Главная » 2011 Октябрь 24 » Взгляды командования Сухопутных войск США на сущность и содержание радиоэлектронной войны
20:42 Взгляды командования Сухопутных войск США на сущность и содержание радиоэлектронной войны | |
Взгляды командования Сухопутных войск США на сущность и содержание радиоэлектронной войны Ю. Горбачёв, кандидат военных наук, доцент; майор С. Вахрамов С конца XX века в вооруженных силах ведущих зарубежных стран интенсивно разрабатываются, совершенствуются и применяются в операциях составляющие основу радиоэлектронной войны (РЭВ) способы и техника разведки, подавления и поражения радиоэлектронных средств и связанных с ними объектов войск вероятного противника, а также способы обеспечения устойчивости работы аналогичных средств и систем своих войск (сил) и оружия. Это объясняется тем, что ВС развитых государств во все возрастающих масштабах используют радиоэлектронные средства связи, радиолокации, навигации, управления оружием и военной техникой, а также автоматизированные системы разведки и управления (в том числе высокоточным оружием). Масштабы применения и возможности этих средств неуклонно расширяются и в конечном счете будут определять эффективность применения сил (войск) в операциях и боевых действиях XXI века. Наиболее значительными и хорошо оснащенными, подготовленными и имеющими опыт боевого применения силами и средствами РЭВ обладают американские сухопутные войска. Последние вооруженные конфликты с участием США показали, что мероприятия и действия армейских сил РЭВ стали неотъемлемой частью современных операций и предполагают самое широкое их задействование. В настоящее время в вооруженных силах Соединенных Штатов одним из основных руководящих документов в области РЭВ является наставление КНШ JP 3-13.1 Electronic Warfare ("Радиоэлектронная война") 2007 года. Кроме того, ключевые вопросы в области конфликтного взаимодействия радиоэлектронных средств (РЭС) в информационном пространстве рассматриваются в наставлении JP 3-13 Information Operations ("Информационные операции") 2006 года. Выход этих документов послужил импульсом для командования СВ США к переработке своей научно-теоретической базы подготовки и ведения радиоэлектронной войны в операциях XXI века. В частности, претерпели изменения (обновлены) положения, касающиеся: сущности и содержания РЭВ, ее значения и роли в операциях сухопутных войск и объединенных сил США; задач РЭВ и боевого потенциала ее сил; ключевых функций и вопросов информационного обеспечения войск; структуры организации сил РЭВ и управления ими в операциях сухопутных войск; интеграции и синхронизации применения этих сил в процессе подготовки и ведения операций сухопутными войсками. В результате 25 февраля 2009 года был издан новый полевой устав - FM 3-36 Electronic Warfare in Operations ("Радиоэлектронная война в операциях (боевых действиях")1, в котором с учетом вышеперечисленных факторов подробно раскрываются: особенности использования электромагнитного спектра частот при применении различных ВВТ, в том числе и вошедших в состав сил и средств радиоэлектронной войны оружия направленной энергии; влияние, оказываемое силами и средствами РЭВ на успех операций; основные принципы ведения РЭВ, обеспечивающие завоевание и удержание информационного превосходства над противником. Кроме того, что очень важно, в уставе был определен состав сил и средств, непосредственно связанных с ведением РЭВ (органы управления, разведки, тылового и технического обеспечения, а также оперативной и боевой подготовки). В ВС США согласно положению наставления JP 3-13 радиоэлектронная война определяется как "... любые действия войск (сил), включающие в себя использование электромагнитной энергии и средств направленной энергии для непосредственного воздействия на противника и используемые им излучения электромагнитного спектра частот". В этом же документе указывается, что РЭВ является одним из основных элементов информационных операций. Полевой устав FM 3-36 трактует термин РЭВ как "... действия войск (сил) по использованию электромагнитной энергии и средств направленной энергии в целях осуществления управления (контроля) излучениями электромагнитного спектра частот (в том числе и использования самого спектра частот) или воздействия (атаки) на личный состав, радиоэлектронные системы и средства, объекты, вооружение и военную технику противника". Кроме того, подчеркивается, что радиоэлектронная война должна предоставлять командиру дополнительные возможности в достижении поставленных целей и успеха операции (боевых действий). В целом командование сухопутных войск США закрепило за силами и средствами РЭВ соответствующее обеспечение каждой из шести функциональных областей ведения боевых действий: движение (перемещение) и маневр войск; разведывательное обеспечение боевых действий; огневое поражение противника; материально-техническое обеспечение и восполнение потерь боевой техники и личного