Безопасность жизнедеятельности - это комплекс мероприятий, направленное на безопасное взаимодействие человека со средой обитания и его защиту, устойчивое функционирование объектов хозяйствования в чрезвычайных ситуациях, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также применения современных средств поражения.

В дисциплине рассматриваются следующие вопросы:

- состояние и негативные факторы среды обитания;
 - принципы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания; 
 - анатомо-физиологические последствия воздействия факторов на человека травмирующих, вредных и поражающих, принципы их идентификации, повышение безопасности технических средств и технологических процессов; 
 - разработка мероприятий по защите населения и производственного персонала в условия ЧС и ликвидация их последствий; 
- нормативно-технические и организационные вопросы БЖ.

Главная задача курса - освоение объема теоретических знаний и практических действий, необходимых для решения нижеследующих задач:

 - создание нормальных условий в зонах трудовой деятельности и отдыха человека; 
 - эксплуатация техники, технологических процессов и объектов хозяйствования в соответствии с требованиями по безопасности и эко логичности; 
 - устойчивость функционирования объектов хозяйствования и технических систем в обычных условиях и в условиях чрезвычайных ситуаций; 
 - разработка и реализация мер защиты человека и среды его обитания от вредных воздействий; 
- прогнозирование и оценка последствий ЧС.

Обьектом изучения в БЖД является комплекс явлений и процесс в системе ‘’человек – среда обитания’’, отрицательно воздействующих на человека и природную среду.

Организация и ведение Гражданской обороны (ГО) - одна из основных функции государства, составная часть его оборонных мероприятий. Порядок организации и ведения ГО определены Законом РК «О Гражданской обороне».

Общее руководство ГО РК осуществляет Премьер-Министр РК начальник ГО.

Непосредственное руководство ГО РК возложено на Агентство РК по ЧС.

7 мая 1997 года был принят Закон РК «О гражданской обороне». Закон определил основные задачи, организационные принципы построения и функционирования ГО РК, полномочия центральных, местных представительных и исполнительных органов, права и обязанности граждан в области ГО.

В РК уделяется большое внимание организации защиты населения и экономики государства от последствий возможных ЧС. Основой правовой базы являются принятые в республике законы в области ГО и ЧС.

В республике действует единая Государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Она включает в себя различные службы -от наблюдения, контроля обстановки, прогнозирования и оповещения до аварийно-спасательных подразделений.

Закон РК «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» от 5 июля 1996года. Основные положения Закона касаются защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования, а также вопросов предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Определены основные понятия и термины, применяемые в данной области.

Чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварии, бедствия или катастрофы, которые повлекли или могут повлечь за собой гибель людей, ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Авария - нарушение технологического процесса, повреждение механизмов, оборудования и сооружений.

Стихийное бедствие - бедствие, вследствие которого возникла чрезвычайная ситуация.

Катастрофа — разрушительное явление, повлекшее чрезвычайную ситуацию регионального или глобального масштаба.

Закон РК «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 27 марта 1997 года.

Настоящий Закон регулирует общественные отношения при организации и деятельности аварийно-спасательных служб и формирований, созданных для ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Законом определены правовые гарантии деятельности спасателей, их статус, права и обязанности, а также режим работы и отдыха.

Аварийно-спасательная служба - совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования, структурно включающие в себя спасателей-исполнителей, выполняющих аварийно-спасательные и неотложные работы.

Спасательные работы — действия в зоне ЧС по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите окружающей среды, ее локализации и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для нее опасных факторов.

Закон РК «О гражданской обороне» от 7 мая 1997 года.

Гражданская оборона - это государственная система органов управления и совокупность общегосударственных мероприятий, проводимых в мирное и военное время в целях защиты населения, объектов хозяйствования и территории страны от воздействия поражающих факторов современных средств поражения, ЧС природного и техногенного характера.


Сигнал «Внимание всем!» - единый сигнал ГО, который передается сиренами и другими сигнальными средствами. По этому сигналу население обязано включить телевизоры, радио и другие средства приема информации, внимательно прослушать передаваемую информацию и выполнить требования по порядку действий и правилам поведения.

Объекты хозяйствования - здания, сооружения и другие строения, используемые в интересах промышленного, сельскохозяйственного производства и других сфер деятельности общества.

ГО организуется по территориально - производственному принципу на всей территории республики.

Для ликвидации последствий ЧС мирного времени из числа существующих формирований ГО и штатных специализированных формирований создаются областные, городские и районные отряды экстренного реагирования постоянной готовности.

Кабинет Министров Республики Казахстан 30.09.93г. издал Постановление № 969 ″ О мерах по созданию системы обучения населения и специалистов по предупреждению и действиям в ЧС ″. На основании этого Постановления Штабом ГО РК разработана ″Система подготовки руководящего состава, формирований ГО и обучения населения по действиям в ЧС″.

