Заявление
Узбекистана о приостановке своего членства в ОДКБ - событие как вполне
ожидаемое, так и давно прогнозируемое. Если без дипломатического
политеса, то Узбекистан, по-видимому, никогда и не считал себя
ответственным членом ОДКБ. Во всяком случае, об этом говорит как его
постоянное неучастие в большинстве практических мероприятий, проводимых
под эгидой этой организации, так и "особая позиция" по ключевым вопросам
развития самой ОДКБ и согласованной в ее рамках позиции государств -
членов организации по актуальным вопросам международных отношений.
Невольно на ум приходит классика: была без радости любовь, разлука будет
без печали.
Самое странное в демарше Узбекистана - это выбранное
для него время. Если верить последней информации, нота МИД РУ была
составлена за неделю до ее обнародования, 28 июня. То есть через две
недели после визита в Ташкент Владимира ПУТИНА и подписания между
Россией и Узбекистаном декларации об углублении стратегического
партнерства и меморандума о дальнейших совместных мерах по присоединению
Республики Узбекистан к договору о зоне свободной торговли. И в этом
контексте еще более странным выглядит заявление пресс-секретаря В. В.
Путина Дмитрия ПЕСКОВА, по словам которого, этот шаг нельзя
рассматривать как давление на Россию и "на отношениях Москвы и Ташкента
это не скажется". Безусловно, Республика Узбекистан - суверенное
государство, которое вольно поступать так, как считает нужным. Не
является критическим для ОДКБ и уход из нее узбеков - от этого
организация не развалится, а, возможно, ее деятельность станет даже
более эффективной. Проблема в другом: если ваш "союзник" откровенно
дает вам понять (причем не в первый раз), что вас приглашают "дружить"
только тогда, когда это выгодно, имеет ли смысл подставлять другую щеку?
Это во-первых. Во-вторых, новый демарш Узбекистана - косвенная оценка
"эффективности" деятельности ОДКБ, а следовательно - всей системы
региональной безопасности, создаваемой под патронажем России. В-третьих,
в военно-политических блоках (а ОДКБ относится именно к таковым) так
поступать как-то не принято, и возвращение блудного сына будет весьма
проблематичным. Наконец, необходимо соблюдение существующей процедуры и
наличие очень сильных аргументов. Ни первого, ни второго в заявлении
МИД Узбекистана нет. Во-первых, устав ОДКБ не предусматривает процедуру
приостановки членства в одностороннем порядке. Этот вопрос - прерогатива
Совета коллективной безопасности. И поэтому логичнее выглядело
предложение А. ЛУКАШЕНКО исключить Узбекистан из членов ОДКБ,
высказанное в 2011 году. Напрасно к нему не прислушались - не пришлось
бы сегодня не только обсуждать эту тему, но и мучительно искать ответ на
вечные русские вопросы: кто виноват и что делать? Во-вторых, судя по
отрывочному комментарию цитируемого газетой "Коммерсантъ" источника в
МИД Узбекистана, узбекская сторона не представила сильных аргументов в
пользу своего региона. Как было заявлено, Узбекистан "не устраивают
стратегические планы ОДКБ на афганском направлении, в Узбекистане отдают
приоритет двустороннему сотрудничеству с этой страной. Кроме того,
Ташкент не устраивают планы в отношении усиления военного сотрудничества
стран ОДКБ. Есть еще ряд причин. Все они приведены в ноте".
