Главная » 2012 » Июль » 5 » Звездно-полосатое знамя Ислама, или Узбекские грабли
11:21
Звездно-полосатое знамя Ислама, или Узбекские грабли
Заявление Узбекистана о приостановке своего членства в ОДКБ - событие как вполне ожидаемое, так и давно прогнозируемое. Если без дипломатического политеса, то Узбекистан, по-видимому, никогда и не считал себя ответственным членом ОДКБ. Во всяком случае, об этом говорит как его постоянное неучастие в большинстве практических мероприятий, проводимых под эгидой этой организации, так и "особая позиция" по ключевым вопросам развития самой ОДКБ и согласованной в ее рамках позиции государств - членов организации по актуальным вопросам международных отношений. Невольно на ум приходит классика: была без радости любовь, разлука будет без печали.

Самое странное в демарше Узбекистана - это выбранное для него время. Если верить последней информации, нота МИД РУ была составлена за неделю до ее обнародования, 28 июня. То есть через две недели после визита в Ташкент Владимира ПУТИНА и подписания между Россией и Узбекистаном декларации об углублении стратегического партнерства и меморандума о дальнейших совместных мерах по присоединению Республики Узбекистан к договору о зоне свободной торговли.
И в этом контексте еще более странным выглядит заявление пресс-секретаря В. В. Путина Дмитрия ПЕСКОВА, по словам которого, этот шаг нельзя рассматривать как давление на Россию и "на отношениях Москвы и Ташкента это не скажется". Безусловно, Республика Узбекистан - суверенное государство, которое вольно поступать так, как считает нужным. Не является критическим для ОДКБ и уход из нее узбеков - от этого организация не развалится, а, возможно, ее деятельность станет даже более эффективной.
Проблема в другом: если ваш "союзник" откровенно дает вам понять (причем не в первый раз), что вас приглашают "дружить" только тогда, когда это выгодно, имеет ли смысл подставлять другую щеку? Это во-первых. Во-вторых, новый демарш Узбекистана - косвенная оценка "эффективности" деятельности ОДКБ, а следовательно - всей системы региональной безопасности, создаваемой под патронажем России. В-третьих, в военно-политических блоках (а ОДКБ относится именно к таковым) так поступать как-то не принято, и возвращение блудного сына будет весьма проблематичным. Наконец, необходимо соблюдение существующей процедуры и наличие очень сильных аргументов.
Ни первого, ни второго в заявлении МИД Узбекистана нет. Во-первых, устав ОДКБ не предусматривает процедуру приостановки членства в одностороннем порядке. Этот вопрос - прерогатива Совета коллективной безопасности. И поэтому логичнее выглядело предложение А. ЛУКАШЕНКО исключить Узбекистан из членов ОДКБ, высказанное в 2011 году. Напрасно к нему не прислушались - не пришлось бы сегодня не только обсуждать эту тему, но и мучительно искать ответ на вечные русские вопросы: кто виноват и что делать?
Во-вторых, судя по отрывочному комментарию цитируемого газетой "Коммерсантъ" источника в МИД Узбекистана, узбекская сторона не представила сильных аргументов в пользу своего региона. Как было заявлено, Узбекистан "не устраивают стратегические планы ОДКБ на афганском направлении, в Узбекистане отдают приоритет двустороннему сотрудничеству с этой страной. Кроме того, Ташкент не устраивают планы в отношении усиления военного сотрудничества стран ОДКБ. Есть еще ряд причин. Все они приведены в ноте".

