Главная » Статьи » Современный Казахстан » Современная армия Казахстана |
Состояние и перспективы развития Вооруженных Сил Республики Казахстан
Первоначально правительство Казахстана объявило о намерении создать небольшую Национальную гвардию численностью менее 20 тыс. человек для охраны границы и поддержания порядка. Предполагалось, что задачу обороны страны будут выполнять объединенные вооруженные силы ОДКБ. Важнейшие военные объекты бывшего Советского Союза, такие, как космодром Байконур и около 1150 единиц стратегических ядерных вооружений, были переданы под контроль Российской Федерации. Однако изменившаяся международная ситуация заставила пойти на создание полноценных вооружённых сил. Согласно главе 5 ст. 18 Закона "Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан": "Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессии, вооруженной защиты территориальной целостности и суверенитета Республики Казахстан, охраны и обороны государственных и военных объектов, охраны воздушного пространства, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан". На сегодня Казахстан располагает следующими родами войск: Силы Воздушной обороны; Военно-морские силы; Сухопутные войска; Аэромобильные войска. Силы Воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан были сформированы 1 июня 1998 года. В их задачу входит обеспечение защиты воздушных рубежей Республики Казахстан, противовоздушная оборона государственных, административных и военных объектов, а также выполнение боевых задач по авиационной поддержке других видов и родов ВС РК. В состав сил Воздушной обороны входят: Военно-воздушные силы; Войска противовоздушной обороны; Радиотехнические войска. Авиация является одним из основных огневых родов войск Сил воздушной обороны, предназначена для прикрытия важных направлений, районов и объектов от ударов воздушного противника. Войска противовоздушной обороны /Зенитные ракетные войска/ предназначены для осуществления зенитной ракетной обороны и прикрытия объектов государственного и военного-управления. В силы воздушной обороны Казахстана входят соединения ВВС и ПВО. Общая численность личного состава - 19 тыс. человек. В их распоряжении - 40 фронтовых истребителей МиГ-29, 14 штурмовиков Су-25, 25 фронтовых бомбардировщиков Су-24, 14 истребителей Су-27, 43 перехватчика МиГ-31 и 16 МиГ-25, 100 пусковых установок зенитных ракет (в том числе С-300). ВС Казахстана также имеют 18 военно-транспортных самолётов. Армейская авиация представлена почти всеми типами вертолётов. Их 125 единиц (Ми-24, Ми-8, Ми-26). Высшим соединением авиации является база ВВС (приравнивается к авиадивизии). По оценкам специалистов, авиация Казахстана находится на высоком уровне боеготовности, средний налет у летчиков достигает 100 часов в год. Польский журнал "Lotnictwo" №1/2007 дает справку по современному состоянию (на 2005-06 гг.): Авиабаза (АБ) Актау -- 14 Су-25, 2 Су-25УБ, 16 Су-27П, 2 Су-27УБ. АБ Алма-Ата -- 1 В757-200, 1 Як-42, 1 Ту-154Б2. АБ Алма-Ата (отап) -- 5 Ан-12БП, 1 Ан-24, 12 Ан-26. АБ Алма-Ата (осаэ) -- 2 Ан-26, 6 Ан-30. АБ Балхаш (39 рап) -- 13 МиГ-25РБ, 2 МиГ-25РУ, 12 Су-24МР. АБ Караганда (356 иап) -- 20 МиГ-31, 12 Су-27П, 4 Су-27УБ. АБ Жетыген (715 иап) -- 34 МиГ-29, 5 МиГ-29УБ. АБ Жетыген (149 бап) -- 23 Су-24. АБ Тарас (157 вп) -- 40 Ми-8, 4 Ми-8ППА, 24 Ми-26. АБ Учарал (486 вп) -- 42 Ми-24Д/П, 14 Ми-8. АБ Семипалатинск (уап) -- 15 L-39C. Радиотехнические войска предназначены для ведения радиолокационной разведки воздушного противника, выдачи информации предупреждения о начале его нападения, боевой информации зенитным ракетным войскам и авиации, контроля за соблюдением порядка использования воздушного пространства Республики Казахстан. Сухопутные войска Республики Казахстан подразделяются на: Ракетные войска и артиллерия; Специальные войска. Ракетные войска и артиллерия, как отдельный род войск Вооруженных Сил Республики Казахстан, созданы Указом Президента Республики Казахстан 7 мая 2003 года. Специальные войска Комитета начальников штабов МО РК, предназначены для организации