Главная » 2013 » Ноябрь » 15 » Терроризм. анатомия явления
16:59
Терроризм. анатомия явления

Одна из глобальных угроз нашего времени появилась не вчера и не на пустом месте, и для того чтобы противостоять злу, нужно знать его истоки, прогнозировать тенденции развития, понять, какие применять действенные профилактические меры.

Помочь с противодействием могло бы тщательное изучение терроризма как явления, которое, как это ни печально, стало часто повторяемым. Казахстанский политолог Ерлан Карин на одной из дискуссионных площадок заявил:

– Когда мы обсуждаем терроризм, у нас, к сожалению, имеет место ограниченный локальный подход. Мы рассматриваем отдельные события, факты в отдельно взятом регионе или стране, но редко осуществляем такой сравнительный анализ с какими-то глобальными тенденциями или процессами в других государствах. Нашему экспертному сообществу зачастую не хватает более широкого взгляда на проб­лему терроризма, а ведь она глобальная. Очень многие сталкиваются с нею, и казахстанским экспертам тоже неплохо было бы в своих исследованиях, анализах сопоставлять, учитывать экспертные выкладки в других странах.

Мы с рассматриваемой угрозой столкнулись напрямую лишь года два тому назад. В обществе и в экспертной среде к этой проб­леме проявляется эпизодический интерес, да и то, когда происходят события, связанные с проявлением экстремизма и терроризма. Проще говоря, если произошел, к сожалению, теракт – говорим о нем, пишем, обсуждаем, рассматриваем. А потом все это уходит на задний план, и складывается впечатление, что вопрос, связанный с проблемой безопасности страны, принимает второстепенное значение.

И не откладывая в долгий ящик, Е. Карин ознакомил аудиторию с аналитическими выкладками зарубежных экспертов, приведенными в докладе Института мира и экономики, где был разработан так называемый глобальный индекс терроризма.

Общая картина, тенденции, развитие

В своем исследовании эксперты учитывали более 100 тыс. террористических актов, которые произошли в период с 1970 по 2011 год, получив тем самым большую базу данных. С учетом событий 2012-го и 10 месяцев текущего 2013 года могли бы быть определенные корректировки, но это не сильно бы изменило общую картину. На таблице № 1 мы можем увидеть индекс сталкивания с угрозой терроризма ряда стран.

Глобальный индекс терроризма за 2011 год (таблица № 1)

Страны

Индекс

1. Ирак

9.556

2. Пакистан

9.049

3. Афганистан

8.669

4. Индия

8.147

5. Йемен

7.305

6. Сомали

7.244

7. Нигерия

7.242

8. Таиланд

7.086

9. Россия

7.068

10. Филиппины

6.801

46. Чад

3.010

47. Казахстан

2.804

Анализ показывает, что данные вызовы характерны для определенной группы стран, и эта тенденция нарастает в сторону определенной локализации явления. Так, в 70-х годах, до половины терактов приходилось на определенный ряд государств, затем на 10% стран стало приходиться порядка 75% терактов. В 2011 году уже 80% террористических атак стали происходить в основном в 10 странах мира. А есть государства, которые вообще ни разу не сталкивались с подобной угрозой, например, в Центрально-Азиатском регионе это Туркменистан.

Таким образом, мы можем утверждать, что терроризм при всей своей глобальности (так как теоретически он может появиться где угодно) имеет своеобразный «ареал» и концентрируется в определенных регионах. Еще одно подтверждение – анализ глобального терроризма, который ежегодно осуществляется государственным департаментом США. В последнем докладе отмечено, что свыше 65% террористических актов в настоящее время приходятся на Ирак, Афганистан, Пакистан, то есть на ограниченное количество государств.

И все же это не повод успокаиваться странам с низким индексом террористических угроз, поскольку количество террорис­тических атак в мире увеличивается, достаточно взглянуть на статистику с 2000 по 2011 год.

Как можно видеть, налицо тенденция к росту, причем самый пик пришелся на 2006–2007 годы. Небольшое снижение в последующем может говорить лишь о том, что угроза терактов в глобальном масштабе остается весьма высокой.

