вещи своими именами. Если говорить о кандидатах с юга, то А. Мадумаров и К. Ташиев, по логике вещей, могли бы объединиться, чтобы попытаться мобилизовать южный электорат, но, как мне кажется, у них есть масса внутренних разногласий, не позволяющих им это сделать. При этом суммарный рейтинг А. Мадумарова и К. Ташиева пока ни одному из них победу не гарантирует. В лучшем случае – это выход во второй тур.

– Второй тур может быть опасным для фаворита гонки…

– Будет ли второй тур или нет, не известно. Ситуация такова, что возможна победа и первым туром. Пока А. Атамбаев является лидером, и это совершенно очевидно. Но вопрос в другом: если будет второй тур, произойдет ли поляризация электората? Если она произойдет, то по региональному признаку. А это означает очередное раскачивание по принципу "север – юг". Готово ли к этому киргизское общество? – не знаю. Это будет достаточно опасная вещь, так как для победы придется однозначно качать тему "север против юга" или "юг против севера". То есть именно то, от чего киргизский политический процесс пытается уйти, так как это угрожает целостности и государственности. И если поляризация произойдет во втором туре, то именно это кандидатам и придется делать, так как других стратегий просто не просматривается.

– Какая рокировка произойдет после президентских выборов во властной структуре – переформатирование правительства и парламентской коалиции?

– Могу предположить, что для сохранения баланса была бы оптимальна связка президент – с севера, а премьер – с юга или наоборот. Иначе не понятно, как можно решить эту пресловутую проблему регионального баланса.

– Даже если представители южных блоков останутся за бортом, коалиция не претерпит никаких изменений? Ведь можно скрепить коалицию беглой частью депутатов от "Ар Намыс" или ввести в нее "Ата Мекен" как цементирующий элемент…

– "Ар-Намыс" разваливается на глазах. С "Ата Мекен" тоже, видимо, будут вопросы. Формально, властная конструкция, может, и не претерпит изменения, но мы же понимаем, что реальность на улицах – это не одно и то же.

– Какую линию во внешней политике будет исповедовать будущий президент КР? Кому будет отдан внешнеполитический приоритет?

– Если говорить о прагматичном подходе, мне кажется, Кыргызстану надо ориентироваться на традиционно близких партнеров, а именно, в первую очередь, это постсоветские страны – Россия, Казахстан и Китай, который вкладывает деньги. Это было бы логичным, хотя я думаю, руководство страны не сможет уйти от бесконечных игр в многовекторность. Вопрос только в том, чтобы соблюдать разумный баланс. Естественно, отношения будут поддерживаться со всеми ключевыми партнерами. Но надо трезвее смотреть на жизнь и понимать, кто реально полезнее. Если прямо говорить об американцах, то да, деньги имеются, они платят за свою базу, иногда что-то подкидывают. Но считать, что Кыргызстан от них сильно зависит, было бы большим преувеличением.

КИТАЙ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

– Еще несколько лет назад китайская зависимость от среднеазиатской нефти была минимальной, а ее потенциальная доля оценивалась не более чем в 5% потребностей Китая. Однако сейчас эта доля уже превышает 10%. Так, по мере роста зависимости Китая от поставок энергоресурсов из Средней Азии поддержка этого влияния в регионе становится вопросом стратегического значения. Будет ли возрастать влияние Китая в регионе в ближайшей перспективе?

– В ближайшей перспективе такого радикального роста китайского влияния, скорее всего, не будет, но вообще есть тенденция к постепенному росту. Для Китая важны ресурсы региона. Им необходим дешевый газ и нефть. С Россией они не могут договориться именно из-за цены. Поэтому китайцы заинтересованы в ресурсах Центральной Азии. Вопрос их политического влияния – это вопрос второй. Пока китайцы занимаются экономикой. Повлечет ли это за собой увеличение политического влияния? Может и повлечет. И такие планы Китай, несомненно, имеет, что вполне естественно с их стороны. А со стороны Центральной Азии, – не знаю. Местным элитам виднее – что делать.

– В борьбе за влияние в регионе Китаю приходится сталкиваться с крупнейшими державами – Россией и США. В последнее время Китай стремительно расширяет свое инвестиционное присутствие в Кыргызстане, понимая, что рост инвестиций и финансовой помощи стране может повысить лояльность как власти, так и простого населения. Судя по всему, Китай в ближайшее время предложит КР взаимовыгодное сотрудничество в виде внушительных пакетов помощи и реализации совместных проектов. Могут ли за этим последовать призывы со стороны Китая отказаться от традиционного выбора между Россией и США?

– Что касается России, то вряд ли. У Китая и России есть в регионе вопросы для соперничества, но есть и много схожих моментов. Все понимают, что дуга по выстраиванию американского влияния, которая протянулась через Южный Кавказ в постсоветскую Центральную Азию, Афганистан, имеет своей целью давление на Китай и Россию. Поэтому в этом смысле у нас с Китаем есть общий интерес. Я не думаю, что выдавливание России из киргизской политики стоит в приоритетах китайского руководства, по крайней мере, в ближайшей перспективе. Китайцы прекрасно понимают, что без поддержки России им вряд ли удастся удачно конкурировать с Америкой в регионе. Китай находится в ситуации одиночества, ведь у него практически нет союзников. Со всеми он имеет достаточно сложные отношения. Если китайцы еще испортят отношения и с Россией, то у них не будет ни одного значимого политического партнера. Что касается Америки, то, несомненно, одна из главных ее целей проникновения в Центральную Азию, помимо получения доступа к ресурсам, это попытка использовать Центральную Азию в качестве плацдарма для давления на Китай. У Китая в этом регионе как раз есть проблема – СУАР, где имеются проблемы с радикализмом, сепаратизмом, терроризмом. Китайцам совершенно неинтересно присутствие американцев ни в Афганистане, ни в Центральной Азии. Вот это на данном историческом этапе является их главной целью – попытаться воспрепятствовать американцам в расширении в Центральной Азии, чтобы использовать это присутствие для давления на Китай. Здесь цели Москвы и Пекина идентичны, и я не вижу поля для жесткого соперничества. Что же касается ресурсов, которые Китай будет оттягивать на себя, то для России это скорее плюс. Если Центрально-Азиатские ресурсы будут оттягиваться на Китай, то не уйдут на Запад, а Запад традиционно покупает Российские ресурсы из Восточной Сибири. Поэтому, чем меньше Центральная Азия может дать Западу, тем выгоднее России.