планирования и проведения мероприятий по специальному и специально-техническому обеспечению. Специальные войска Комитета начальников штабов состоят из Управления инженерных войск и Управления войск РХБ защиты. Сухопутные силы - общая численность около 47 тысяч человек. На вооружении около 5 тысяч танков (цифра нуждается в уточнении, так как по другим, приведенным выше данным - 930 танков), 4 тысяч боевых машин, 2,5 тысячи крупнокалиберных орудий и минометов, 495 пусковых установок тактических и оперативно-тактических ракет, 292 пусковые установки зенитных ракет, свыше 100 вертолетов. Сухопутные войска включают две (78-ю танковую и 68-ю мотострелковую) дивизии, 5 бригад различного назначения, в т.ч. 35-ю воздушно-десантную. На вооружении состоит до 1 тыс. танков (Т-80, Т-72 и Т-62), до 2,5 тыс. БМП и БТР, до 200 САУ, до 500 буксируемых артиллерийских орудий, не менее 150 РСЗО "Ураган" и "Град". Военно-морские силы Республики Казахстан были образованы Указом Президента Республики Казахстан № 1085 от 7 мая 2003 года "О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры Вооруженных Сил Республики Казахстан". Структура Военно-морских сил определена Указом Президента Республики Казахстан и включает в себя: - органы управления рода войск; - специальные войска; - тыл; - военно-учебные заведения. Военно-морские силы образованы в соответствии с указом президента РК в 2003 году. Одновременно разработана концепция развития ВМС, главной базой которых стал морской порт Актау. В состав флота вошла морская пехота, береговая артиллерия и каспийская флотилия. До 2003 года Казахстан имел на Каспии только пограничные катера и один сторожевой корабль. Однако с 2004 года запланированы закупки у Украины нескольких катеров типа "Гриф", а также четырёх патрульных катеров типа "Калкан". Несколько кораблей и вертолётов будут приобретены в США, Турции и России. Численность ВМС РК планируется увеличить с 3 тысяч до 5 тысяч военнослужащих. Аэромобильные силы - самостоятельный род войск, который является резервом президента. Сформированы в феврале 1998 года на базе десантно-штурмовой бригады. В них вошёл также специальный миротворческий батальон "Казбат". Как известно, армия существует для того, чтобы бороться с внешним врагом. При этом нельзя не отметить, что, несмотря на бурное развитие вооружения и техники, войны между странами, не имеющими между собой общей сухопутной границы, либо не связанных через океан (США - Япония, Великобритания - Аргентина), не происходят. Это резко сокращает круг потенциальных противников для Казахстана, который не имеет выхода в океан (конфликты в акватории Каспия не исключены, но здесь количество потенциальных противников заведомо ограничено). Представить себе войну Казахстана с Россией или Киргизией настолько невозможно по соображениям военного, политического, экономического и психологического характера, что эти варианты нечего и обсуждать. Китай - опаснейший противник, для которого Казахстан, наряду с Россией, представляет собой основной потенциальный объект экспансии. При этом один только Ланьчжоуский военный округ НОАК, занимающий весь запад Китая, в несколько раз сильнее ВС Казахстана, хотя это далеко не самый сильный из 7 военных округов Китая. Понятно, что при почти 100-кратном превосходстве Китая в численности населения, наличии у него ядерного оружия, всего спектра средств его доставки и огромных обычных ВС, ни о каком серьёзном сопротивлении со стороны казахской армии не может быть и речи. В такой ситуации расчёт может быть лишь на партизанскую войну (которая, впрочем, будет задавлена массой китайцев) и на помощь извне (оказать её могут только Россия и США, если, конечно, рискнут). Отношения Казахстана с Узбекистаном и Туркменией являются достаточно непростыми. Астана и Ташкент с момента распада СССР выясняют, кто из них главный в Центральной Азии. Режим Ашхабада вообще в высшей степени специфичен. Кроме того, ВС этих стран, в целом, сопоставимы с казахскими. Казахская армия посильнее узбекской и туркменской, но это преимущество отнюдь не подавляющее, в отдельных