Фарида Галиева
О
настоящем и будущем казахстанских Сил воздушной обороны в преддверии
20-летнего юбилея Вооруженных сил Республики Казахстан мы беседуем с
Главнокомандующим Силами воздушной обороны ВС РК генерал-лейтенантом
авиации Александром Сорокиным
-
Александр Николаевич, боевая авиация, безусловно, один из важнейших
родов ВС РК. Расскажите, что ожидает отечественные ВВС в ближайшем
будущем и в перспективе?
- Роль ВВС, конечно же, очень
важна. Как свидетельствует опыт локальных конфликтов современности,
именно с уничтожения авиации и ПВО начинается поражение армии, и, чтобы
не допустить этого, необходимо поддерживать эти рода войск очень
сильными и боеготовыми.
Авиация - это очень сложный род войск, который и в мирные дни несет
боевое дежурство. Ее возможности очень велики, и это доказывает то, что
ни одни учения, проводимые в Казахстане, не обходятся без самолетов и
вертолетов ВВС. А еще наши граждане могут своими глазами видеть
мастерство казахстанских летчиков на военных парадах в Астане, а также
на выставке KADEX-2012, которая пройдет в мае этого года.
Что касается боевой техники, то могу сказать следующее. До 2015 года на
машинах фронтовой авиации будут производить в основном капитальный
ремонт и модернизацию. Все это позволит им выполнять свои задачи по
предназначению и осуществлять боевое дежурство. Затем нам предстоит
выбрать перспективный многофункциональный фронтовой самолет
казахстанских ВВС, который должен будет отвечать всем нашим требованиям
и выполнять необходимые задачи.
С момента образования собственных Вооруженных сил Казахстан имел самые
разнообразные типы самолетов. Были стратегические бомбардировщики,
совершенно ненужные по военной доктрине республике, но не было
штурмовиков, которые были более необходимы для поддержки Сухопутных
войск. Наличествовало большое количество устаревших
истребителей-бомбардировщиков, но не было достаточного количества
перехватчиков для противовоздушной обороны.
Среди первоочередных мер приняли следующие: вывод из состава войск
самолетов стратегической авиации (их передали России). Затем вывели в
резерв и сняли с вооружения машины, выработавшие свой ресурс.
В дальнейшем в боевые части поступили самолеты 4-го и 5-го поколений -
истребители МиГ-29 и Су-27, перехватчики Миг-31 и штурмовики Су-25,
которые ныне составляют основу казахстанской боевой авиации. Также
остаются на вооружении модернизированные истребители-бомбардировщики
МиГ-27 и учебно-боевые L-39. В связи с мирными инициативами главы
государства - Верховного главнокомандующего ВС РК Нурсултана Назарбаева
сократили численность ударных самолетов с выведением в резерв фронтовых
бомбардировщиков Су-24 и разведчиков-бомбардировщиков МиГ-25РБ. Сегодня
Военно-воздушные силы имеют на вооружении 16 типов самолетов и 7 типов
вертолетов.
Войска ПВО, которые входят в состав СВО, оснащены зенитно-ракетными
комплексами С-300, С-200, С-125 МК, С-75 различных модификаций, которые
способны уничтожать современные самолеты и крылатые ракеты во всем
используемом диапазоне высот и скоростей.
-
Давайте поговорим о военно-транспортной и армейской авиации. Скажите, в
одном из своих интервью Вы говорили, что с ожидающимся приходом
нескольких самолетов Ан-72 группировка военно-транспортных самолетов
будет способна выполнять все задачи...
- Мы должны создать
такую группировку военно-транспортной авиации, которая будет способна
выполнить поставленную задачу по переброске войск, вооружения и военной
техники в любую точку нашей республики - и сейчас, и в будущем. Первый
этап - мы модернизируем и ремонтируем то, что у нас есть. И все же, как
бы она ни была хороша, но техника имеет свой ресурс. Наступит время,
когда нам придется производить закупки совершенно новых
военно-транспортных самолетов.
Схожая ситуация и с техникой армейской авиации. Правда, здесь уже ведут
работу по вводу в строй совершенно новых образцов отечественных
вертолетов. Первые два вертолета "Еврокоптер”, собранные в Казахстане,
приняли на вооружение ВВС страны.
Но мы не будем только закупать готовые образцы. В Астане организовали
сборку таких машин, уже строят производственные помещения. Если
поначалу мы не сможем сами выпускать какие-то сложные агрегаты, - для
этого нужно и специалистов подготовить, и оборудование, приобрести
необходимые технологии, - то в дальнейшем должна произойти глубокая
локализация процесса выпуска вертолетов. То есть предполагается, что
все будем делать сами.
Парк военно-транспортной авиации представляют самолеты Ту-154, Ту-134,
Ан-26. Не так давно его пополнили модернизированным самолетом Ан-12, и
скоро поступит на вооружение Ан-72. В ближайшем будущем в СВО ВС РК
поступит новый военно-транспортный самолет С-295 из Испании, который
отвечает всем современным требованиям.
В период с 2006 по 2010 год прибыло в Казахстан с ремонта и
модернизации более 100 самолетов различных типов. Сегодня наши летчики
выполняют полеты на многоцелевых истребителях 4-го поколения, прошедших
капитальный ремонт на предприятиях России, Белоруссии и Украины.
-
В прежние времена профессия военного летчика была овеяна славой, тысячи
мальчишек мечтали о ней и грезили небом. В 90-е годы этот романтический
ореол слегка угас ввиду социальных проблем и служебных трудностей.
Изменилось ли это положение сейчас? И что сейчас привлекает молодых
ребят в профессии военного летчика?
- Да, были когда-то у
нас трудности, но сейчас благодаря пристальному вниманию Верховного
главнокомандующего и руководства МО РК их преодолели.
Наши летчики много летают, имеют перспективы для карьерного роста и возможность достойно содержать семью.
Мне, как военному летчику, приятно, что из года в год у нас продолжает
сохраняться очень большой конкурс в Актюбинский военный институт СВО -
и на летный факультет, и на инженерный! И это при том, что отбор в этот
престижный вуз - строгий. И все равно - молодые ребята к нам идут.
Значит, престиж Казахстанской армии и Военно-воздушных сил в народе растет!
Старение
винтокрылых машин в казахстанских ВВС привело к тому, что на вооружении
армейской авиации со временем остались лишь два типа вертолетов -
транспортно-боевые Ми-24 (которые чаще называют штурмовыми) и
многоцелевые Ми-8. С вооружения сняли вертолеты Ми-6, в резерв вывели
Ми-26. С увеличением финансирования и развитием Вооруженных сил страны
приняли решение увеличить группировку армейской авиации, для чего
закупили многоцелевые вертолеты Ми-17, представляющие собой углубленную
модернизацию хорошо зарекомендовавшей себя "вертушки” Ми-8. Поступили
на вооружение после капитального ремонта и модернизации два
вертолета-гиганта Ми-26.
http://www.np.kz/index.php?newsid=10725