Ссылка
на приоритетность двустороннего сотрудничества с Афганистаном - от
лукавого. Этой позиции придерживаются все государства - члены
организации. Тем более что ни США, ни НАТО в Афганистане с ОДКБ
сотрудничать не желают. Что касается иных причин, то они лежат на
поверхности. Начать, очевидно, нужно с того, что свое повторное
членство в ОДКБ Узбекистан рассматривал достаточно формально. Причина,
скорее всего, в том, что его членство в этой организации было
восстановлено как бы авансом, без каких-либо обязательств со стороны
Ташкента. При этом большинство членов, очевидно, понимали, что особая
позиция Узбекистана по большинству вопросов сохранится и впредь, но это
неизбежная плата за расширение рядов ОДКБ. Эти опасения в полной мере
оправдались. Узбекистан так и не ратифицировал более 15 соглашений и
протоколов, направленных на более эффективную деятельность ОДКБ. Именно
саботаж Ташкентом принятия многих важных документов вредил и продолжает
вредить альянсу. В 2009 году Ислам КАРИМОВ отказался подписать
соглашение о коллективных силах оперативного реагирования (КСОР) в
рамках ОДКБ. Причем эта позиция не изменилась и в дальнейшем, несмотря
на то, что некоторые высказанные Узбекистаном замечания были приняты
главами государств - членов ОДКБ. С момента возвращения блудного сына
в 2006 году Узбекистан последовательно уклонялся от участия в военном
сотрудничестве в формате ОДКБ. Военные и иные подразделения этой страны в
состав коллективных сил и региональных группировок, в том числе
коллективные силы оперативного реагирования, не командировались.
Представители официального Ташкента не участвовали в учениях, штабных
тренировках и других оперативных мероприятиях.
Но наибольшее
неудовольствие Узбекистана вызвали решения ОДКБ, принятые по итогам
саммитов в августе и декабре 2011 года. Напомню, на них в устав ОДКБ
были внесены серьезные поправки, несколько ограничивающие суверенитет
стран-членов в плане того, что открытие на их территории иностранных
военных баз возможно только с согласия всех участников организации. С
этим согласились все участники альянса, кроме Узбекистана. По-видимому,
Ташкент посчитал это угрозой для себя. И немудрено! Потенциал ОДКБ (в
том числе военный) может быть использован в противовес интересам
Узбекистана, а он будет лишен возможности заблокировать соответствующее
решение. О том, что в пассиве этого государства серьезные конфликты
практически со всеми соседями по региону, думаю, напоминать не нужно. Если
согласиться с большинством экспертов в том, что за демаршем Узбекистана
лежит очередной поворот Ташкента в сторону приоритетности
сотрудничества с США и НАТО и планы вновь организовать на своей
территории военную базу США, то выход из ОДКБ можно рассматривать как
вполне логичный шаг. Не будучи скован обязательствами перед альянсом, он
приобретает большую свободу маневра. В последнее время эмиссары из
США очень активно посещают Ташкент, а еще осенью 2011 года комитет по
ассигнованиям сената США одобрил закон, позволивший Америке давать
Узбекистану деньги на приобретение военного оборудования, выводимого из
Афганистана. Изменились и политические оценки американской администрации
режима Каримова. Так, по мнению Хилари Клинтон, в настоящее время
Узбекистан "демонстрирует признаки улучшения ситуации с правами человека
и расширения политических свобод".
Насколько искренно это
заявление, сказать сложно, но то, что интерес США к Узбекистану
существенно возрос, не подлежит сомнению. Причина банальна - США готовят
почву для более дешевого и безопасного вывода своих войск из
Афганистана. Уже решено, что грузовой транзит пойдет через страны
Центральной Азии. Причем часть военного оборудования НАТО и США намерены
оставить в этих странах. Не тащить же через океан разбитую технику - да
и утилизация ее в США и Европе обойдется недешево. По-видимому,
Ташкент решил использовать открывающуюся перспективу в полном объеме. Во
всяком случае, первый заместитель госсекретаря США Уильям БЕРНС,
посетивший Узбекистан 12 июня, в беседе с Исламом Каримовым подтвердил
заинтересованность Вашингтона в дальнейшем расширении связей с
Узбекистаном во всех сферах жизни. Чем закончится это сотрудничество,
предсказывать не берусь. Однако стоит обратить внимание на непреложный
факт: в последнее время США с легкостью сдают своих бывших союзников
(один премьер экс-лидер Египта Хосни МУБАРАК чего стоит!) - трагическая
судьба вчерашних "друзей Вашингтона" и туманные перспективы долгие годы
возглавляемых ими государств должны хоть чему-то учить. Впрочем, Ислам Каримов - опытный политик. Ему виднее…
Константин СЫРОЕЖКИН, политолог, Источник - Время
М.Казакпаев/М.Ниязов/А.Медетбеков: Почему Ташкент вышел из ОДКБ? 11:01 05.07.2012
Почему Ташкент вышел из ОДКБ? Решение властей РУз выйти из Организации Договора о коллективной безопасности заставило задуматься о региональной безопасности.
В
российских СМИ данный шаг Ташкента рассматривают исключительно как
ослабление позиции России в Центральной Азии и усиление роли Соединенных
Штатов.
"Азаттык" попросил экспертов прокомментировать
сложившуюся ситуацию. На вопросы отвечают бывший секретарь Совета
безопасности Кыргызстана Мирослав Ниязов, генерал-майор органов
безопасности Артур Медетбеков и политолог Марат Казакпаев.
"Азаттык": Как вы думаете, официальный Ташкент вышел из ОДКБ потому что не был согласен с его политикой или были другие причины?
Ниязов:
Американские и российские эксперты рассматривают Центральную Азию как
очень сложный регион, где возможны локальные и другие конфликты. В
прошлом году руководство НАТО четко заявляло, что они готовы обеспечить
стабильность в одной из стран Центральной Азии, если будет
соответствующая просьба со стороны властей этих стран.
В этой
ситуации мы не должны забывать и о геополитических интересах России. По
сути, сегодня Центральная Азия стала объектом, из-за которого между
Россией и Соединенными Штатами возникают серьезные разногласия. Поэтому
тут идут различные политические игры между двумя ведущими странами.
"Азаттык": Получается, что при таком развитии ситуации Узбекистан стал больше доверять Соединенным Штатам чем России?
Медетбеков:
Причина не только в геополитике. Тут надо вспомнить некоторые моменты
из прошлого. Если помните, Узбекистан уже выходил из ОДКБ в 1999 году,
присоединившись к ГУУАМ (Организация за демократию и экономическое
развитие ГУАМ - региональная организация, созданная в 1997 году Грузией,
Украиной, Азербайджаном и Молдавией) в пику России. Но в 2006 году,
после андижанских событий 2005 года, Узбекистан вновь вернулся в ОДКБ.
Сейчас
до 90 процентов транспортировок американских военных приходится на
Узбекистан. Во-вторых, только за последние полгода в эту страну
приезжали один за другим государственный секретарь США Клинтон, затем
директор ЦРУ, потом помощник госсекретаря. Было много встреч.
Руководство
НАТО сейчас в поисках соответствующей страны в регионе, чтобы после
вывода войск из Афганистана в 2014 году оставить современное военное
вооружение, в том числе цифровое радиолокационное оборудование. Среди
претендентов - Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан. Основной претендент
тут Узбекистан, который ранее постоянно игнорировал военные учения
ОДКБ, не подписывал многие документы и соглашения организации.
В-третьих,
Узбекистан до этого вышел и из ЕврАзЭС. В-четвертых, внутри самого
Узбекистана сохраняется сложная политическая ситуация. Несомненно, тут
есть влияние и "арабской весны". Наверное, своим шагом официальный
Ташкент еще и хотел привлечь внимание к себе на внешнеполитическом
направлении.
"Азаттык": Узбекистан уже второй раз выходит из
ОДКБ. По-вашему, что за этим стоит? Попытка самостоятельно строить свою
политику или же есть другие причины?
Казакпаев: Самая большая
причина тут в Афганистане. В течение длительного времени, как в эту
страну пришли войска международной коалиции, по территории Узбекистана
идет транспортировка грузов по северному маршруту. Это очень важный
момент. Тем более буквально недавно в Ташкенте побывал Уильям Бернс,
который встречался с президентом Узбекистана.
Айданбек Акмат уулу, Источник - rus.azattyk.org
|