компонентах есть даже отставание, кроме того, Узбекистан имеет самые большие в регионе мобилизационные резервы. Между странами не исключены конфликты из-за раздела природных ресурсов, а также в случае прихода к власти хотя бы в одной из них исламистов (наиболее вероятен такой сценарий в Узбекистане). Впрочем, в последнее время между Астаной и Ташкентом началось заметное сближение во всех сферах, причём военная объявлена чуть ли не приоритетной. Исламский терроризм представляет собой угрозу для всех стран региона, это тот случай, когда наличие/отсутствие границ роли не играет. Терроризм границ не имеет (как в старом анекдоте: "Советский Союз с кем хочет, с тем и граничит"). Основным его гнездом, несмотря на все усилия "антитеррористической коалиции", остаётся Афганистан. Однако радикальные группировки есть везде, особую опасность представляет Ферганская долина, где сходятся Узбекистан, Киргизия и Таджикистан. Хотя борьба с терроризмом - в первую очередь дело спецслужб, но сейчас масштаб его таков, что без армии обойтись уже практически невозможно. Как и все постсоветские армии, а также большинство армий мира вообще, ВС Казахстана комплектуются по смешанному принципу. Продолжительность срочной службы составляет 18 месяцев, при этом среди военнослужащих растет доля контрактников. Только ими, например, комплектуются недавно созданные аэромобильные войска. Казахстан является на сегодняшний день среднеразвитой страной, а численность ВС составляет менее 1% населения. Это позволяет набирать достаточно высококачественных контрактников: при отсутствии завышенных требований к количеству можно уделять больше внимания качеству. Кроме того, не возникла ещё характерная для высокоразвитых стран проблема, когда по контракту идут служить почти исключительно люмпены ("нормальные" находят себе применение в других сферах). Кроме того, рост экономики Казахстана позволяет обеспечивать контрактникам достаточно высокое денежное довольствие, что также способствует улучшению качества контингента. При этом, однако, характер внешних угроз таков, что без призыва Казахстан обойтись не сможет, он должен иметь подготовленный резерв. Наконец, переход к чисто наёмному принципу комплектования вреден по чисто психологическим соображениям: главным мотивом для военнослужащих становятся деньги, а не защита родины. Оптимальным является вариант, когда призывников готовят исключительно к защите страны от внешней агрессии, а если государство в мирное время направляет свои войска за рубеж для решения каких-то внешнеполитических задач, то эти контингенты должны комплектоваться исключительно по контракту. Возможно, Казахстан придёт именно к этому варианту. Если страна хочет играть не формальную, а реальную роль в таких организациях, как ОДКБ и ШОС, ей необходимо наличие сил быстрого развёртывания, готовых к немедленному использованию, в т.ч. и за пределами страны (видимо, аэромобильные войска и будут играть роль СБР). Борьбу с терроризмом также эффективнее вести, если это возможно, не на собственной территории, к тому же здесь призывники заведомо бесполезны из-за крайней специфики антитеррористических мероприятий. Было бы совершенно естественно, если бы Казахстан взял на себя больше обязательств по защите Киргизии и Таджикистана, которые сами себя защитить не способны в принципе. При этом представляется несколько странным, что защищает их только Россия, не имеющая с этими странами общих границ. Будучи по многим параметрам самой успешной страной СНГ, Казахстан имеет возможность создать вооружённые силы, занимающие по боевому потенциалу второе-третье место среди постсоветских стран. Тем более что геополитическая ситуация в Центральной Азии такова, что сильная армия Казахстану совершенно не помешает. Источники: 1. Сильная армия для Казахстана – не роскошь, а необходимость. Александр Храмчихин "АПН Казахстан" 2. Вооруженные Силы Казахстана - вчера и сегодня. 16.03.07, Олег Сидоров , специально для Gazeta.kz 3. Польский журнал "Lotnictwo" №1/2007 | |
Просмотров: 7535 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела