Главная » 2011 » Ноябрь » 16 » "Washington Times": Многие таджики не одобряют запреты правительства в отношении религии
11:56
"Washington Times": Многие таджики не одобряют запреты правительства в отношении религии
Душанбе, Таджикистан. Таджикистан нацелился на борьбу с исламским фундаментализмом, но многие таджики говорят, что этот шаг будет контрпродуктивным и станет препятствием в их религиозной жизни.
Усилия правительства включают введение запрета на молитву детей в мечетях, создание строгой формы одежды для мусульманских паломников и строительство гигантской мечети в столице страны Душанбе. "Таджики, которые хотят посещать мечети вместе со своими детьми и жить в соответствии с верой, будут причислены к экстремистским группировкам", сказал таджикский священнослужитель и бывший вице-премьер страны Ходжи Акбар Тураджонзода.
Примерно 90% из 7,6 миллионного населения Таджикистана составляют мусульмане. В начале этого года президент Эмомали Рахмон объявил о необходимости жестких мер, чтобы остановить распространение исламского экстремизма в стране, которая разделяет 850-километровую границу с Афганистаном. Закон, принятый в августе, который запрещает мусульманам в возрасте до 18 лет посещать пятничные молитвы, вызвал негативную реакцию среди многих таджиков. "Этот закон является позором для нашей страны", говорит Тураджонзода. "Какое государство нарушает фундаментальное право гражданина идти в мечеть или в церковь со своими детьми?".
Власти, кажется, неохотно обеспечивают соблюдение закона. В минувшую пятницу два милиционера стояли и смотрели за тем, как группа подростков шла в центральную мечеть Душанбе, чтобы совершить молитву.
"Даже преступникам позволено идти в мечеть. Все знают, что Аллах не запрещает никому идти и молиться, и законы Аллаха сильнее, чем законы нашего президента", сказал 12-летний Махмуд, пришедший в мечеть, чтобы совершить молитву.
Рахмон находится во главе страны с 1992 года. Первые пять лет его правления были омрачены гражданской войной, которая унесла жизни 50 тысяч людей из-за борьбы его правительства с исламистской оппозицией.
По словам высокопоставленного источника из Министерства внутренних дел Таджикистана, милиция получила распоряжение не препятствовать подросткам, посещать мечети. "Власти обеспокоены возможным народным восстанием", сказал чиновник, который говорил на условиях анонимности. "Честно говоря, даже милиция не поддерживает этот закон, поэтому он не соблюдается в настоящее время".
Наблюдатели говорят, что из-за страха возникновения недовольства и волнений среди граждан, которые могут счесть, что государство нападает на ислам, правительство строит в Душанбе мечеть вместимостью до 50 тысяч человек. Как планируется, строительство мечети будет завершено в 2014 году, и она станет самой большой мечетью в Центральной Азии.
"Строительство мечети является хорошим шагом, но эта мечеть строится отчасти со скрытым мотивом", говорит Тураджонзода. "Когда будут критиковать правительство за жесткость по отношению к верующим, мечеть даст властям отговорку, и правительство сможет указать на гигантскую мечеть и заявить, что власти поддерживают свободу вероисповедания. Но небольшие группы до сих пор не имеют права строить самостоятельно мечети". В прошлом году по всей стране правительством были закрыты мечети, которые не находились под государственным контролем.
Таджикский аналитик Александр Содиков сказал, что "над большей мечетью властям будет легче осуществлять контроль и управлять ею, а также наблюдать за тем, что проповедуется в Душанбе. В конце концов, над одной большой мечетью будет легче наблюдать и осуществлять контроль, чем над 20 мечетями меньшего размера".
Другие считают новую мечеть отвлечением от более насущных социальных вопросов.
"Строительство мечети хорошо, потому что люди не будут молиться на улицах вблизи мечетей, как сейчас", сказал 54-летний строитель из Душанбе Вали Юсупов, добавив, что в последнее время он заметил рост прихожан в мечети. "С другой стороны, наш город имеет более неотложные нужды, такие, как недостаточное количество школ и больниц, а в классе моего внука учатся 43 человека и школы в целом переполнены".
Правительство также выпустило стандартизированную программу для исламских религиозных школ и единую форму для 5500 паломников страны, которые были вынуждены надеть ее впервые в этом году, чтобы отправится в Мекку.
"Друзья, которые собираются в этом году в Мекку, получили новую единую форму. Это простой темно-синий жилет с национальной эмблемой Таджикистана с надписью "Таджикистан, хадж 2011 года", сказал 65-летний водитель Рискулло Асламов, живущий в районе Рудаки, что в 20 километрах к северу от Душанбе. "Таджики - простой народ. Если им надо надеть что-нибудь, то они делают это без всякого нежелания".
Единая форма стоит 50 долларов США, к этому надо добавить дополнительные расходы, которые таджики платят правительственным организаторам для совершения паломничества под названием "хадж".
В этом году стоимость поездки составляет 3348 долларов США, что почти на 200 долларов США больше, чем это было в 2010 году. И эта сумма не включает стоимость взятки, которая, по утверждению многих, необходима для обеспечения себе места для совершения хаджа. Среднегодовая заработная плата в Таджикистане составляет 820 долларов США.
"Когда я впервые ездил на хадж в 1996 году, правительство не вмешивалось в наши дела, и это было в три раза дешевле", сказал Асламов, который совершил второе паломничество в 2010 году. "Теперь необходимо идти с заявлением в комитет за два или три года до поездки, и если вы не хотите быть исключены из списка людей, которые желают совершить хадж, вам лучше "заплатить" нужным людям".

Рафаэль Игнатов и Нурхан Кочаоглу
"Washington Times", 12 ноября 2011 года
Перевод – "InoZpress.kg"
Источник - zpress.kg
Категория: Международные военные новости | Просмотров: 1036 | Добавил: Marat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Календарь