состава войск (сил); управление боевыми действиями и защита войск. Объектами воздействия и защиты средств РЭВ являются: личный состав, военные объекты, сооружения, установки, оборудование, пункты управления, различные ВВТ. В состав РЭВ согласно полевому уставу FM 3-36 входят три основных взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга элемента: радиоэлектронная атака (Electronic Attack - ЕА), радиоэлектронная защита (Electronic Protection - ЕР) и обеспечение ведения радиоэлектронной войны (Electronic Warfare Support - ES). В соответствии с уставными документами в американских вооруженных силах радиоэлектронная атака является элементом РЭВ, который включает в себя использование излучений электромагнитной энергии и средств направленной энергии в интересах воздействия на личный состав, радиоэлектронные системы и средства, объекты и ВВТ с целью снижения или подавления боевых возможностей (боеспособности) противника, вплоть до лишения его возможности продолжать боевые действия. Кроме того, к средствам радиоэлектронной атаки отнесено противорадиолокацион-ное оружие, и прежде всего ракеты, которые наводятся на электромагнитное излучение объекта (цели), и его (их) поражение происходит теми боеприпасами, в которых для наведения и самонаведения используются бортовые радиоэлектронные средства. По взглядам командования ВС США, радиоэлектронная атака предполагает: - подавление целей электромагнитными помехами (например, подавление систем ПВО из зон барражирования, подавление управляемых по радио самодельных взрывных устройств); - электромагнитную дезинформацию (например, введение в заблуждение, увод от цели), предполагающую демонстративные действия, имитацию целей и обман; - летальное и нелетальное применение средств направленной энергии (например, уничтожение, или временный вывод из строя, или ослепление цели); - поражение цели противорадиолокационным оружием (например, применение противорадиолокационных ракет, самонаводящихся боеприпасов на электромагнитные излучения от систем привода артиллерийских орудий, систем зажигания автобронетехники). Кроме того, элементом радиоэлектронной атаки является применение средств помех и ловушек одноразового использования (например, активные ложные цели, ИК-ловушки, передатчики помех). Стоит отметить, что за последние 20 лет развитие оружия на новых физических принципах значительно продвинулось вперед. Так, довольно большие финансовые средства выделяется Соединенными Штатами Америки на разработку и использование средств направленной энергии в военных целях. Направленная энергия, по терминологии американских военных экспертов, является обобщающим понятием, охватывающим технологии в области производства излучений сконцентрированной электромагнитной энергии, либо лучей атомных или субатомных частиц. При использовании определенных видов либо режимов работы оружия направленной энергии радиоэлектронная атака может иметь летальный характер для личного состава противника, приводить к выходу из строя или как минимум к необратимому изменению характеристик элементов РЭС и т. п. Нелетальное воздействие систем оружия направленной энергии может применяться в интересах контроля районов на ТВД, например, для недопущения занятия определенного района противником; сдерживания или разгона живой силы (войск (сил) противника, групп террористов или демонстрантов) и создания заградительных завес, а также для временного вывода из строя личного состава и РЭС, нарушения нормального функционирования объектов и др. Другим элементом РЭВ является радиоэлектронная защита, которая включает в себя защиту личного состава, объектов, ВВТ от воздействия электромагнитного излучения РЭС своих войск и войск противника и большинства его средств направленной энергии, которые снижают или подавляют боевые возможности (боеспособность), вплоть до лишения возможности продолжать боевые действия. Радиоэлектронная защита согласно положениям наставления КНШ JP 3-13 и полевого устава FM 3-36 предусматривает: - управление задействованием электромагнитным спектром частот, обеспечивающее свободное использование в нем своих РЭС, в том числе и перепрограммирование сил, средств, задач и способов РЭВ; - усиление защитных свойств объектов (целей), в частности создание специальных схем, экранов, укрытий, технических средств защиты (в первую очередь речь идет о физических и технических средствах защиты от воздействия электромагнитных излучений РЭС своих войск или войск противника); - контроль за любыми излучениями электромагнитного спектра частот. Управление задействованием электромагнитным спектром частот предполагает планирование, координацию, распределение и руководство совместным использованием электромагнитного спектра частот объединенными силами ВС США при решении всех боевых (оперативных), инженерных, тыловых и административных задач. К обеспечению управления задействованием электромагнитного спектра частот относится также и обеспечение электромагнитной совместимости РЭС - способности систем, вооружения и военной техники, аппаратуры, которые используют излучения электромагнитного спектра частот, работать в реальных условиях эксплуатации и предполагаемой оперативной обстановке с требуемым качеством при воздействии на них непреднамеренных помех или от предпринимаемых противником ответных действий, то есть способность одновременной работы РЭС и осуществления обмена информацией без взаимного недопустимого влияния. Одним из важных мероприятий по управлению задействованием электромагнитного спектра частот является перепрограммирование сил, средств, задач и способов РЭВ, которое включает в себя заранее спланированные изменения в порядке применения сил и средств РЭВ, а также способов и тактики обнаружения и подавления цели, в ответ на действия противника и с целью обоснованного и эффективного изменения сил, средств и задач РЭВ, тактики действий или радиоэлектронной обстановки. Эти изменения могут быть результатом преднамеренных действий, в части касающейся своих ВС, ВС противника или третьей стороны, либо могут быть вызваны возникновением взаимных радиоэлектронных помех или другого непреднамеренного воздействия и изменений обстановки. Важным элементом радиоэлектронной защиты является контроль излучений, который заключается в избирательном и контролируемом использовании электромагнитной, акустической и других видов энергии с целью оптимизации боевых возможностей управления, связи, разведки и действий сил информационных операций, снижения эффективности разведки противника, устранения взаимных радиоэлектронных помех, обеспечения электромагнитной совместимости РЭС, успешной реализации планов военной дезинформации и психологических операций. Полевой устав FM 3-36 определяет, что средства РЭВ применяются против объектов (целей) и личного состава противника для создания во всех областях ведения боевых действий летального или нелетального воздействия. Летальное воздействие обеспечивается, например, такими средствами, как лазерное авиационное оружие, противорадиолокационные ракеты и т. д. Нелетальное воздействие может быть создано средствами постановки помех, средствами направленной энергии (СВЧ-оружие), инфракрасными ложными целями и др. Выбор специфических средств радиоэлектронной атаки зависит от желаемого воздействия на цель и других условий, таких как продолжительность необходимого воздействия или ограничение непредвиденных потерь. В качестве целей РЭВ командование сухопутных войск США определяет различные объекты: системы и средства морской, космической, воздушной и наземной разведки; военной и коммерческой (гражданской) связи; автоматизированного управления войсками, ВВТ; управления и наведения оружия массового поражения; навигации и определения местоположения; силы и средства радиоэлектронной войны и другие составные элементы информационных операций; самодельные взрывные устройства; электросети и другие элементы инфраструктуры государства; электромониторы и электрогенераторы боевой техники и автомашин; личный состав, обслуживающий объекты, боевую технику, системы оружия и РЭС; глубоко зарытые объекты, а также СМИ противника. Третьим элементом РЭВ является обеспечение ведения радиоэлектронной войны, которое включает в себя действия и мероприятия, определяемые боевыми задачами (задачами операции) или задачами, ставящимися непосредственным командиром, в том числе по поиску, перехвату, опознаванию, определению местоположения или района размещения источников преднамеренных или непреднамеренных случайных излучений электромагнитной энергии, в целях: немедленного распознавания угрозы; осуществления целеуказания своим боевым средствам (системам оружия); принятия решений, планирования и ведения предстоящих боевых действий. Составными элементами сил обеспечения ведения РЭВ ВС США являются средства: - радиоразведки (сбора, обработки, анализа и оценки разведывательных данных); - PTP, то есть разведки электромагнитных излучений, не относящихся к средствам связи (сбора, обработки, анализа и оценки); - обеспечения радиоэлектронной безопасности и скрытности использования радиоэлектронных систем, средств и информации. Средства РРТР, обеспечивающие ведение РЭВ, могут быть использованы и для сбора данных, необходимых для дополнения добытых РЭР национального уровня. В ВС США их силами решается более широкий спектр задач, в том числе: - распознавание угрозы и оповещение войск и штабов о применении сил и средств РЭВ противника; - пеленгование целей и объектов РЭВ; - сбор, обработка, анализ, подготовка и распределение разведданных, необходимых для немедленного принятия определенного (боевого) решения, в том числе уклонение от угрозы, выдача целеуказаний и целенаведение. Вместе с тем органы ведения РЭВ и разведывательные органы применяют одни и те же средства РРТР. Различие в их использовании заключается в первоочередности применения добытой