Перед лидерами стран – участниц ШОС стоит проблема пополнения своих рядов.
Участники
Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) этим летом стали обсуждать
вопросы ее трансформации. Прошедший 6–7 июня Пекинский саммит ШОС выявил
тенденцию к расширению круга вопросов, находящихся в ее компетентности.
10 лет назад задачи организации были ограничены тремя сферами: борьба с
терроризмом и наркотрафиком, развитие приграничного сотрудничества и
поддержание региональной стабильности. Теперь лидеры стран – членов
организации дискутируют о том, как расширить сферу внимания и усилий
ШОС.
Новые проблемы
Толчком к переменам стало принятое на
саммите НАТО в Лиссабоне (20–21 ноября 2010 года) решение о выводе войск
альянса из Афганистана к 2014 году. Это событие создало новую
стратегическую ситуацию в Центральной Азии.
Во-первых, Россия и
КНР взяли курс на усиление ШОС. Еще 26 сентября 2010 года было подписано
Соглашение между КНР и РФ о сотрудничестве в борьбе с терроризмом,
сепаратизмом и экстремизмом. На саммите ШОС в Астане 3 июня 2011 года
лидеры России и КНР поставили вопрос о закреплении его положений на
уровне документов ШОС.
Во-вторых, действия Москвы и Пекина
вызвали настороженное отношение Узбекистана. После событий в Андижане в
2005 году Ташкент добился вывода американских баз с узбекской территории
и вернулся в ОДКБ. Российско-китайское соглашение 2010-го пробудило у
узбекской элиты опасения, что Центральная Азия станет сферой влияния
Москвы и Пекина. Визит в Ташкент госсекретаря США Хиллари Клинтон 22
октября 2011 года продемонстрировал готовность Узбекистана возродить
диалог с Вашингтоном.
В-третьих, Соединенные Штаты используют
открывшееся окно возможностей для возвращения в Центральную Азию.
Американская дипломатия прорабатывает с осени 2011 года два варианта.
Первый – предоставление Вашингтону статуса наблюдателя ШОС. Второй –
получение США статуса партнера по диалогу с ШОС. Этот статус не
предполагает доступа к закрытым документам организации. Но партнер может
ознакомиться с их содержанием по запросу к одному из членов ШОС.
В-четвертых,
Вашингтон стремится вовлечь Индию в региональные процессы.
Администрация Барака Обамы подчеркивает необходимость вовлечения Дели в
процесс урегулирования афганского конфликта. Белый дом также
поддерживает проект газопровода ТАПИ
(Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия). После 3-го газового конгресса в
Туркменбаши 23–24 мая 2012 года американские эксперты заговорили о
конкуренции Индии и КНР за центральноазиатские энергоресурсы. Это
вписывается в общую тенденцию американской политики сделать Индию
противовесом КНР.
В-пятых, повысилась роль Туркмении. К началу
2010-х годов Ашхабад диверсифицировал маршруты транзита. В 2009 году был
введен в строй газопровод Туркмения–Китай; в 2010-м – газопровод,
соединивший Довлетабадское месторождение Туркменистана и местность
Хангеран (Иран). В 2010 году началось строительство газопровода
Восток–Запад, соединяющего месторождения "Довлетабад" и "Южный Иолотань"
на востоке страны с побережьем Каспийского моря. К этим проектам
добавляется подписанное 23 мая 2012 года соглашение по ТАПИ.
В-шестых,
правительство Хамида Карзая проводит более самостоятельную политику.
Еще в апреле 2008 года министр обороны Афганистана Абдул Рахим Вардак
обсудил в Нью-Дели проблемы военного сотрудничества с Индией. 20 января
2011-го было подписано российско-афганское Соглашение о
торгово-экономическом сотрудничестве. В сентябре 2011 года в Душанбе
состоялась встреча глав "четверки"
(Россия–Афганистан–Пакистан–Таджикистан). Появились предположения, что
после вывода войск НАТО "четверка" возьмет на себя ведущую роль в
афганском урегулировании.
Негативные сценарии
Такой фон
порождает неуверенность во всех региональных государствах. Для
Таджикистана и Киргизии главная опасность – обвальное падение
правительства Хамида Карзая. Узбекистан волнуется по поводу возвращения
талибов. Но в Ташкенте также опасаются, что после вывода войск НАТО из
Афганистана влияние Москвы и Пекина окажется несбалансированным. В
Астане тревогу вызывает как возможная активизация войны в Афганистане,
так и усиление давнего регионального соперника – Узбекистана.
Россия
и КНР также встревожены перспективами правительства Карзая после 2014
года. Но не меньшие опасения в Москве и Пекине вызывает повторение
сценария 2002 года. Весной 2002-го администрация Джорджа Буша-младшего
зондировала вопрос о вступлении США в ШОС или предоставлении им статуса
ассоциированного члена. Предложения Белого дома поставили ШОС на грань
кризиса. Узбекистан поддерживал предложения США. Россия и КНР выступали
против подключения Вашингтона к ШОС. Установить партнерство с ШОС
Вашингтону в то время не удалось.
Причиной стали жесткие шаги
американской администрации в отношении центральноазиатских государств.
Но активизация американской дипломатии позволяет предположить, что
Вашингтон может вернуться к проектам 2002 года.
Две реформы
На
этом фоне стихийно возникают два проекта реформы Шанхайской организации
сотрудничества. Первый – реформа через расширение. Еще в 2004–2005
годах статусы наблюдателей в ШОС получили Монголия, Индия, Пакистан и
Иран. На Пекинском саммите 2012 года Афганистан получил статус
наблюдателя, а Турция – партнера по диалогу. В Пекине также обсуждался
вопрос о вступлении в ШОС Индии и Пакистана.
Такой вариант
пользуется поддержкой администрации США. Советское понятие "Средняя
Азия" включало в себя четыре советские республики: Узбекскую,
Таджикскую, Туркменскую и Киргизскую ССР. Центральная Азия в
американском понимании помимо них включает в себя западные районы КНР,
Афганистан, Пакистан, зону индо-пакистанского конфликта и Монголию. До
недавнего времени ШОС была скорее среднеазиатской организацией. Быстрое
расширение сделает ее центральноазиатской в американском смысле этого
слова. Вашингтон получит возможность использовать ресурсы средних стран и
Индии для блокировки ведущей роли Москвы и Пекина в ШОС.
Второй
вариант – реформа через усиление институтов. Этот вариант начал
обсуждаться на Пекинском саммите ШОС. Предложение президента Казахстана
Нурсултана Назарбаева выработать общую стратегию контроля за
киберпространством, дискуссии о создании энергетического клуба (с
перспективой его взаимодействия с Туркменией) – пробные шары, задел для
реформы. В таком контексте логично смотрятся принятые на Пекинском
саммите документы по переговорам по ПРО и сохранению стратегической
стабильности. Они выступают своеобразной заявкой на превращение ШОС в
полноценную организацию, в компетенцию которой входят проблемы
безопасности.
Эти тенденции будут вызывать противодействие со
стороны США. Вашингтон рассчитывает на поддержку государств,
обеспокоенных ведущей ролью России и КНР в бывшей Средней Азии. Поэтому
перед ШОС стоят две задачи: (1) определение формата отношений с США и
(2) укрепление организации с учетом позиции малых и средних стран.
Стремительное расширение вряд ли пойдет на пользу организации.
2012-07-02 / Алексей Валериевич Фененко - ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН. Источник - НГ-Дипкурьер
|