Главная » 2011 » Ноябрь » 14 » Сатпаев: Казахстану пора менять антитеррористичекую политику
15:44
Сатпаев: Казахстану пора менять антитеррористичекую политику
ИА Новости-Казахстан. Последний месяц население Казахстана будоражит одна тема: в стране активизировались экстремисты. Теракты в Атырау и Таразе, подогреваемые слухами о жертвоприношениях детей и анонимными сообщениями о якобы заложенных бомбах в общественных местах, будоражат казахстанцев. Правоохранительные органы просят граждан не паниковать. Но это нисколько не снижает напряжения в обществе. Все задаются вопросом: что происходит и чего можно ожидать? На эти вопросы попытался ответить ИА Новости-Казахстан политолог, директор консалтинговой организации «Группа оценки рисков» Досым Сатпаев.

- Как вы оцениваете события, которые произошли в Таразе в минувшую субботу?

- Я думаю, что события, которые произошли не только в Таразе, но и в Актюбинской области, Атырауской области, они 200 раз подтверждают, что тайная, скрытая война, которую наши силовики вели в последние 10 лет с экстремистскими, террористическими организациями, она вышла в открытую фазу. Поэтому пытаться обвинять только силовиков в том, что они где-то, что-то не доделали, мне кажется, не стоит, потому что те, кто занимался проблемой экстремизма и терроризма в Казахстане хотя бы последние 10 лет, они хорошо знают, что наши силовые структуры за эти годы на самом деле предотвратили не один террористический акт и задерживали представителей террористических групп. Не вина силовиков, что в этом году казахстанцы впервые столкнулись именно с отрытой формой террористической деятельности. Я думаю, что все-таки здесь большая вина государственной системы в целом, которая за 20 лет не смогла создать эффективных предохранителей от экстремистских и террористических структур. И это серьезная проблема.

Власть в целом проморгала ситуацию, и главная опасность в том, что ситуация начинает выходить из-под контроля.

Еще в 90-тые годы прошлого столетия отмечались серьезные террористические риски для нашей страны. Хотя бы потому, что мы находились в окружении государств, где терроризм уже активно себя проявлял – это Россия, Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан, Китай.

- Получается, что об угрозе терроризма знали, но где-то недоработали?

- С конца 90-тых годов об угрозе терроризма говорили, но при этом, к сожалению, возникает такое ощущение, что казахстанская власть сама себя загнала в свою собственную ловушку. Эта ловушка называется "миф о стабильном и процветающем Казахстане". Власть так активно убеждала себя и международное сообщество, как, впрочем, и граждан Казахстана, что наша республика настолько уникальный пример стабильного развития, некий оазис, что здесь не может быть таких серьезных радикальных действий, как у наших соседей. Активно убеждая всех, казахстанская власть сама поверила в это, а, поверив, перестала смотреть на окружающее без «розовых очков» и на самом деле не обратила внимание на то, что за эти 20 лет в стране появились определенные протестные группы. Часть этих протестных групп стали сторонниками радикальных идей, считая, что с этой властью можно теперь бороться такими методами.

Но самое настораживающее состоит в том, что никто в Казахстане - ни силовые структуры, ни администрация президента, ни партия «Нур Отан», ни Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК), ни социологические службы – никто не скажет вам на самом деле, какой процент протестного населения в Казахстане есть. И какой процент этого претесного населения является сторонниками радикальных идей. То есть получается, никто в Казахстане не владеет полной информацией о том, какое количество людей в нашей республике готовы принять радикальные экстремистские идеи, более того, готовы стать даже шахидами.

Сам факт того, что в Казахстане уже такие люди есть, и эти люди являются гражданами страны – это уже является большой опасностью. Выходит, что терроризм в Казахстане в этом году просто проявил себя более активно.

- И все-таки - почему именно сейчас пошла активизация экстремистов в Казахстане?

- Можно назвать две важные причины: внутренние и внешние. Я думаю, что на первое место нужно поставить внутренние причины – это и низкий уровень религиозного образования населения, это и определенный уровень бедности, это и плохая информационно-идеологическая работа власти, это и определенный уровень коррупции. Много внутренних причин, которые, как порох, накапливались. А внешние факторы - это, в частности, влияние внешних экстремистских террористических организаций. Они были просто детонаторами. Получается внутри уже созрели благоприятные условия для того, чтобы внешние силы могли кинуть туда зерна.

- Закон о религии, принятый этой осенью, как-то может влиять на ситуацию?

- Закон о религии надо было принимать еще лет 15 тому назад. Мы приняли закон поздно, поэтому он, в любом случае, не сыграет никакой ключевой роли. У наших государственных структур есть все инструменты для того, чтобы эффективно бороться с экстремизмом и терроризмом, но они этого не смогли сделать. Получается, дело не только в законах, а дело в том, что нам нужно полностью менять подход к антитеррористической системе. Нужно, конечно, изучать международный опыт. Но самое главное - нам нужно избавиться от мифа, что антитеррористическая система Казахстана может только опираться на силовые структуры. Это не так. Антитеррористическая система Казахстана должна опираться на само общество, на религиозные организации, которые должны вести свою работу, на политические партии, у которых тоже должен быть определенный инструментарий, раз они заявляют о себе как об идеологических организациях, система должна опираться на СМИ, на аналитические структуры - эта система должна включать все сегменты.

Терроризм бьет абсолютно по всем. Многие по наивности считают, что сейчас террористы в основном выступают против силовиков, а простых граждан не трогают. Но как показывает мировая практика, обычно с этого все и начинается. Я думаю, что в Казахстане развивается тренд, когда начали с силовиков, а потом это может перейти к терактам против мирных граждан. Я думаю, этот тренд существует, и власть должна общество информировать, власть должна более активно работать. Если власть не информирует общество, то тогда власть проигрывает информационную войну. Кому? - Самим экстремистам-террористам, которые потом сеют панику через те или иные информационные каналы, а с другой стороны - проигрывают информационную войну обывательским слухам и панике, а это уже серьезный удар.

- Целесообразно ли в данной ситуации распускать мажилис парламента Казахстана?

- Наш парламент так сильно оторван от реальной ситуации в Казахстане,что есть он у нас или нет – это никак не влияет ни на уровень террористических рисков, ни в целом на ситуацию в стране. Будет ли роспуск парламента досрочный или выборы пройдут в срок, это, мне кажется, никак не влияет на ситуацию в стране в условиях борьбы с терроризмом. Маловероятно также, что многопартийный парламент может повлиять на ситуацию.
Категория: Казахстанские военные новости | Просмотров: 1133 | Добавил: Marat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 70
Гостей: 70
Пользователей: 0
Календарь