информации, степени ее анализа и детализации, а также в продолжительности времени ее проведения. Их сходство (подобие) - в добывании данных, необходимых командиру для определения первоочередных потребностей и принятия решения. Важной частью научно-теоретической базы РЭВ, отраженной в полевом уставе FM 3-36, стало создание основы общего понимания оперативной и радиоэлектронной обстановки, их взаимосвязи и интеграции в ходе противоборства с противником во всех сферах ведения боевых действий (с учетом обеспечения свободы использования ВС США электромагнитного спектра частот и лишения такой же возможности противника). В документе говорится, что при ведении военных операций (боевых действий) деятельность командования в значительной степени зависит от наличия полной, своевременной и достоверной информации об оперативной обстановке, общая картина которой необходима для процесса подготовки и принятия решений. В свою очередь, наличие такой информации зависит от надежной работы радиоэлектронных систем и средств, используемых войсками для связи, управления войсками и ВВТ, навигации, разведки, хранения и обновления в автоматизированной базе данных, ее обработки и распределения пользователям. Так, под понятием "оперативная обстановка" подразумевается совокупность условий, обстоятельств (в том числе материального обеспечения), оказываемого влияния и факторов, которые определяют порядок, формы и способы боевого применения, степень эффективности и потенциал боевых возможностей войск (сил), а также их общее воздействие на процесс подготовки и принятия решений командованием. Оперативная обстановка охватывает четыре физические области (среды): воздушную, наземную (сушу), морскую (акваторию морей и океанов) и космическую. В последнее время в нее вошла пятая область - информационная, или, как ее еще называют, "информационное поле", включающая в себя информационную обстановку. Состояние указанных областей характеризует общую оперативную обстановку и оказывает влияние на особенности деятельности противников, войск (сил) США и их союзников, а также нейтральных сил, имеющих отношение к проводимой Соединенными Штатами Америки военной операции (боевым действиям). Важным фактором, как отмечает командование ВС США, дающим возможность правильно оценить обстановку, определить задачу, состав, время и место применения сил РЭВ и тем самым значительно повысить эффективность ведения боевых действий, является совмещенное отображение на одном экране оперативной и радиоэлектронной обстановки2 во всех сферах ведения боевых действий. Оперативная обстановка характеризуется командованием объединенных сил США с помощью шести взаимосвязанных оперативных элементов: политического, военного, экономического, социального, информационного и инфраструктурного. Кроме них, американскими сухопутными войсками используется еще два: географический и временной3. Данные восемь аспектов совмещенной оперативной и радиоэлектронной обстановки необходимы армейскому командованию для более полного ее уяснения и анализа в зоне ответственности сухопутных войск. При этом в полевом уставе FM 3-36 подчеркивается, что улучшение портативности, простоты использования и показателей, таких как, например, объем и интенсивность передаваемой информации, мощность излучения современной автоматизированной техники, применение излучения электромагнитного спектра частот, свидетельствует о том, что радиоэлектронная обстановка, в которой предстоит действовать войскам (силам), будет более сложной и будет характеризоваться комплексным и интегрированным использованием различных радиоэлектронных систем и средств. Их общее слабое место - это уязвимость в условиях ведения РЭВ. Вот почему одной из главных задач РЭВ сухопутных войск США является установление и удержание превосходства в управлении и использовании электромагнитного спектра частот (в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой) подобно тому, как они добиваются превосходства в проведении традиционных наземных операций. В связи с этим командование считает, что в любых конфликтах командиры всех звеньев управления сухопутных войск через органы информационных операций штабов формирований4, отвечающих за организацию РЭВ в операциях СВ США, должны прилагать максимум усилий для установления превосходства в использовании электромагнитного спектра частот путем: своевременного и точного определения местоположения радиоэлектронных систем и средств; осуществления целеуказания средствам РЭВ и системам оружия (боевой технике); использования в своих интересах радиоэлектронных систем и средств противника; дезорганизации их работы; уничтожения его РЭС; введения в заблуждение противника; лишения его возможности использовать как спектр радиочастот, так и сами РЭС для обеспечения боевых действий; применения оружия, в то же время при полном обеспечении свободы использовании электромагнитного спектра частот и радиоэлектронных средств СВ США. Полевой