На прошлой неделе мы жили под знаком непрерывного
внимания к Газе. Неделя прошла, и ничего не изменилось. Войну провели
без наземного наступления израильской армии, но с массированными
авиационными и ракетными ударами с обеих сторон. Израилю не хватило
желания, а возможно, и сил, чтобы сокрушить ХАМАС. ХАМАСу тоже не
хватило сил заставить Израиль изменить свой курс, но он хотел одержать
символическую победу в борьбе против Израиля. Стороны решили, что
продолжение боевых действий не имеет особого смысла, и это дало
возможность американцам и египтянам благословить перемирие. В нем
поучаствовали все – от Ирана до египетских "Братьев-мусульман", а потом
занавес над этим актом спектакля опустился. Но он снова поднимется. Для
переживших этот конфликт в нем не было ничего тривиального, но в итоге
он мало что изменил.
В таком контексте внимание к выборам в
Каталонии может показаться фривольностью, но такова уж природа
геополитики, в которой все тихое, случайное и странное может в конечном
итоге иметь гораздо большее значение, чем события, становящиеся поводом
для броских заголовков.
Каталония - это регион на северо-востоке
Испании. Ее столица Барселона - это второй по величине город в стране, а
также ее промышленный и торговый центр. Каталония - это также регион,
где на протяжении десятилетий действует влиятельное движение за
независимость, цель которого – добиться отделения от Испании.
На
прошедших в воскресенье региональных выборах движение за независимость
сохранило свои сильные позиции, но оно также стало более сложным.
Председатель парламента Каталонии Артур Мас (Artur Mas) назначил
досрочные выборы в попытке добиться проведения референдума по вопросу
отделения. Но на выборах партия Маса потеряла 12 мандатов, хотя другая
стремящаяся к независимости, но более левая партия удвоила число своих
места в парламенте. В совокупности выступающие за независимость партии
увеличили количество своих парламентских кресел на одно и теперь имеют
необходимое большинство в две трети голосов, позволяющее им объявить
проведение референдума без обязательной юридической силы.
Не
будет углубляться в дебри региональной политики; заметим лишь, что
давний спор между Каталонией и Мадридом усилился из-за финансового
кризиса и вопроса о том, как делить его бремя. Вначале Мас выступал не
за независимость Каталонии, а лишь за предоставление ей большей
автономии. Однако ему хотелось заключить с Мадридом сделку, по условиям
которой нагрузку мер жесткой экономии на Каталонию можно было бы
облегчить. Мадрид от такой сделки отказался, из-за чего Мас был вынужден
выступить за независимость и назначить досрочные выборы. Получив в
воскресенье результаты голосования, движение независимости стало более
настойчивым и радикальным. Главная выступавшая за независимость партия
проиграла, но более мелкие партии левого толка добились определенных
успехов, и мы ожидаем, что такая тенденция в Европе будет усиливаться по
мере нарастания экономической напряженности.
Пограничные императивы Европы
Со
времен Второй мировой войны в Европе действует основополагающий
принцип, в соответствии с которым ее границы священны и неприкосновенны,
и меняться никак не могут. Есть опасения, что когда в Европе снова
встанет проблема границ, опять возникнет та напряженность, что разрывала
континент на части до Второй мировой войны. Конечно, принцип этот
соблюдался не всегда и не везде. Границы Сербии были изменены
насильственным путем после войны в Косове (Испания одна из четырех
стран-членов ЕС, не признавшая косовскую независимость из-за своего
сепаратистского движения). Однако любые мысли о том, что одно
государство может предъявить территориальные претензии другому, всячески
сдерживались.
Что никто не сдерживал, так это самостоятельный
пересмотр национальных границ. Самый известный случай это "бархатный
развод" в Чехословакии, где мирно расстались Чехия и Словакия, обретя
свою государственность. Совершенно очевидно, что этот принцип не
исключал распад и деление государств на более мелкие образования по
национальному признаку, как это было в Югославии и даже в самом
Советском Союзе. В 1990-е годы в Европе появилось немало стран, которые
прежде существовали в составе более крупных образований. Иногда их
появление было мирным, иногда нет.