Обучение по Гражданской обороне и защите от последствий чрезвычайных ситуаций является обязанностью населения Республики Казахстан.

Основная задача для населения – научиться правильно действовать в сложившейся экстремальной ситуации, оказывать само – и взаимопомощь.

Студенты высших учебных заведений изучают курс ″Безопасность жизнедеятельности″, который является обязательным предметом и включается в учебные планы в качестве специальной дисциплины.


Виды учений и тренировок по ГО и ЧС

Тактико-специальные учения (ТС) являются основной и наиболее эффективной формой подготовки формирований ГО для выполнения задач по предназначению в мирное и военное время. Продолжительность ТСУ должна составлять 4-8 часов. 

Командно-штабные учения (КШУ) в организациях являются одной из основных форм совместной подготовки к ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера. КШУ проводятся ежегодно продолжительностью не менее одних суток из них 8 часов рабочего времени.

Комплексные учения (КУ) являются одной из форм подготовки органов управления и руководящего состава, а также населения проживающего вблизи организаций, к ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера. Продолжительность учений должна обеспечивать полную и качественную отработку всех учебных вопросов и составлять не более двух суток. 

Объектовая тренировка (ОТ) - это упрощенное по организации, сокращенное по объему выполненных мероприятий и времени проведения комплексное учение. Продолжительность ОТ до 10 часов.

Виды эвакуации населения, органы и комиссии.  

Эвакуация — организованный вывоз (вывод) населения и материальных ценностей из зон ЧС и из районов возможного применения противником современных средств поражения с целью сохранения жизни людей и функционирования производства. 

Безопасная зона — территория, расположенная вне зон возможных разрушений, радиоактивного загрязнения и химического заражения, а также катастрофического затопления, вне приграничных районов, заблаговременно подготовленная для размещения эвакуируемого населения и его первоочередного жизнеобеспечения.

Эвакомероприятия - планируются и всесторонне готовятся заблаговременно. Они осуществляются длбея того, чтобы снизить вероятные потери населения, сохранить квалифицированные кадры специалистов, обеспечить устойчивость функционирования объектов экономики, а также условия для создания группировок сил и средств в безопасной зоне в целях проведения спасательных и неотложных работ в очагах поражения.

Виды эвакуации

Частичная эвакуация — заблаговременный вывоз до начала общих эвакомероприятий, без нарушения графиков работы транспорта, населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания.

Общая эвакуация — организованный вывоз всеми видами имеющегося транспорта и выход пешим порядком населения из городов и населенных пунктов и размещение его в безопасной зоне.

Рассредоточение—организованный вывоз из категорированных городов и размещение в безопасной зоне рабочих и служащих организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время.

Временная эвакуация — эвакуация населения из опасных зон в безопасные места при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.

Эвакуация проводится в возможно короткие сроки. Ее окончанием считается время вывоза (вывода) населения за пределы опасной зоны.

Эвакуационные органы
Эвакуационные комиссии (ЭК)
Сборные эвакуационные пункты (СЭП)
Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ)
Эвакоприемные комиссии (ЭПК)
Приемные эвакуационные пункты (ПЭП)

Эвакуационные комиссии создаются в республике, областях, городах, городских районах, организациях, министерствах, агентствах, центральных и иных исполнительных органах. Эвакуационная комиссия несет ответственность за выполнение всего комплекса эвакомероприятий. Председателем ЭК назначается одни из заместителей первого руководителя.

Сборные эвакуационные пункты предназначаются для сбора и регистрации эвакуируемого населения и отправки его в пункты посадки на транспорт и на исходные пункты движения. Как правило, СЭП располагаются вблизи этих пунктов.

Количество СЭП определяется с учетом численности рассредотачиваемого и эвакуируемого населения.

Промежуточные пункты эвакуации создаются за пределами зон возможных разрушений, вблизи путей сообщения. Они предназначены для кратковременного размещения (отдыха) эвакуируемого населения, его перерегистрации, проведения при необходимости дозиметрического, противохимического контроля, санобработки людей и отправки их в места расселения в безопасной зоне.

Эвакоприемные комиссии создаются в районах (сельских), населенных пунктах и сельскохозяйственных организациях всех форм собственности, на территории которых производится размещение эвакуируемого населения.

На ЭПК возлагается обязанность организации встречи пребывающего при эвакуации населения, его учет и размещение, а также контроля за организацией обеспечения прибывающего населения всем необходимым для нормальной жизни. ЭПК возглавляют заместители руководителей местных исполнительных органов сельских районов и городов, руководителей сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности.

Приемные эвакуационные пункты развертываются в пунктах высадки, рассредотачиваемого и эвакуируемого населения. Они предназначены для отправки населения в места расселения. Развертывают их эвакоприемные комиссии районов. Численный состав администрации ПЭП определяется с учетом количества прибывающего населения и объема мероприятий, связанных с его обеспечением.