устав FM 3-36 определяет и порядок ведения радиоэлектронной войны в операциях СВ США. Сухопутные войска обязаны использовать силы и средства РЭВ для повышения эффективности действия наземных сил и авиации во всем многообразии их боевой деятельности. Это как целенаправленные одновременные комбинированные наступательные и оборонительные действия, так и обеспечение проведения стабилизационных операций. Цель таких действий -изменение или сохранение оперативной, обстановки таким образом, чтобы процесс мирного времени доминировал. При этом учитывается комплексность и сложность оперативной и радиоэлектронной обстановки во всем спектре возможных конфликтов, чтобы обеспечить маневренные действия войск и реализацию полных их боевых возможностей, которые бы соответствовали их боевым и повседневным задачам. Кроме обеспечения операций (боевых действий) сухопутные войска используют силы и средства РЭВ для обеспечения безопасности своей повседневной, мирной деятельности в соответствии с требованиями и положениями законов США. В связи с этим было бы логично вместо термина "радиоэлектронная война" использовать термин "радиоэлектронная борьба". Таким образом, можно констатировать, что, совершенствуя положения в области ведения РЭВ, командование сухопутных войск США определило следующие основные моменты. 1. Состав, роль и задачи РЭВ, а также то, что используемые в ходе нее силы и средства РЭВ обеспечивают деятельность командования СВ во всех сферах ведения боевых действий и во всем спектре проводимых боевых и миротворческих операций (наступательных, оборонительных, стабилизационных и др.) путем: обнаружения, дезинформации, дезорганизации и уничтожения систем боевого управления противника; снижения эффективности или лишения возможности задействования им своего боевого потенциала при одновременном осуществлении контроля и обеспечении радиоэлектронной защиты объектов (войск) и свободном использовании электромагнитного спектра частот своими войсками (силами). 2. Радиоэлектронная война наряду с операциями в компьютерных сетях, психологическими операциями, военной дезинформацией и оперативной безопасностью стала составлять сердцевину взаимосвязанных и взаимодополняющих информационных операций. 3. Во всех штабах, до отдельных частей и подразделений сухопутных войск США, имеются отделы (отделения) информационных операций, которые обязаны осуществлять общее руководство применением всех сил и средств РЭВ в ходе проведения операций (боевых действий). Отдельно отмечено, что динамическое воздействие излучений электромагнитного спектра частот и интеграция различных типов оружия направленной энергии значительно повышают эффективность ведения РЭВ. Появление и развитие новых, перспективных информационных технологий позволяют повысить боевые возможности сил и средств РЭВ СВ США, а также эффективность их применения. 1 Положения устава FM 3-36 распространяются как на регулярный компонент, так и на национальную гвардию и резерв СВ США. 2 Под радиоэлектронной обстановкой (РЭО) понимается совокупность условий, факторов и данных, характеризующих положение, состояние, назначение, возможности и характер действий РЭС и систем управления войсками (силами), ВВТ, объектами экономики и инфраструктуры страны, радиоэлектронной разведки и РЭВ, а также параметры различных излучений искусственного и естественного происхождения в заданном районе в определенное время. РЭО включает характеристики РЭС, систем управления и связи как своих войск (сил), так и противника, излучения и условия распространения электромагнитных волн, состояния радиолокационной, тепловой и оптической контрастности местности и объектов, состояния атмосферы и гидрологические данные. 3 Анализ временного фактора заключается в определении того, насколько та или иная продолжительность военной операции (боевых действий) соответствует интересам каждой из сторон. 4 В сухопутных войсках США данные органы входят в состав оперативных отделов (отделений) штабов и обозначаются следующим образом: J/7, S/7 и т. д. в зависимости от звена управления.
Зарубежное военное обозрение №9 2011 С. 34-41 | |
|
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Международные военные новости [1613] |
Казахстанские военные новости [1986] |
Статьи по выживанию [3] |
Фильмы художественные [23] |
Фильмы документальные [14] |
Музыка [16] |
Архив записей
- 2011 Январь
- 2011 Февраль
- 2011 Март
- 2011 Апрель
- 2011 Май
- 2011 Июнь
- 2011 Июль
- 2011 Август
- 2011 Сентябрь
- 2011 Октябрь
- 2011 Ноябрь
- 2011 Декабрь
- 2012 Январь
- 2012 Февраль
- 2012 Март
- 2012 Апрель
- 2012 Май
- 2012 Июнь
- 2012 Июль
- 2012 Август
- 2012 Сентябрь
- 2012 Октябрь
- 2012 Ноябрь
- 2012 Декабрь
- 2013 Январь
- 2013 Февраль
- 2013 Март
- 2013 Май
- 2013 Июнь
- 2013 Июль
- 2013 Август
- 2013 Сентябрь
- 2013 Октябрь
- 2013 Ноябрь
- 2013 Декабрь
- 2014 Январь
- 2014 Май
- 2015 Февраль
- 2015 Март
- 2015 Октябрь
- 2016 Январь
- 2017 Январь