– Китайские эксперты надеются, что ШОС станет квазивоенным альянсом, способным заблокировать в ООН любую интервенцию в регион и проводить военные операции... Сможет ли Москва противодействовать углублению интеграции в рамках ОДКБ, Таможенного Союза?

– Что касается ШОС, то пока Россия не готова поддержать планы по превращению ШОС в военную организацию.

– По мнению китайских экспертов, члены ШОС могли бы предоставлять в распоряжение организации военные силы для быстрого реагирования, что требует расширения календаря совместных учений, проведения "миротворческих миссий"…

– Думаю, китайцы испугались планов, озвученных в прошлом году, – возможности интеграции России в НАТО. Конечно, никакой интеграции России в НАТО, очевидно, не предвидится. Но то, что такие планы рассматриваются, является для Китая очень тревожным сигналом. Китайцы понимают, что Россия единственный военный конкурент в этой части света. И если этот конкурент встанет на сторону враждебного блока, то положение Китая крайне ухудшится. Но Россия пока не готова превращать ШОС в военную организацию. Что касается ОДКБ, то Россия однозначно будет ее расширять и углублять.

– Любая нестабильность в Средней Азии грозит внутренней стабильности в Китае. В западной провинции Синьцзян страна ведет борьбу с "тремя видами зла" – сепаратизмом, религиозным экстремизмом и терроризмом. Китай хотел бы более активного участия государств Центральной Азии в борьбе с уйгурским движением сепаратистов, чьи базы, по мнению китайцев, располагаются как раз в этих соседних странах. Тем более, принцип невмешательства китайские военные уже критикуют как устаревший. К примеру, обсуждая возможность интервенции в Кыргызстан, один из китайских военных экспертов заявил, что принцип невмешательства "не следует воспринимать в отрыве от реальности". Сможет ли Китай в случае угрозы его внутренней стабильности нарушить принцип невмешательства?

– Центрально-Азиатским элитам надо понять, в какой ситуации они на самом деле находятся. Невозможно думать, как выиграть местные выборы или разделить очередной комбинат или деньги от транзитного потока. Государственная элита должна мыслить себя в больших процессах. Именно в этих процессах надо понимать свою роль, как позитивную, так и негативную. Поэтому важно не пропустить ту грань, за которой можно стать заложником ситуации. Для Американцев было бы выгодно использовать Центральную Азию для давления на Китай. Америка, откровенно говоря, пытается купить Центрально-Азиатские элиты разными способами, дабы сделать их руками грязную работу. Американцы это делают повсеместно. В этой ситуации важно не перейти границу, после которой вы станете полем боя, на что и намекают китайские эксперты. Американцы останутся у себя в Америке, а полем боя станете вы. Это надо хорошо понять всем в мире, кто пытается поиграть в разные американские планы. США платит деньги за то, что в будущем вы станете пушечным мясом. Вот исходя из этой дихотомии, и надо выбирать себе партнеров. Выбирать партнеров надо глядя вдаль, а не считая сегодняшние деньги, как кассир на ошском базаре. Пока, я думаю, Китай не готов к таким акциям. Но в будущем, если появится угроза расчленения Китая, они могут перейти эту границу. В этом смысле Центрально-Азиатским режимам надо понять, что участие в ОДКБ является гарантией их территориальной целостности. Россия сегодня, плохая она или хорошая, является гарантом целостности в Центрально-Азиатском регионе.

– Как будет складываться ситуация в СУАР? Ведь не секрет, что все сепаратистские тенденции в этом районе формируются при экзогенном влиянии.

– США активно и давно работает в этом направлении. Лет пять назад я был в Америке. Там мне довелось лично пообщаться с людьми уйгурской организации в Вашингтоне. Они давно помогают, вкладывают деньги и очень серьезно работают. У американцев есть несколько стандартных схем, которые они в разных случаях используют. К крупным державам они применяют определенную схему. Они применяли ее и к СССР, и к Югославии, ее же используют и по отношению к Китаю. Это требование либерализации режима в центре с одновременным стимулированием сепаратизма на окраинах. Они будут стимулировать сепаратизм в СУАР, во Внутренней Монголии и некоторых южных районах Китая. В Пекине же США начнет требовать либерализации и подбирать такую элиту, которая будет требовать либерализации. Эту схему Америка достаточно активно и умело применяет в разных местах. Думаю, у самих же китайцев проводится политика "двух начал". Первое, они жесточайшим образом подавляют тех, кто готов оказывать вооруженное сопротивление. Второе, вкладывают огромные деньги в развитие.

– В политику ассимиляции...

– В ассимиляцию, которая все равно дает развитие.

Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ

29 сентября 2011
Источник - Общественный рейтинг
Категория: Международные военные новости | Просмотров: 1077 | Добавил: Marat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31