Как я уже неоднократно писал ранее, ситуация в Сирии,
с одной стороны, вполне может выйти на интервенционный сценарий. С
другой стороны, многие внешние силы не хотели прямо вмешиваться в
конфликт, не имея гарантии того, что это не приведет их самих к
значительному снижению свободы маневра в регионе. Для того чтобы
операция была не слишком затратной (как по времени, так и по средствам) и
имела гарантию успеха, необходимым условием является неспособность
Дамаска эффективно противостоять предполагаемой интервенции. Как
выглядит нынешнее положение дел у сирийского руководства?
Современная
военная ситуация в самой стране отличается устойчивой тенденцией к
ухудшению положения как правительства, так и сохранивших верность ему
силовых структур.
1. Наступление в Алеппо фактически
остановилось, а угроза блокирования коммуникаций местной группировки
правительственных войск никуда не исчезла.
В последнее время
армия предпринимает усилия по деблокированию ряда дорог, ведущих к
городу. Но сил окончательно превратить эти коммуникации в безопасные и
полностью "свои" не хватает. Да и в обозримом будущем хватать не будет.
На
войне важно не только и столько то, кто формально контролирует дорогу, а
то, кто способен ее реально использовать в своих целях. Учитывая
растущую нехватку транспорта и бронетехники у правительственных сил на
местах, а также численность повстанцев в районах, прилегающих к этим
самым дорогам, перспективы для Дамаска все равно получаются не самыми
радужными. Наладить нормальное и ритмичное снабжение группировок войск, а
также эффективный маневр силами и средствами будет чрезвычайно тяжело.
"Дорожную войну", включающую минирование дорог, нападения на колонны и
КПП, никто не отменял.
2. Ухудшается ситуация на севере страны.
Помимо успехов ССА (Сирийская Свободная армия) и других вооруженных
формирований в провинциях Идлиб, Алеппо и Ракка, расширяется зона боев и
в провинции Хасеке.
Одновременно растет активность повстанцев на
юге страны. Наилучшее доказательство - это возникновение вооруженных
инцидентов с Израилем, отвечающим огнем на периодические обстрелы
приграничной полосы.
3. ССА, видимо, все-таки смогла
реорганизовать управление силами и теперь осуществляется взаимная
координация действий частей и подразделений в разных провинциях. В
ближайшие недели возможно появление единого командования, включающего в
себя уже не только органы управления ССА, но и других оппозиционных
формирований.
В последние две недели происходит важный сдвиг и во
внешнеполитической ситуации, причем напрямую связанной с военной
ситуацией в самой Сирии.
1. Происходит политическая консолидация
оппозиции. Сколь успешны будут эти политические инициативы - покажет
время. Но теперь противники Асада - это уже относительно единая и
признанная на международном уровне сторона. И с ней внешние силы могут
вполне открыто и в широком масштабе сотрудничать. Быстрая и
положительная реакция широкого списка стран и международных организаций
на единый политический орган сирийской оппозиции - признак начавшихся
изменений.
Главной проблемой как ССА, так и других вооруженных
формирований оппозиции является нехватка вооружения и боеприпасов.
Именно их не хватает для осуществления успешных полномасштабных
наступательных операций вглубь страны. Причем проблема касается как
качества (яркий пример - отсутствие современных переносных зенитных и
противотанковых ракетных комплексов), так и количества (дефицит
ощущается даже в старых и малоэффективных ПЗРК "Стрела-2М").
Даже
успешно идущий в последнее время значительный качественный рост в
оснащенности этих формирований, пока все же не создает для них
возможности проводить классические лобовые наступательные операции
против крупных группировок правительственных сил. Трофейных танков,
гаубиц, минометов, систем залпового огня уже хватает для создания
локального превосходства над изолированными небольшими группировками
регулярной армии, но стратегических козырей это пока не дает.
При
этом следует помнить еще и о том, что классические средства ведения
войны слишком "громоздки" для стороны, представленной в основном легкой
пехотой и не имеющей как полноценного тыла, так и адекватного кадрового
резерва. Для того чтобы успешно воевать силами легкой пехоты - эта самая
легкая пехота должна располагать адекватным арсеналом носимого
вооружения.