Но напряженность и
противоречия сохранялись. В Бельгии франкоязычные валлонцы и говорящие
на голландском фламандцы враждебно относятся друг к другу с момента
возникновения этой страны в 19-м веке. В Словакии и Румынии проживает
много венгров, которые были отделены от своей родины после перекройки
границ Австро-Венгрии по итогам Первой мировой войны. Периодически среди
венгров в обеих странах возникают вспышки националистического
недовольства и стремление к воссоединению с исторической родиной. В
Британии действует шотландское сепаратистское движение. Северная
Ирландия сегодня живет мирно, но и там движение сепаратистов
сохраняется. Немало движений такого рода существует и в Италии.
Основную
часть таких движений не следует воспринимать всерьез. Даже каталонскому
движению очень далеко до независимости. И тем не менее, мы входим в тот
период европейской истории, когда границы перекраиваются главным
образом не в результате захватов территорий одной страны другой. Скорее,
шансы на то, что усиливающие свою значимость сепаратистские движения
будут менять границы, начнут переходить из области абсурда в сферу
возможного. Это не какая-то там банальная эволюция, потому что в таких
вопросах важнее всего общая траектория движения, а не правдоподобность
изменений в данный момент. Давление в Европе нарастает, и то, что
казалось немыслимым, за довольно короткое время может неожиданно стать
вполне осуществимым.
Состоявшийся на прошлой неделе саммит ЕС,
который обсудил общеевропейский бюджет, продемонстрировал, насколько
национальные интересы и национализм стали определяющими в политике
европейских государств. Сегодня главный вопрос для Европы заключается в
том, кто будет нести основную нагрузку мер строгой экономии, к которым
принуждает европейская политическая и экономическая система. Что бы ни
думала Европа, действительность такова, что политическая власть
принадлежит национальным государствам, которые избирают президентов и
премьер-министров. Они отвечают перед своими избирателями, а избиратели
хотят, чтобы издержки были минимальны.
Продолжающийся в ЕС спор
из-за бюджета это весьма удобная возможность для любого государства,
которое хочет продемонстрировать обществу, как зорко оно следит за тем,
чтобы свести к минимуму последствия самоограничений. Та желчность, а
порой и открытая враждебность из-за бюджета, которую проявляют
государства в попытке переложить финансовое бремя на других, создавая и
меняя составы коалиций, просто поражает, если вы посмотрите на
сегодняшний день из 2000 года. Структуры Евросоюза быстро распадаются до
уровня составляющих его национальных государств.
Вопрос о том,
кто будет нести основное бремя внутри суверенных государств, вызывает не
меньшие противоречия. А это, в свою очередь, пересекается с глубокими и
бурными реками европейской истории. Каталония давно уже спорит, что
является отличной от Испании нацией, имеющей собственную историю и
культуру. Она издавна обладает определенной автономией. Эта проблема не
создавала большого шума, пока не стало ясно, что членство Испании в ЕС
будет иметь для нее серьезные экономические последствия. Вот тогда
традиции каталонского национализма выросли из платьица ностальгии и
превратились в схему уклонения от экономических невзгод путем переноса
нагрузки с Барселоны на Мадрид.
Непростое наследие национализма
В
романтическом национализме Европы присутствует очень важная традиция. В
своей либеральной форме это идея о том, что каждая нация имеет право на
самоопределение. Однако проблема заключается в определении понятия
нации. Для романтиков нация определяется языком, индивидуальной
историей, культурой и так далее. Кроме того, это понятие определяется
самовосприятием. Нация существует, когда ее представители считают себя
отдельным народом. В романтическом национализме незримо присутствует
конфликт. Когда в силу каких-то представлений романтический национализм
отрицает легитимность претензий составляющих нацию частей, он может
стать угнетающей, а не освобождающей силой. В ответ составляющие нацию
части иногда изобретают свою национальную индивидуальность по самым
разным причинам и поводам, дестабилизируя страну в целом. Европейская
идея национализма может быть очень дестабилизирующей, а в своей крайне
агрессивной форме способна даже стать жестокой.