Планирование эвакуационных мероприятий

Планирование рассредоточения и эвакуации населения является важнейшей задачей начальников ГО, служб ГО и ЧС, эвакуационных и. эвакоприемных комиссий всех уровней, начальников управлений, отделов по ЧС. Планирование эвакуационных мероприятий проводится по вертикали: "Республика — область — город, район — предприятие". 

Для определения порядка и очередности рассредоточения и эвакуации необходимые мероприятия осуществляются заблаговременно. Производится расчет населения по следующим основным группам:

 1 группа—рабочие и служащие организаций, продолжающих работу в городе в военное время, а также обеспечивающих его жизнедеятельность, члены их семей (рассредоточение). 

 2 группа — рабочие и служащие организаций, переносящих свою деятельность в военное время в безопасную зону, члены их семей. Сотрудники центральных аппаратов Министерств и Агентств. Рабочие и служащие организаций, прекращающие деятельность в военное время, и члены их семей (общая эвакуация). 

 3 группа — студенты ВУЗов, СПУЗов, ПШ, профессорско-преподавательский состав и обслуживающий персонал, учащиеся школ-интернатов, воспитанники детских домов и специальных детских учреждений, преподаватели, воспитатели и обслуживающий персонал. Пенсионеры, содержащиеся в Домах инвалидов и престарелых, и обслуживающий персонал. Одиноко проживающие пенсионеры, безработные, работники коммерческих структур, частных предприятий и других негосударственных учреждений и фирм (частичная эвакуация). 

При планировании, подготовке и осуществлении эвакомероприятий предусматриваются и заблаговременно прорабатываются все виды обеспечения:
- Разведка (инженерная, медицинская, радиационная и химическая)
- Транспортное обеспечение
- Медицинское обеспечение
- Материальное - техническое обеспечение
- Обеспечение охраны общественного порядка
- Противопожарное обеспечение

Защитные приборы и сооружения, их свойства.

В мирное время также возможны аварии, разрушения промышленных объектов и транспортных средств с выбросом химических продуктов, многие из которых являются токсичными и представляют серьезную опасность для людей. В связи с этим необходимо уметь работать с приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля. 

Почти все современные приборы дозиметрического контроля работают на основе ионизационного метода. Под воздействием ионизирующих излучений в изолированном объеме электрически нейтральные атомы газа разделяются на положительные и отрицательные ионы. Приборы работающие на основе ионизационного метода, примерно одинаковы и включают устройства: воспринимающее, усилительное, измерительное, блок питания и источник питания.

Измеритель мощности дозы (рентгенометр) ДП-5В предназначен для измерения уровней гамма-радиации и радиоактивной зараженности различных предметов по гамма-излучению. Мощность экспозиционной дозы гамма-излучения определяется в милирентгенах в час. измерения уровня радиации производится на высоте 1м, т.е. на уровне жизненных центров человека.

Комплект индивидуальных дозиметров ДП-22В предназначен для измерения индивидуальных доз гамма-излучения в диапазоне от 2 до 50 Р при измерении мощности дозы от 0,5 до 200 Р. Работа дозиметров обеспечивается в интервале температур от - 40 до + 50°С и относительной влажности 98%.

Комплект измерителя дозы ИД-1 предназначен для измерения поглощенных доз гамма-нейтронного излучения в интервале температур от -5 до + 50°С и относительной влажности до 98%. Дозиметр обеспечивает измерение поглощенных доз гамма-нейтронного излучения в диапазоне от 20 до 500 рад.

Бытовой дозиметр «Белла» выполнен в виде портативного карманного прибора. Дозиметр имеет два режима работы: ПОИСК и МЭД. Режим ПОИСК служит для грубой оценки радиационной обстановки по частоте следования звуковых сигналов. Режим МЭД служит для измерения индикации мощности эквивалентной дозы на цифровом табло. Измерение МЭД осуществляется автоматически с интервалом времени около 40сек.

Обнаружение отравляющих веществ в воздухе, на местности, технике производится при помощи приборов химической разведки или путем взятия проб и последующего анализа их в химической лаборатории. Принцип работы почти всех приборов основан на химическом методе индикации, заключающимся в том, что при взаимодействии отравляющих веществ (ОВ) с реактивом меняется цвет реактива или выпадает осадок, если реакция идет в жидкой среде.

Защитные сооружения - это инженерные сооружения, специально предназначенные для исключения или максимального снижения потерь от радиоактивного, химического, бактериального заражения от взрывчатых веществ.

Защитные сооружения классифицируются:

1. По защитным свойствам: убежища, противорадиационные укрытия,
простейшие укрытия.
2. По назначению: для защиты населения, для размещения органов
управления.
3. По расположению: встроенные и отдельно стоящие.
По срокам строительства: построенные заблаговременно в мирное
время и быстровозводимые.