Ссылка на приоритетность двустороннего сотрудничества с Афганистаном - от лукавого. Этой позиции придерживаются все государства - члены организации. Тем более что ни США, ни НАТО в Афганистане с ОДКБ сотрудничать не желают. Что касается иных причин, то они лежат на поверхности.
Начать, очевидно, нужно с того, что свое повторное членство в ОДКБ Узбекистан рассматривал достаточно формально. Причина, скорее всего, в том, что его членство в этой организации было восстановлено как бы авансом, без каких-либо обязательств со стороны Ташкента. При этом большинство членов, очевидно, понимали, что особая позиция Узбекистана по большинству вопросов сохранится и впредь, но это неизбежная плата за расширение рядов ОДКБ.
Эти опасения в полной мере оправдались. Узбекистан так и не ратифицировал более 15 соглашений и протоколов, направленных на более эффективную деятельность ОДКБ. Именно саботаж Ташкентом принятия многих важных документов вредил и продолжает вредить альянсу.
В 2009 году Ислам КАРИМОВ отказался подписать соглашение о коллективных силах оперативного реагирования (КСОР) в рамках ОДКБ. Причем эта позиция не изменилась и в дальнейшем, несмотря на то, что некоторые высказанные Узбекистаном замечания были приняты главами государств - членов ОДКБ.
С момента возвращения блудного сына в 2006 году Узбекистан последовательно уклонялся от участия в военном сотрудничестве в формате ОДКБ. Военные и иные подразделения этой страны в состав коллективных сил и регио­нальных группировок, в том числе коллективные силы оперативного реагирования, не командировались. Представители официального Ташкента не участвовали в учениях, штабных тренировках и других оперативных мероприятиях.

Но наибольшее неудовольствие Узбекистана вызвали решения ОДКБ, принятые по итогам саммитов в августе и декабре 2011 года. Напомню, на них в устав ОДКБ были внесены серьезные поправки, несколько ограничивающие суверенитет стран-членов в плане того, что открытие на их территории иностранных военных баз возможно только с согласия всех участников организации.
С этим согласились все участники альянса, кроме Узбекистана. По-видимому, Ташкент посчитал это угрозой для себя. И немудрено! Потенциал ОДКБ (в том числе военный) может быть использован в противовес интересам Узбекистана, а он будет лишен возможности заблокировать соответствующее решение. О том, что в пассиве этого государства серьезные конфликты практически со всеми соседями по региону, думаю, напоминать не нужно.
Если согласиться с большинством экспертов в том, что за демаршем Узбекистана лежит очередной поворот Ташкента в сторону приоритетности сотрудничества с США и НАТО и планы вновь организовать на своей территории военную базу США, то выход из ОДКБ можно рассматривать как вполне логичный шаг. Не будучи скован обязательствами перед альянсом, он приобретает большую свободу маневра.
В последнее время эмиссары из США очень активно посещают Ташкент, а еще осенью 2011 года комитет по ассигнованиям сената США одобрил закон, позволивший Америке давать Узбекистану деньги на приобретение военного оборудования, выводимого из Афганистана. Изменились и политические оценки американской администрации режима Каримова. Так, по мнению Хилари Клинтон, в настоящее время Узбекистан "демонстрирует признаки улучшения ситуации с правами человека и расширения политических свобод".

Насколько искренно это заявление, сказать сложно, но то, что интерес США к Узбекистану существенно возрос, не подлежит сомнению. Причина банальна - США готовят почву для более дешевого и безопасного вывода своих войск из Афганистана. Уже решено, что грузовой транзит пойдет через страны Центральной Азии. Причем часть военного оборудования НАТО и США намерены оставить в этих странах. Не тащить же через океан разбитую технику - да и утилизация ее в США и Европе обойдется недешево.
По-видимому, Ташкент решил использовать открывающуюся перспективу в полном объеме. Во всяком случае, первый заместитель госсекретаря США Уильям БЕРНС, посетивший Узбекистан 12 июня, в беседе с Исламом Каримовым подтвердил заинтересованность Вашингтона в дальнейшем расширении связей с Узбекистаном во всех сферах жизни.
Чем закончится это сотрудничество, предсказывать не берусь. Однако стоит обратить внимание на непреложный факт: в последнее время США с легкостью сдают своих бывших союзников (один премьер экс-лидер Египта Хосни МУБАРАК чего стоит!) - трагическая судьба вчерашних "друзей Вашингтона" и туманные перспективы долгие годы возглавляемых ими государств должны хоть чему-то учить.
Впрочем, Ислам Каримов - опытный политик. Ему виднее…

Константин СЫРОЕЖКИН, политолог,

Источник - Время


М.Казакпаев/М.Ниязов/А.Медетбеков: Почему Ташкент вышел из ОДКБ?
11:01 05.07.2012 Почему Ташкент вышел из ОДКБ?
Решение властей РУз выйти из Организации Договора о коллективной безопасности заставило задуматься о региональной безопасности.