Гимном Евросоюза
является "Ода к радости" из Девятой симфонии Бетховена. Она прославляет
Французскую революцию и возникший в результате дух освобождения. Это
освобождение не только личности, но и нации от династической тирании.
Это было сочетание идей о правах личности, о самоопределении наций и о
национальной самобытности. Европейский Союз должен был стать
олицетворением этих идей. Они не утрачены, но испытывают мощную
нагрузку, и точкой приложения этой нагрузки является страна, которая
вместо формирования общества сегодня формирует его соперничающие между
собой составляющие, которые заняты игрой с нулевым результатом. Чем это
закончится, непонятно, поскольку после Бетховена история Европы
развивалась совсем не так, как он хотел.
Столь же непонятно и то,
что произойдет с Каталонией и ей подобными образованиями, со скрытым в
недрах суверенных государств национализмом, который сегодня готов
оспорить законность существования такой страны как Испания, потребовать
освобождения от нее и получить право на свой собственный и имеющий
законную силу национализм. То, что начиналось как бархатный развод, как
мирное и благоразумное расставание, сейчас может превратиться в намного
менее дружелюбный процесс под давлением суровых экономических невзгод.
Какой еще скрытый национализм появится в Европе, пользуясь щитом
национального самоопределения для уклонения от экономических тягот? Его
очень легко сбрасывать со счетов как архаичные настроения, как нечто
неспособное дестабилизировать в нынешних условиях Европу. Но для такого
рода самоуверенности и самоуспокоенности у европейцев нет оснований,
если посмотреть на их историю.
Важно установить некий контрольный
показатель этих процессов, взяв за точку отсчета крайние последствия,
какие мы наблюдаем в Газе. Сионизм это движение, выросшее из
европейского романтического национализма. Он многое позаимствовал из
еврейской истории, культуры и религии, чтобы узаконить право на создание
еврейского национального государства. Палестинский национализм также
появился из европейского романтического национализма. Мысль о суверенном
государстве, укоренившаяся в арабском мире в конце 19-го столетия, а
затем взятая в 1950-х годах на вооружение левыми арабскими сторонниками
светского образа жизни, во многом основана на идее о том, что на смену
европейским империям придут национальные государства. Палестинское
национальное движение происходит из этой традиции, и оно претендует на
право палестинской нации на существование – отдельно от других наций.
Здесь
мы видим мрачную сторону "Оды к радости", которая коренится в
географии. Чтобы существовала нация и государство, им нужно свое
собственное место. После Французской революции европейские нации
постоянно вели борьбу за свое место в Европе. Оккупация Европы с 1945 по
1991 год приостановила эти споры. А с 1991 года, когда закончилась
холодная война, и был составлен Маастрихтский договор о создании ЕС, и
по 2008 год казалось, будто эти споры канули в Лету навсегда. Но
медленно и незаметно немыслимое превратилось в маловероятное, а
маловероятное просто в труднодостижимое.
Романтический
национализм способен осуществлять как сны людей, так и их кошмары, и
обычно он делает и то, и другое. Газа дает нам ощущение кошмара, а
Каталония – ощущение сна. Но в большинстве мест, и особенно в Европе,
расстояние от сна до кошмара не так велико, как может показаться.
Экономические тяготы вкупе с романтическим национализмом, связанные
сегодня воедино такой массивной структурой как Евросоюз, который не в
состоянии понять те силы, что таятся под его поверхностью, всегда
порождали кошмары на европейском континенте.
Сейчас такое
немыслимо. Однако история Европы - это история немыслимого. Я
сомневаюсь, что основатели сионизма думали в 19-м веке о Газе как о
своем будущем.
Джордж Фридман - учредитель и генеральный директор аналитической компании Stratfor.
Оригинал публикации: Gaza, Catalonia and Romantic Nationalism
Опубликовано: 27/11/2012
("Stratfor", США) Джордж Фридман (George Friedman) Источник - inosmi.ru |