Но если будет принято политическое решение открыто
поддержать вооруженную оппозицию поставками современных средств ведения
войны, то довольно скоро начнется полномасштабное наступление на юг
страны. Причем это наступление будет иметь все шансы на успех. Ведь
правительственная армия при таком повороте событий лишится
технологического превосходства, последнего козыря в гражданской войне.
Международное признание оппозиции резко увеличивает вероятность начала
поставок ей больших партий современного оружия.
2. Число беженцев
как внутри самой Сирии, так и за пределами ее границ продолжает быстро
расти. К концу года ожидается, что численность перемещенных лиц может
достичь 4-5 млн.! Это создает широкий комплекс проблем для ныне
действующих властей страны. Ведь фактически возникает та самая ситуация
"гуманитарной катастрофы" - довольно подходящего повода для интервенции.
Причем в данном случае речь идет о вполне реальной гуманитарной
катастрофе.
Но главные тренды касаются падения военных
возможностей сирийской армии по прямому отражению возможной интервенции.
Наиболее важным трендом является то, что сирийская армия вынуждена
отводить свои наиболее боеспособные силы ПВО в глубину полностью
подконтрольных районов на юг и на запад, а оставшиеся на севере страны
объекты системы ПВО во многом уже разгромлены повстанцами.
В
последние недели на севере страны нейтрализована большая часть
остававшихся радиолокационных постов, а, значит, ликвидирована
значительная часть системы оповещения о воздушной обстановке. Это уже
превращает север страны в относительно "мертвую зону" для ПВО и ВВС
Сирии. А ведь именно их боеспособность в указанных районах определяет
возможности по предотвращению безнаказанного создания над территорией
страны бесполетных зон.
Одновременно военные уже сейчас не
рискуют отправлять в северные районы (уже, по сути, контролируемые,
скорее, ССА, чем правительством) лучшие и наиболее боеспособные зенитные
ракетные комплексы (ЗРК). Колонны боевых машин с зенитными ракетами
представляют желанную мишень для повстанцев. А дополнительной пехоты и
бронетехники для гарантированной защиты зенитных ракетных комплексов от
наземных атак на севере страны в нынешних условиях взять негде.
Учитывая
постепенную утрату правительственными силами контроля за воздушным и
наземным пространством в приграничных с Турцией районах, организовать
эффективное противодействие авиации интервентов будет практически
нереально. И вот почему.
Чтобы ЗРК не были уничтожены боевиками
на земле - следует привлечь довольно большие контингенты для охраны их
позиций. Чтобы привлечь эти контингенты - их надо откуда-то взять, а
людских резервов уже сейчас не хватает. При этом, чтобы ЗРК не
уничтожила авиация противника, нужно развернуть их в достаточном
количестве, а это резко повышает потребность в численности привлекаемого
для их охраны на земле личного состава! А его то как раз и не хватает.
Чтобы
обеспечить устойчивую ПВО над всей северной Сирией, необходимо выбить
боевиков из ряда районов и разместить там системы наблюдения за
воздушным пространством. Т.е. сначала надо решить ту задачу, которую уже
не один месяц сирийская армия решить не может. Возникает классический
замкнутый круг. Если же боевики получат военную помощь - то вернуть эти
самые приграничные районы станет еще более нереально.
Таким
образом, из-за возникшей невозможности как создания, так и последующего
поддержания в боеспособном состоянии адекватной группировки сил и
средств ПВО на севере Сирии, постепенно начинают возникать действительно
комфортные для интервентов условия. Речь в данном случае пока идет о
возможности проведения лишь ограниченной, как по привлекаемым силам, так
и по пространственному размаху, операции. Наиболее часто
рассматриваемый сегодня вариант - создание бесполетной зоны над всей
территорией Сирии севернее города Алеппо. Конечно, не факт, что
интервенция начнется. Но с каждым днем эта ранее чисто военная и
финансовая проблема все больше превращается в политическую. Сомнений в
этом уже практически не остается.
Владимир Хрусталев, эксперт
международной организации "Lifeboat Foundation" - специально для
Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение". |