Говоря о количестве, нельзя не сказать о результативности этих акций. Если в 2002 году теракты совершались с практически 100-процентным успехом, то в 2011 году эта цифра снизилась до 90%. Однако за счет роста числа террористических атак выросло число жертв с 405 человек в 2002 году, до 12 500 в 2011-м.

Таким образом, можно говорить о том, что устроители подобных акций могут себе позволить прорабатывать их не так тщательно как раньше, делать, образно говоря, поправку на форс-мажор и, тем не менее, добиваться больших показателей в своей деятельности за счет массовости. А вот вовлечение в террористическую деятельность все большего числа граждан – это серьезная опасность для любого государства и общества.

Используемый арсенал

Немаловажную роль в увеличении числа жертв терактов играет выбор оружия. Как показывает анализ, более чем в 80% атак используется взрывчатка. Это обусловлено рядом факторов – ее проще достать, чем, скажем, огнестрельное оружие, а иногда и возможно сделать в кустарных условиях. Использование взрывателей с дистанционным управлением или часовым механизмом позволяет в большей степени обезопасить жизнь исполнителей терактов. С другой стороны, так называемые «пояса шахидов» позволяют «живым бомбам» вплотную приблизиться к намеченной жертве и практически не оставить ей никакого шанса, пусть даже ценой жизни исполнителя.

На втором месте в арсенале террористов – огнестрельное оружие, причем достаточно часто используются доступные официально охотничьи ружья, карабины, дробовики. Такое оружие применяется в основном для захвата заложников, поскольку вступать в огневой бой с военнослужащими и полицейскими террористы не расположены, видимо, памятуя о том, что «пуля-дура».

Что же касается других видов, то экспертами не фиксируется частое использование каких-то новых видов оружия, как это любят показывать в кинофильмах о террористах. Из экзотических видов можно назвать использование самолетов в качестве летающих бомб, при неудавшемся опыте во Франции в 1994 году и удавшемся – в США в 2011 году. Здесь же нужно отметить применение ножей для резки бумаги, с которыми террористы и захватывали американские аэробусы, а также последовавшую за этими событиями рассылку конвертов с белым порошком, содержавшим споры сибирской язвы, представителям руководства различных стран мира и международных организаций.

Развенчание мифов

Деятельность террористических организаций вызывает как ужас у подавляющей части населения, так и чувство, похожее на одобрение у фрондирующего меньшинства. Согласитесь, нет-нет, да и мы можем услышать мнение или прочитать его в Интернете, что теракты – это крайнее проявление недовольства современным положением дел в государстве. Дескать, взрыв заставит власти «шевелиться» и «обратить внимание» на определенные проблемы. И еще есть сентенции о том, что «благородные» террористы «не обижают» мирное население, а в основном практикуют нападения на госорганы и силовиков. Факты, которые, как известно, вещь упрямая, опровергают этот наивный миф.

Как мы можем видеть, до трети атак действительно направлены на правительство и полицию (17 + 14%), но в то же время практически столько же нападений осуществляется на частных лиц и их имущество (29%). А если к ним прибавить нападения на хозяйствующие субъекты (10%) и транспорт (6) и не относящееся ни к государственным, ни к правоохранительным органам «иное» (20%), то получим подавляющее превосходство. Таким образом, можно утверждать, что террористы предпочитают для своих атак менее защищенные цели, невзирая на приписываемый им молвой имидж «бесстрашных борцов с государственной машиной». Их «неразборчивость» вполне объяснима – с помощью террористических взрывов спровоцировать социальный взрыв, дестабилизировать общество, нанести стране политический, социальный и экономический ущерб.

Отсюда вывод: террористы – противники не только госструктур и правоохранительных органов, но и враги всего народа.

Другой миф заключается в том, что международные террористические атаки нацелены исключительно на страны, объявившие войну терроризму. И даже если террористы располагаются на территории других государств (то по принципу – где живут, там не гадят), они ничего не предпринимают против страны проживания. Ошибочное мнение.

Проведенный экспертами анализ атак 52 групп, включенных в список государственного департамента США как международные террористические организации, показал, что 90% их целей приходились на страны, где они располагались. Так что мысли, вроде таких: «Не надо злить террористов, и они нам ничего не сделают», ошибочны. Если им поставят такую задачу и заплатят – сделают, не взирая ни на что. Что из этого следует? Нахождение на территории государств с минимальным террористическим риском групп террористов или скрывающихся боевиков-одиночек должно заставить руководство этих стран задуматься и принять соответствующие меры, иначе может быть поздно…

И еще один миф может быть развенчан, если принять во внимание статистику совершения терактов организациями, исповедующими различные идеологии. Из-за того, что движение «Талибан» приняло на себя ответственность за самое большое количество терактов (свыше 1 700 в период с 2002 по 2011 год), на западе говорят в основном о так называемом исламском терроризме. Однако меньше известен факт, что по количеству атак совсем рядом с «Талибаном» идет «Коммунистическая партия Индии-маоисты» (более 1 300 за тот же период). Кроме того, за это время записали на себя порядка 700 террористических атак «Революционные вооруженные силы Колумбии» и почти 400 – «Тигры освобождения Тамил Илама».

Так что терроризм бывает разный, и не всегда он религиоз­ный. Среди мотивов, которые движут террористами (помимо денег), можно выделить и политические, и националистические, имеют место проявления сепаратизма, реализация экономических, а то и криминальных интересов.

Есть угрозы

Теперь рассмотрим анализ другой исследовательской группы, которая по определенным параметрам выводит индекс террористической угрозы для стран мира (см. таблица № 4). В конце 2012 года зарубежные эксперты опубликовали прогноз на 2013 год, в котором Казахстан был отнесен к группе стран с крайне высоким риском. Думается, поводом для этого послужили события 2012 года на западе и юге Казахстана.

Историю терроризма в Казахстане можно условно разделить на несколько этапов. В начале 2000 годов на территории нашей страны скрывались члены бандформирований других стран. Тогда их главной целью было отсидеться, не афишируя свое присутствие и не привлекая внимания спецслужб.

Следующий этап – середина 2000-х годов, когда отмечались случаи вовлечения наших граждан в террористическую деятельность за рубежом.

И где-то с 2008 года начинают появляться группы, которые готовили террористические акты уже на территории Казахстана. Тогда же становятся достоянием гласности громкие уголовные дела, когда на скамье осужденных оказывалось по 10 и более участников этих групп. В 2012 году за терроризм в Казахстане были осуждены 105 человек.

Так что, как видим, угроза терроризма в нашей стране довольна реальна. Помимо спонтанных, не связанных друг с другом террористических акций, уже имели место и подготовленные атаки, носившие спланированный характер. Пока за этими инцидентами стоят неорганизованные автономные группы, неоформленные в какую-то единую национальную структуру и неимеющие постоянного финансирования. Последний фактор, кстати, становится камнем преткновения в их деятельности и вынуждает террористов идти на грабежи. Одна из таких групп, планировавшая громкий теракт, попалась на ограблении продуктового магазина, причем цена вопроса была 150 тыс. тенге. Имели место вовлечения откровенно криминальных групп в экстремистскую и террористическую деятельность, то есть придание их «функционированию» идеологической окраски.

Но появляются сообщества, придерживающиеся определенных взглядов и позиций, и это тревожная тенденция. Задача государства и его правоохранительных органов – не допустить появления мощной идеологической основы деятельности таких структур и координации действий между ними.

В Послании Главы государства говорилось о необходимости разработки государственной программы противодействия терроризму и религиозному экстремизму, и сейчас идет проработка такого документа. И здесь очень важно, чтобы этот процесс проходил с активным участием общества и экспертов, и меры, принимаемые против современных угроз и вызовов, были бы адекватными.

«Казахстанская правда», Олег ТАРАН


Индекс терроризма на 2013 год (таблица № 4)

Критический

Крайне высокий

Средний

Низкий

Йемен

Египет

Франция

Западная Европа

Сомали

Судан

Ливия

Северная и

Афганистан

Колумбия

Иран

Южная Америка

Пакистан

Гондурас

Саудовская Аравия

Южная Африка

Ирак

Индонезия

Китай

Австралия и Новая Зеландия

ДР Конго

Казахстан

Мали

Средняя Азия

Категория: Казахстанские военные новости | Просмотров: 1234 | Добавил: Marat | Теги: КНБ, терроризм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 101
Гостей: 101
Пользователей: 0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930