Организация работ по обеспечению безопасности жизнедеятельности

Ликвидация последствий ЧС проводят с целью спасения и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей и природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны ЧС, прекращения действий, характерных для них опасных факторов. 

Ликвидация последствий стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф включает:
- оповещения населения и объектов хозяйствования об опасности
бедствия или возникших опасных последствиях аварий и катастроф;
- ведение разведки, установления степени и объема разрушений,
определение размеров зон поражения, скорости распространения и
возможных границ затопления или наводнения, размеров очагов,
районов и направлений распространения пожаров и выявления
других данных;
- определение объектов и населенных пунктов, которым
непосредственно угрожает опасность от стихийного бедствия, аварий
и катастроф;
- определение состава, численности и группировки сил и средств ГО и
ЧС, привлекаемых для спасательных и неотложных работ;
- организация управления силами и средствами ГО и ЧС в районе
бедствия, аварий и катастроф;
- организация медицинской помощи пораженным и эвакуация их в
лечебные учреждения, а также вывод населения в безопасные места;
- подготовку и осуществление соответствующих мер безопасности при
ведении спасательных работ;

Оповещение. Цель оповещения - своевременное предупреждение руководящего состава, населения городов и сельской местности о возникновении непосредственной опасности и о необходимости принятия мер защиты. Для оповещения используют предупредительный сигнал ГО «Внимание всем!».

Комплексная разведка района, объекта, на котором произошла ЧС

Цель разведки — своевременное добывание данных об обстановке, необходимых для принятия обоснованного решения и успешного проведения спасательных работ в очагах поражения, районах стихийных бедствий и катастроф.

Разведка подразделяется на общую и специальную.

Общая разведка проводится в целях быстрого получения данных об обстановке в районе, необходимых для принятия решения на проведение мероприятий по защите населения, формирований ГО и ведение спасательных работ.

Специальная разведка проводится для получения более полных данных о характере радиоактивного, химического и бактериологического заражения.

Группировка сил и средств

Для ликвидации последствий ЧС создается группировка сил и средств ГО и ЧС. В группировку сил и средств включается:
• воинские части ГО;
• территориальные, объектовые формирования и формирования служб
ГО и ЧС;
• республиканские и областные оперативно-спасательные отряды;
• службы экстренной медицинской службы.

Организация управление силами и средствами в районе бедствия, аварий и катастроф.

Спасательные и неотложные работы

Спасательные и неотложные работы в очагах поражения проводятся в целях спасения людей и оказания помощи пораженным, локализации аварий и создания условий для последующего проведения аварийно-восстановительных работ.

Спасательные работы - действия в зоне ЧС по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите окружающей среды, ее локализации и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для нее опасных факторов.

Непосредственная ответственность за своевременную организацию и проведения мероприятий по ликвидации последствий стихийного бедствия, аварий и катастроф возлагается на начальников ГО всех степеней, их органы управления и службы ГО и ЧС.

Организация работ по обеспечению безопасности жизнедеятельности является одной из основных функций государства. Порядок организации и ведения ГО определены Законом РК «О Гражданской обороне». Ответственность за проведения этих работ несут руководители центральных, местных исполнительных органов РК. Для организации работ по обеспечению безопасности жизнедеятельности ведутся обучения по ГО и защите от последствий ЧС. Основная задача - научить население правильно действовать в сложившейся обстановке, уметь оказывать само- и взаимопомощь.

Роль пропаганды в вопросах обучения населения действиям в экстремальных ситуациях.

Материалы по теме: авария, Аварийно-спасательная служба, ОБЖ, чрезвычайная ситуация, Спасательные работы, гражданская оборона, катастрофа, стихийное бедствие
Пропаганда знаний в области ГО и ЧС – это распространение и углубленное разъяснение законодательных и других нормативно – правовых актов РК, правительственной политики по защите населения, окружающей среды и организаций, по спасению жизни людей, культурного и других видов наследия, по уменьшению социально – экономического ущерба от возможных стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Пропаганда знаний в области ГО и ЧС проводится управлениями, отделами по ЧС и службами по ГО и ЧС, центрами подготовки и обучения, общественными организациями, штабами ГО организаций, учебными заведениями, средствами массовой информации.

Пропаганда ГО и ЧС включает в себя лекции, доклады, беседы, выступления по телевидению, радию, в печати, демонстрацию кино-, диа-, видеофильмов, создание и обновление наглядной агитации, издание журналов, сборников, бюллетеней, памяток, буклетов, брошюр, плакатов, листовок и пр.

Более подробно эти вопросы освещаются в Методических рекомендациях по организации пропаганды знаний в области ГО и ЧС разработанных МЧС РК.


Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031