В российских СМИ данный шаг Ташкента рассматривают исключительно как ослабление позиции России в Центральной Азии и усиление роли Соединенных Штатов.

"Азаттык" попросил экспертов прокомментировать сложившуюся ситуацию. На вопросы отвечают бывший секретарь Совета безопасности Кыргызстана Мирослав Ниязов, генерал-майор органов безопасности Артур Медетбеков и политолог Марат Казакпаев.

"Азаттык": Как вы думаете, официальный Ташкент вышел из ОДКБ потому что не был согласен с его политикой или были другие причины?

Ниязов: Американские и российские эксперты рассматривают Центральную Азию как очень сложный регион, где возможны локальные и другие конфликты. В прошлом году руководство НАТО четко заявляло, что они готовы обеспечить стабильность в одной из стран Центральной Азии, если будет соответствующая просьба со стороны властей этих стран.

В этой ситуации мы не должны забывать и о геополитических интересах России. По сути, сегодня Центральная Азия стала объектом, из-за которого между Россией и Соединенными Штатами возникают серьезные разногласия. Поэтому тут идут различные политические игры между двумя ведущими странами.

"Азаттык": Получается, что при таком развитии ситуации Узбекистан стал больше доверять Соединенным Штатам чем России?

Медетбеков: Причина не только в геополитике. Тут надо вспомнить некоторые моменты из прошлого. Если помните, Узбекистан уже выходил из ОДКБ в 1999 году, присоединившись к ГУУАМ (Организация за демократию и экономическое развитие ГУАМ - региональная организация, созданная в 1997 году Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией) в пику России. Но в 2006 году, после андижанских событий 2005 года, Узбекистан вновь вернулся в ОДКБ.

Сейчас до 90 процентов транспортировок американских военных приходится на Узбекистан. Во-вторых, только за последние полгода в эту страну приезжали один за другим государственный секретарь США Клинтон, затем директор ЦРУ, потом помощник госсекретаря. Было много встреч.

Руководство НАТО сейчас в поисках соответствующей страны в регионе, чтобы после вывода войск из Афганистана в 2014 году оставить современное военное вооружение, в том числе цифровое радиолокационное оборудование. Среди претендентов - Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан. Основной претендент тут Узбекистан, который ранее постоянно игнорировал военные учения ОДКБ, не подписывал многие документы и соглашения организации.

В-третьих, Узбекистан до этого вышел и из ЕврАзЭС. В-четвертых, внутри самого Узбекистана сохраняется сложная политическая ситуация. Несомненно, тут есть влияние и "арабской весны". Наверное, своим шагом официальный Ташкент еще и хотел привлечь внимание к себе на внешнеполитическом направлении.

"Азаттык": Узбекистан уже второй раз выходит из ОДКБ. По-вашему, что за этим стоит? Попытка самостоятельно строить свою политику или же есть другие причины?

Казакпаев: Самая большая причина тут в Афганистане. В течение длительного времени, как в эту страну пришли войска международной коалиции, по территории Узбекистана идет транспортировка грузов по северному маршруту. Это очень важный момент. Тем более буквально недавно в Ташкенте побывал Уильям Бернс, который встречался с президентом Узбекистана.

Айданбек Акмат уулу,
Источник - rus.azattyk.org


Категория: Международные военные новости | Просмотров: 1274 | Добавил: Marat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 106
Гостей: 106
Пользователей: 0
Календарь
«  Июль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031