Главная » Статьи » Современный Казахстан » Современная армия Казахстана

Домбра, погоны и блондинка
Ольга Сагиндыкова - единственная в Казахстане русская, получившая консерваторское образование по классу домбры, к тому же осмелившаяся подставить свои хрупкие плечи под армейские погоны и сознательно избравшая судьбу восточной женщины, став женой казаха



О своей необычной судьбе сама она отзывается так: "Наверное, если бы я изначально росла в Казахстане, все сложилось бы иначе. Но наша семья окончательно перебралась сюда, когда мне было десять лет. Для меня это было подобно тому, как если бы из лубяной русской избушки я вдруг чудесным образом перенеслась в войлочную юрту, с ее столь непохожим убранством, речью, образом жизни. Тут я впервые, что называется тет-а-тет, услышала завораживающий звук домбры. В нем сквозь шорох ковыля звучала мудрость веков. Необъятное знание многих поколений. Это было огромное и сильное чувство, навсегда связавшее меня с инструментом..."

Судьба за 22 рубля

Погружение русской девчонки, оказавшейся в колхозе имени Шолохова близ Уральска, в мир казахской культуры происходило столь естественно, что даже не замечалось. Казахским свободно владел отец. Родным этот язык был для самых близких Ольгиных подруг. Да и в ауле большую часть жителей составляли казахи. Отрадный и беззаботный мир детских представлений о жизни, помноженный на искренний интерес к новому миру иной культуры и быта, помог без всякого напряжения и усилий проникнуться этим духом, понять и познать язык.

А когда Ольга случайно взяла в руки домбру и попробовала подобрать несколько созвучий, подруги предложили ей записаться в школьный ансамбль народных инструментов. Правда, педагог, обучавший школьников искусству владения домброй, с большим сомнением взглянул на белокурую претендентку в национальные музыканты и осторожно предложил ей спросить разрешения у родителей. Мама же рассудила так: если есть желание, то отчего бы и не попробовать? И вскоре Ольге был куплен ее первый инструмент. Это двухструнное детище мебельной фабрики стоило 22 рубля. И тогда никто еще не знал, что потраченная сумма была платой не за временное увлечение, а за судьбу.

От пюпитра на плац

Уже в те школьные годы стало понятно - у Ольги есть способности не просто к музыкальным занятиям, но и к такому удивительному инструменту, как домбра. Еще школьницей ей довелось выступать не только на детских концертах, но и в "Тамаше", и столичных состязаниях акынов - айтысах. Среди прочего была и поездка на слет новаторов-учителей, где педагог представил Ольгу тогдашнему ректору Алма-Атинской консерватории Д. Касеинову с просьбой прослушать игру. Итог испытания был достаточно лестен - юной девятикласснице предложили поступить в консерваторию.

Кажется, это было очень трудно: жить вдали от родителей в интернате, заканчивать 10-й класс общеобразовательной школы, брать уроки у консерваторского педагога Б. Ыскакова, затем еще два года упорных и нелегких занятий по освоению музыкальной грамоты на подготовительном отделении консерватории. Сказывалось и отсутствие полноценного базового музыкального образования. Но сама Ольга о том времени вспоминает с восторгом. Новая жизнь буквально захлестнула ее: особая творческая среда, возможность общаться с корифеями казахстанского искусства, такими как, например, Нургиса Тлендиев. Невероятный ритм столичной жизни, необъятный поток информации, который все же хотелось объять и познать до конца, новые друзья, которые таковыми остались на всю жизнь, - все это не давало даже закрасться мысли о том, чтобы повернуть назад, поискать другую жизненную дорогу.

Став полноправной студенткой консерватории, Ольга лишь глубже погружалась в завораживающий творческий мир. Ее пригласили на радио, где она помогала известному музыкальному критику Ю. Аравину вести передачу "Степные созвездия". Был не один выпуск с ее участием в "Музее звуков" на телевидении. Были занятия уже с собственными ученицами в Алма-Атинской музыкальной школе имени Курмангазы. А когда Ольга училась на последнем курсе, ее пригласили в Центральный ансамбль песни и танца Министерства обороны Казахстана.

В отличие от предложения стать профессиональным музыкантом, которое наша героиня приняла без особых раздумий и сомнений, шанс стать военнослужащей казался несовместимым с представлениями о свободном творчестве. Но после долгих убеждений Ольга приняла решение стать армейским музыкантом.

Восточная женщина

Каждое поворотное событие в жизни Ольги Сагиндыковой неизменно приводило к другому судьбоносному шагу. Переезд в Казахстан стал шагом к домбре. Детские домбровые выступления привели ее в консерваторию. Высшее музыкальное образование позволило ей оказаться в главном военном музыкальном коллективе республики. А работа в этом ансамбле познакомила ее с будущим мужем. Марат Сагиндыков - профессиональный музыкант, которому в равной степени подвластны и контрабас, и бас-домбра, и вокал, и гитара, - увлек ее не только своими профессиональными способностями. Но как бы ни были сильны чувства, Ольга и Марат около двух лет шли к решению вступить в брак.

Одним из самых трогательных воспоминаний стало знакомство с будущей свекровью. Марат привел домой друзей-коллег, среди которых была и Ольга. Традиционный казахский дастархан, увлеченный разговор влюбленных в музыку людей, песни, кюи...

В какой-то момент мама Марата, проникшись исполнением русской домбристки, воскликнула, что Ольге трудно будет найти русского мужчину, способного до конца понять и принять народную казахскую музыку, и тогда, вполне вероятно, придется домбру оставить. А потому ей нужно искать мужа-казаха. Тут за столом раздался дружный смех: друзья, знавшие о теплых отношениях Марата и Ольги, нечаянно выдали их тайну, проговорившись, что так понравившаяся взрослой женщине исполнительница, возможно, станет ее снохой.

Конечно, это было большой неожиданностью для матери Марата - она и не предполагала, что дружеское застолье превратится в знакомство с будущей женой сына. Но, преодолев растерянность, она с нежностью обняла будущую невестку и по обычаю покрыла ее голову платком.

Сегодня Ольга не знает, восприняла ли она менталитет восточной покорной жены, сменив русскую фамилию на казахскую. И дело здесь даже не в пресловутом противостоянии образов восточной и западной женщины. Она просто убеждена в правоте когда-то услышанной присказки о том, что муж - это "единица", жена - "ноль". И от того, на какое место встанет жена, зависит итоговое число, символизирующее такую семью. Именно поэтому она воспринимает как данность то, что жена должна не просто во всем поддерживать мужа, но и в любой ситуации доказывать всем и каждому, что ее суженый - самый-самый. Но при этом в их семье все держится на обоюдном уважении. Ни одно решение не основывается на доводе: "Я так решил, значит, так и будет". Все обсуждается на семейном совете, и именно эта согласованность и взаимное доверие позволяют Марату и Ольге избегать ситуаций, подобных той, в которой оказались крыловские лебедь, рак и щука.

А порой именно разность в национальных корнях помогает находить компромиссы в сложных вопросах. Таких, например, как выбор имен для своих двух дочерей. С этим вопросом неизменно сталкиваются супруги разных национальностей. Первую дочь наши герои назвали Жанелей. Второй и вовсе выбрали двойное имя - Жанна-Мария (вторая часть имени связана с датой ее появления - в ночь перед Благовещением, когда ангелы сообщили Деве Марии благую весть о ее непорочном зачатии).

Провинциальная жизнь

А профессиональная жизнь по-прежнему была очень бурной. Работа в Центральном ансамбле лишь способствовала этому. Репетиции, концерты, торжественные приемы. Не раз Ольге и Марату приходилось выступать перед иностранными делегациями, послами и министрами обороны самых разных стран, посещавших Казахстан. Ольге довелось стать лауреатом Сочинского фестиваля военной песни "За веру, за Отчизну, за любовь", ее работа была отмечена двумя грамотами министра обороны М. Алтынбаева. Радость творчества омрачало только одно - отсутствие собственного жилья. Поэтому когда генерал Ертаев (в ту пору возглавлявший Восточный военный округ) пригласил их работать в Семипалатинск, именно квартирный вопрос стал решающим доводом в пользу провинциального города.

Сначала казалось, что после громкого яркого потока она оказалась в сплошной тишине. Здесь ощутимее стала воинская направленность музыкального творчества. Здесь не было привычного столичного ритма. Но именно эта передышка позволила задуматься над собственной жизнью. Быть может, перейти ту черту, за которой начинается зрелый взгляд на жизнь. Осознать себя, определить главные цели. А главное, наконец-то позволить себе испытать ни с чем несравнимое счастье быть матерью. (Обе девочки появились именно в Семипалатинске.)

Этот дар Семипалатинска - спокойное обретение мудрости и полноценного женского счастья - примирили и с провинциальным устоем, и с образом новой гарнизонной жизни, и с разлукой с родственниками и друзьями.

Что впереди? Загадывать Ольга не хочет. В ее жизни было много крутых поворотов, которые случайно преподносились судьбой. Вот и Семипалатинск был полной неожиданностью для Сагиндыковых. А потому будущее будет зависеть от обстоятельств.

Главное, чтобы рядом было Главное - любимые люди и творчество.

(Автор: Алла БЕЛЯКИНА, "Казахстанская правда", 15 августа 2006 года)
Категория: Современная армия Казахстана | Добавил: Marat (05.12.2011)
Просмотров: 2356 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0